Консультация
консультация по развитию речи

Белых Лариса Юрьевна

Консультация "Праздники и развлечения как средсьво развития речи дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Праздники и развлечения как средство развития речи

Составитель:  Белых Л.Ю.

Мы знаем, какое громадное значение в жизни ребенка имеют эмоции, особенно положительные, возбуждающие. Проявления у ребенка внимания, интереса, стремления к творчеству требуют эмоциональных побуждений. Особое влияние на ребенка оказывают эмоции радости. Ребенок, жизнь которого лишена радости, чахнет и физически и психически. Интересы его развивающейся личности требуют обновляющихся впечатлений, поддерживающих и питающих чувства радости.   Праздник имеет громадное положительное значение. Он вносит в жизнь детей новое ценное содержание, побуждает чувство радости, стимулирует к деятельности, в том числе и способность речи.

Дети, в соответствии возрасту и возможностям участвуют в подготовке к празднику. Что имеется ввиду: обсуждение содержания праздника, организация праздничной среды, систематизация репертуарного материала. Недопустимо спешно разучивать материал, натаскивать детей, многочисленно репетировать.

Праздничный материал накапливается постепенно в процессе годовой педагогической работы. И в подготовке и проведения праздника предоставляются широкие возможности для выявления детской самодеятельности и языка. Главным моментом праздника является зрелище, представление. При этом роль детей может быть двоякая: они могут быть как действующими лицами, так и зрителями.  В этих случаях у детей проявляется и упражняется их собственная речь и слухом воспринимают чужую речь. То и другое значительно развивает речь детей.

Для детей – зрителей предлагаются театральные пьесы, концерты, литературные чтения с волшебными фонарями, киносеансами, Петрушкой и т.д.

Для того чтобы говорить хорошо всегда и при всех условиях, надо не только уметь говорить. Но надо приобрести привычку говорить публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Необходимо развивать в детях уверенность в себе и доверия к своим силам. Привычку к публичной речи можно создать в человеке только путем приучения его с малолетства к речи перед посторонней, увеличивающейся в числе аудиторией.

Важно, чтобы дети в раннем возрасте проникались сознанием, что они принимают участие в общей работе, в общей беседе, что их словами все заинтересованы, что они рассказывают товарищам нечто, что может и должно всех заинтересовать. Чтением детей на праздниках перед приглашенными гостями, новой посторонней аудиторией помогает преодолевать робость, застенчивость. Не следует забывать, что характер излишней торжественности, исключительности, где дети дифференцируются, выдвигаются избранники, развивается пустое тщеславие, с одной стороны, зависть – с другой. Эта внешняя, отрицательная сторона дела убивает его внутреннюю сторону – развить во всех детях умение и потребность путем живого слова воздействовать на слушателей. Всякий парад, всякая внешняя показная сторона, способствующая проявлению тщеславия, не должны иметь места.

Независимо от свойств и способностей, выступать и читать должны все дети. Детей робких, застенчивых следует выдвигать в первую очередь. Важно давать детям правильную оценку, похвалу в меру, дабы, не развивая в них тщеславия и не задевать самолюбие. Во время разыгрывания маленьких сцен, пьесок, чтения стихов, рассказывания, пояснения к картинкам у детей шлифуется речь, развивается уверенность в себе, находчивость, открывается простор для творчества.

Материал, предложенный для детей: небольшие инсценировки по сказкам, басням, должен быть интересен по содержанию и грамотен по изложению. Нельзя забывать, что детский спектакль не театральное представление, в котором участвуют актеры, а методический прием, имеющий в виду детей.

Участвовать в таких спектаклях должны все дети. Оформление праздников может быть очень разнообразно и интересно, с привлечением различных видов детской деятельности и живого слова.  Праздники могут быть различными: сезонными (весна, лето, осень, зима). Могут быть литературными, музыкальными, посвященные памяти и творчеству знакомых детям писателей, поэтов, композиторов и т.п. Праздники с темой труда: посадка деревьев, цветов, сбор овощей, фруктов и т.п. Бытовые: дни рождения детей, ёлка, летние пикники. Сюда можно отнести случайные, мимолетные маленькие праздники. Детям накануне объявляются о завтрашнем празднике. Более тщательно наводится порядок, к одежде детей можно приколоть бантик, эмблему, значок. За обедом дать по конфетке, на стол поставить цветок. Снять обычные плановые занятия и устроить «театр» - час детской самодеятельности: чтение стихов, пляски, песни и т.п.  старшие дети могут сами придумывать маленькие сценки. Темы инсценировок дети придумывают сами или их предлагает педагог. Например: встреча двух друзей на катке, в лесу (сбор ягод, грибов, отдых под дубом, у костра и кто – нибудь рассказывает сказку). Декораций и бутафорий никаких не требуется. Все воображаемое. Сколько должно быть праздников разного типа должен подсказать педагогический такт, опыт и чувство меры.

Праздники, выступления детей неизменно включают музыкальные номера, главным образом пение.

Музыкально – вокальное образование, несомненно оказывает влияние на развитие языка детей.

Музыкальное образование является неотъемленной частью педагогической работы в целом.

Пение – фактор развития речи ребенка.

Детям  представляется возможность слушать пение и петь самим. Каждая песня связана с литературным текстом, который дети должны запомнить. К такому тексту должны быть предъявлены те же требования, что и к любому литературному произведению, с которым знакомят детей,- абсолютной грамотности, по возможности художественности. Дети должны понимать смысл песни, которая ими поется, что выдвигает определенные требования к дикции поющего лица.

Музыкальное образование неразрывно связано с культурой слуха, а культура слуха – один из важнейших факторов в деле развития речи. Следует отметить роль пения в борьбе с некоторыми недостатками речи, главным образом с заиканием. Пение, т.е. протяжное произношение звуков, входящих в слово, пресекает виды заикания. Пением пользуются как методом борьбы с видами заикания, не являющимися неисправимыми. Но такая работа должна вестись специалистом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....