Мнемотехника – метод запоминания информации
консультация по развитию речи (средняя группа)

Нечаенко Ольга Александровна

в статье описываются приемы использования мнемоединиц для запоминания информации, текстов, рассказов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_statya.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника – метод запоминания информации

Современный мир, современные дети, новые технологии, большой объем информации – основные характеристики сегодняшнего дня. Возникает вопрос, а какими вырастут дети, пришедшие в сад в этот насыщенный информационный век? К сожалению, мы не можем даже прогнозировать результаты. Но очевидно одно, что запоминать информации приходится и придется все больше и больше.

Ребенок старшего дошкольного возраста затрудняется воспроизвести полученные знания, поскольку часто просто не помнит то, о чем говорили на занятиях. Как оптимизировать процесс запоминания? На помощь приходит мнемотехника - совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления.

Основной секрет мнемотехники заключается в том, что память фиксирует наглядные образы, зашифрованные символы. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Цель работы с мнемотехниками:  

  • развивать разные виды памяти у детей младшего школьного возраста;  
  • научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники;  
  • развитие связной речи;
  • преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.

Начинать работу с приемами мнемотехник следует с мнемоквадратов. Это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

Наглядным примером мнемоквадрата является табличка, находящаяся на дверце шкафа воспитанника. Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.

Далее переходим к работе с мнемодорожками - это коллажи, состоящие из несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.

И более сложный и развернутый  вариант составления рассказа, текста или какого – либо информационного сообщения это мнемотаблица - сложные упражнения для развития детей.

Этапы работы с мнемотаблицами:

 1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.  

2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодирования пересказываем текст с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания. При этом пересказывают сами дети, прибегая к незначительной моей помощи.  

Преимуществ от данной техники множество, например улучшается память, внимательность, воображение, фантазия, развивается речь, увеличивается словарный запас, представления об окружающем мире расширяются, формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект, ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию. Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру. При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс коррекционно-развивающих занятий методом запоминания «мнемотехника»

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использован...

Работа с родителями :7 правил запоминания информации

Сегодня среди многих источников, посвященных развитию памяти, можно найти ряд рекомендаций, которые будут описаны ниже. Я попытался найти наиболее популярные и расположить их в порядке приоритетности ...

Лэпбук - эффективное средство для обучения и запоминание информации

Методическое пособие содержит практический материал для   проведения занятий с одним ребенком или подгруппой детей на основе лэпбука с целью изучения нового и закрепления ранее изученного ма...

Мнемотехника как механизм запоминания информации.

Использование приемов мнемотехники в процессе обучения...

"Методы запоминания информации дошкольниками (мнемотехника)"

Запоминание информации с помощью мнемотехники...

Мнемотехника как метод запоминания и развития речи

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста как наиболее эффективного метода запоминания информации и развития речи...

Презентация «Интеллектуальные карты как метод запоминания информации»

laquo;Интеллектуальные карты как метод запоминания информации»...