Занятие по развитию речи на тему: "Посуда. Продукты питания"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Почитаева Людмила Викторовна

Образовательные задачи:

  • уточнить  и расширить представление о посуде (ее назначении, материалах, из которых она сделана);
  • ввести в речь детей обобщающие понятия «продукты питания», «посуда»;
  • совершенствовать умение детей отвечать на вопросы по тексту;
  • дать представление о видах посуды:
  • чайная;
  • столовая;
  • кухонная посуда;
  • кофейная.
  • активизировать словарь по теме «Посуда»:

- именами существ.: кастрюля, сковорода, половник, миска, нож, кружка, сито, тёрка, блюдо, стакан, кувшин, тарелка, вилка, ложка, сервиз, блюдце, маслёнка, сахарница, солонка, селёдочница, хлебница, конфетница, чайник, ваза; металл, фарфор, стекло, хрусталь, пластмасса, глина, чугун, дерево, серебро; суп, сахар, соль, сыр, конфеты, селёдка, хлеб, масло…

- именами прилаг.: хрупкая, прочная, новая, красивая, удобная, стеклянная, чугунная, металлическая, фарфоровая;

- глаголами: варить, жарить, чистить, резать, разбивать, вытирать, мыть, накладывать, готовить, кушать, тереть, просеивать;

  • совершенствование грамматического строя речи:
  • умение согласовывать существительные с прилагательными;
  • совершенствовать умение подбирать слова – действия.

Развивающие задачи

Развивать:

  • развитие навыков речевого общения;
  • умение делиться и работать в парах;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие координации речи с движением, навыков пространственной организации двигательного акта;

Воспитательные задачи:

  • формирование навыков сотрудничества;
  • положительной установки на участие в занятии;
  • ответственного отношения к выполнению заданий;
  • воспитание навыков организованного поведения;
  • воспитание бережного и аккуратного отношения к посуде, уважительное отношение к продуктам  питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda._produkty_pitaniya.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные задачи:

  • уточнить  и расширить представление о посуде (ее назначении, материалах, из которых она сделана);
  • ввести в речь детей обобщающие понятия «продукты питания», «посуда»;
  • совершенствовать умение детей отвечать на вопросы по тексту;
  • дать представление о видах посуды:
  • чайная;
  • столовая;
  • кухонная посуда;
  • кофейная.
  • активизировать словарь по теме «Посуда»:

- именами существ.: кастрюля, сковорода, половник, миска, нож, кружка, сито, тёрка, блюдо, стакан, кувшин, тарелка, вилка, ложка, сервиз, блюдце, маслёнка, сахарница, солонка, селёдочница, хлебница, конфетница, чайник, ваза; металл, фарфор, стекло, хрусталь, пластмасса, глина, чугун, дерево, серебро; суп, сахар, соль, сыр, конфеты, селёдка, хлеб, масло…

- именами прилаг.: хрупкая, прочная, новая, красивая, удобная, стеклянная, чугунная, металлическая, фарфоровая;

- глаголами: варить, жарить, чистить, резать, разбивать, вытирать, мыть, накладывать, готовить, кушать, тереть, просеивать;

  • совершенствование грамматического строя речи:
  • умение согласовывать существительные с прилагательными;
  • совершенствовать умение подбирать слова – действия.

Развивающие задачи

Развивать:

  • развитие навыков речевого общения;
  • умение делиться и работать в парах;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие координации речи с движением, навыков пространственной организации двигательного акта;

Воспитательные задачи:

  • формирование навыков сотрудничества;
  • положительной установки на участие в занятии;
  • ответственного отношения к выполнению заданий;
  • воспитание навыков организованного поведения;
  • воспитание бережного и аккуратного отношения к посуде, уважительное отношение к продуктам  питания.

Материал

Демонстрационный:

  • мольберт;
  • картинка с изображением Федоры;
  • картинки с изображением посуды.

Раздаточный:

  • дневники (на каждого ребёнка);
  • картинки с изображением посуды;
  • микрофон;
  • набор картинок для игры «Какой предмет лишний?»

Ход занятия

I. Организационный момент

- Посмотрите, сколько у меня картинок. Что на них изображено? (…)

- Назовите их одним словом (Посуда)

- Для чего нужна посуда? (…)

- Верно, посуда нужна для того, чтобы готовить и употреблять пищу.

- Посмотрите на картинки, что на них изображено? (Торт, хлеб, колбаса, сыр…)

- Как  всё это можно назвать одним словом? (Продукты питания).

II. Введение в тему

- К нам в гости пришла гостья - логопед показывает детям картинку с изображением  плачущей Федоры из стихотворения «Федорино горе». Она сообщает о том, что от неё ушла посуда, она нуждается в нашей помощи, чтобы её вернуть.

-  Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла?  (потому что она не мыла посуду, посуда была грязная).

- А какая она должна быть?  (чистая).

1.Игра «Какой? Какая?»

  • Стакан из стекла – стеклянный.
  • Чашка из фарфора – фарфоровая.
  • Бокал из хрусталя – хрустальный.
  • Тарелка из глины – глиняная.
  •  Кувшин из пластмассы – пластмассовый.

- С посудой нужно обращаться аккуратно, бережно.

2. Игра «Подбери слова – действия»

- Чтобы посуда с нами дружила, нужно правильно о ней заботиться.

        Дети передают друг другу игрушечный микрофон и по очереди называют слова – действия ухода человека за посудой:

  • моют;
  • чистят;
  • ставят;
  • ополаскивают;
  • раскладывают…

Физминутка

                                               Точим нож, точим нож

                                               Будет очень он хорош

                                               Будет резать он припасы:

                                               Масло, сало, хлеб, колбасы,

                                               Помидоры, огурцы,

                                               Угощайтесь, молодцы!

            3.Беседа о назначении и  видах посуды:

- Вся ли посуда может применяться к разным блюдам?

- Как называется посуда, которую используют для чаепития? (чайная). Назовите её.

- Как называется посуда, которую используют для кофепития? (кофейной)

- Какую посуду мы называем кухонной?

- Какую посуду мы называем столовой?

4.Игра «Назови, где хранится»

  • сахар – в сахарнице;
  • хлеб – в хлебнице;
  • сыр – в сырнице;
  • суп – в супнице;
  • селёдка – в селёдочнице;
  • соль – в солонке…

- Федоре очень интересно, сможете ли вы узнать какая посуда для чего предназначена и из чего она сделана (дети делятся на пары). В этом вам помогут картинки которые приготовила Федора.

5. Игра « Какой предмет лишний?»

Каждая пара выбирает набор картинок и договариваясь между собой выбирают лишний предмет, определяют почему он может быть лишним.

- Ложка, вилка, нож, ложка деревянная.

- Чашки 3 шт. одинаковые, 1 чашка с другим рисунком.

- Кукольная – сковорода, кастрюля, шумовка, тарелка настоящая.

- Кружка железная, пластмассовая, глиняная, чашка.

- Селедочница, глубокая тарелка, ложка столовая, ложка чайная.

- Теперь Федора уверена,  вы точно сможете правильно накрыть стол для гостей и не перепутаете чайную посуду с кофейной, столовую с кухонной.

6. Чтение рассказа «Разведчица»

- Сейчас я вам расскажу одну историю. Послушайте.

- Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?

- Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь?

- А меня Вовка на разведку послал.

Вопросы по тексту:

  • Как вы думаете, зачем Вова послал Наташу к маме?
  • Была ли разбита чашка? Почему?
  • Правильно ли поступил Вова?
  • А как вы поступили бы, если бы разбили мамину любимую чашку?
  •  А ваша мама сильно бы расстроилась, если бы вы разбили ее любимую чашку?

Логопед обращает внимание детей на изображение Федоры:

- Наша гостья благодарна вам за помощь, вы научили её  бережно обращаться с посудой:

«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду, и любить и уважать».

        Федора прощается с детьми.

После каждого задания дети оценивают себя и своих друзей, выставляя условные оценки в дневники.

III. Рефлексия:

  • Кто сегодня на занятии был самым активным?
  • Чьи ответы вам понравились?
  • Кому понравились свои ответы и чем? 
  • Что нового вы узнали?
  • Что нового хотели бы узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме «Посуда»

В данном занятии совмещаются, переплетаются задания по развитию речи и развитию навыков языкового анализа и синтеза, появляется неожиданная гостья, которой  крайне необходима помощь. Дети были оч...

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Посуда"

Конспект занятия по развитию речи...

Конспект занятия по развитию речи по теме "Посуда"

Фронтальное занятие для детей младшего возраста...

Конспект занятия по развитию речи на тему "посуда"

Активизировать словарный запас детей на тему «Посуда»Учить детей образовывать прилагательные от существительных.Развивать умение называть обобщающие слова;Развивать координацию.Развивать познавательны...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе « Продукты питания.»

Цели: Продолжать, расширять и уточнять знания детей об окружающем мире. Расширять представления о продуктах питания, их значении для здоровья человека. Знакомить детей с разными способами образования ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Продукты питания"

Конспект занятия по развитию речи "Продукты питания"...