Речевое развитие детей 5 года жизни.
консультация по развитию речи (средняя группа)

Лысова Ирина Владимировна

На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в речевом развитии.

Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов,

устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи.

Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребёнок способен до конца выслушивать ответы взрослых. 

Словарь увеличивается до 2500-3000 слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_detey_pyatogo_goda_zhizni.docx94.16 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЬ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно

отражать их в речи. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребёнок способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Словарь увеличивается до 2500-3000 слов. В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов; начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка).

Свои высказывания ребёнок строит из двух-трёх и более простых распространённых предложений.

  • четырёхлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Некоторые дети, фиксируя неправильности произношения у своих сверстников, могут, однако, не замечать нарушений звучания в собственной речи. Это говорит о недостаточном самоконтроле.

  • этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Стремление сочинять небольшие стихи закономерно, оно развивает слух и требует,

поэтому всякого поощрения со стороны взрослого.

Игры и упражнения для детей от 4 до 5 лет направлены как на формирование правильного произношения, так и развития фонематического слуха - умения слышать и узнавать звук в составе слова, выделять его из группы других звуков.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для артикуляции сложных звуков. У детей полностью исчезает смягчённое произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Большинство детей к пяти годам усваивает и правильно произносит шипящие звуки, [Л],[Р],[Р,]; отчётливо произносит многосложные слова

  • правильно ставит ударение. Но у некоторых детей ещё неустойчивое произношение свистящих и шипящих звуков (в одних случаях правильно, в других нет), неотчётливо произношение отдельных слов,

особенно многосложных и малознакомых.

Достаточно развитый речевой слух даёт ребёнку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности. У ребёнка удлиняется выдох. На данном возрастном этапе закрепление звуков

осуществляется в такой последовательности: [С],[З],[Ц],[Ш],[Ж],[Ч],[Щ],[Л],[Р]. При работе над каждым звуком малыш выделяет его интонационно и длительно в словах (с-с-сад, лис-с-са).

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДАННОМ ВОЗРАСТЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭТИХ ПРОБЛЕМ

  • редких случаях в этом возрасте могут встречаться дети, которые не только не умеют бегло говорить, но и не могут составить простое предложение из 2–3 слов. Неговорящие дети должны к этому возрасту вызвать у родителей обеспокоенность, так как задержка речевого развития у детей 4 лет требует немедленной коррекции и вмешательства специалистов. Возможными причинами такого отставания могут быть:

  • проблемы в области неврологии;

  • нарушение интеллекта, умственная отсталость;

  • перенесённая родовая травма, патология беременности у матери малыша;

  • проблемы с моторикой органов артикуляции («волчья пасть», расщелина мягкого нёба);

  • социальная запущенность, отсутствие общения с взрослыми.

Не всегда вызывает беспокойство у родителей другой тип речевой задержки – неразборчивая речь ребёнка, особенно если со слов родителей «он всё понимает, только сказать не может». Для детей с неразборчивой речью характерны такие нарушения:

  • неправильное произношение многосложных слов (игнусинный – игрушечный, тивилизиль – телевизор), в словах переставлены и пропущены слоги и звуки;

  • не может ответить на вопрос взрослого распространённым предложением, его ответы односложны;

  • он не может закончить начатую взрослым фразу, рассказать о предмете, игрушке, картинке;

  • словарный запас скудный, ограничен примитивным набором слов, чаще всего используемых в быту;
  • с трудом подбирает нужные слова, может их перепутать, если они близки по звучанию, но разные по значению;

  • в его артикуляции отсутствует произношение большинства звуковых групп: шипящих, свистящих, часты замены звуков, он не замечает речевых ошибок у себя и у окружающих.

При первых подозрениях на расстройство речи у ребёнка необходимо обратиться к неврологу, логопеду, медицинскому психологу, дефектологу.

При задержке речевого развития наиболее эффективной оказывается ранняя коррекция. Однако это не значит, что при более позднем выявлении речевых расстройств нужно опустить руки. Специальные занятия окажут положительное влияние на речь если будут носить систематический характер.

При несвоевременном выявлении, отсутствии или недостаточности проведения лечебных мероприятий данные расстройства могут привести ребёнка к инвалидности, затрудняя

обучение и общение, а в тяжёлых случаях, к серьёзным проблемам жизни в обществе.

СОВЕТЫ, ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

  • КОНКРЕТНОМ ВОЗРАСТЕ

  • Закончи предложение: Взрослый начинает предложение, а ребёнок

заканчивает его подходящим по смыслу словом. Н: Петух кукарекает, а курица – (кудахчет). Лягушка квакает, а лошадь – (ржёт). У овцы ягнята, а у коровы – (телята). Рыба плавает, а собака – (бегает).

  • Кто где живёт: Кто живёт в дупле? – (белки, дятлы, совы). Где живёт скворец? Кто живёт в гнезде? Где живёт собака? Где живёт Саша?

  • Слова – неприятели: Холодный – (горячий), острый - , весёлый - , белый-…

  • Что таким бывает: Взрослый называет цвета, а ребёнок говорит,

что бывает таким цветом. Н: Что бывает зелёным? – ( огурец, трава, кузнечик, лист…).

  • Назови много предметов: Стол – (столы), лист – ( листья)...

  • Уменьши предметы: Дом – (домик), стул – (стульчик)…

  • Когда это бывает: Все купаются и загорают – (летом). Дети катаются на санках. Все чистят зубы и ложатся спать. Люди надевают плащи и берут зонтики. И т. д.

  • Исправь ошибку: Мама купил продукты (купила). Мы ходил в кино (ходили). Пора ложиться спи (спать). Встань со стул и подойди от меня (со стула, ко мне).

  • Сосчитай-ка: Ребёнок упражняется в счёте до пяти, согласовывая

существительные и прилагательные в роде и числе. Н: одна жёлтая машинка, две жёлтых машинки, …, пять жёлтых машинок.

  • Вынимаем слова: У ребёнка появляется и активизируется словарный запас, расширяются представления об окружающем мире. Н: Вынимаем слова из борща (свёкла, морковь, картошка, мясо, бульон). Вынимаем слова из кухонного шкафа, из ванной комнаты, из ящика с игрушками, …

  • Где спрятался звук в слове: У ребёнка формируется фонематическое восприятие, закрепляются знания о звуках и словах. Н: Перед ребёнком две картинки – мышь и дом. Где стоит

звук «М» в этих словах? – (мышь – в начале слова, дом – в конце слова).

  • Угадай, что я вижу: взрослый рассказывает о каком-либо

предмете, не называя его, а ребёнок отгадывает. Н: Я вижу большой, серый, каменный, четырёхэтажный – (дом).

  • Назови, где находится предмет: Ребёнок закрепляет умение ориентироваться в пространстве и упражняется в употреблении сложных предлогов «между», «из-за», «около», «через». Н: Перед ребёнком три предмета: дерево, домик, собачка. Где стоит домик?

– (между деревом и собачкой)…

  • Прохлопай, простучи, пропой ритмический рисунок: хлоп хлоп-хлоп, тук-тук тук-тук, ля ля-ля-ля…

Чья птичка, бабочка, снежинка улетит дальше: У ребёнка развивается длительный плавный выдох, активизируются мышцы губ, что способствует правильному произношению. Н: вырезать из бумаги любые фигурки, положить их на стол и дуть, продвигая их воздушной струёй на одном выдохе.

Литература:

Епифанова О.В. "Логопедия. Разработки занятий с детьми дошкольного возраста. Выпуск 1 ",

Волгоград, 2004г.;

Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. "Логопедия. Преодоление общего недоразвития

речи у дошкольников". - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998;

Нищева Н.В. "Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР",

СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007

Интернет ресурс:mersibo.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие первого года жизни.

В данном материале описаны условные нормы речевого развития детей до года, часто допускаемые ошибки родителей и советы для активизации речи....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...

Речевое развитие детей третьего и четвертого года жизни.Профилактика речевых нарушений

Речевое развитие детей третьего и четвертого года жизни.Профилактика речевых нарушений...