Проект "Библиотека"
проект по развитию речи

Романова Любовь Алексеевна

Проектная деятельность, презентация и помощник - лэпбук "Библиотека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_biblioteka.docx20.59 КБ
Файл lepbuk_opisanie_2.docx14.66 КБ
Файл prezentatsia_biblioteka.pptx1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Проект «Библиотечное дело, профессия библиотекарь.»

Пояснительная записка

В ХХI веке детские библиотеки все больше предлагают возможностей для привлечения к чтению. Специалисты стараются развить духовно-нравственное отношение к книге у подрастающего поколения.

Для них важно взаимоотношение между библиотекой, книгой и читателем, как к огромной значимости детского периода, без которой ребенок не сможет само реализоваться в будущем.

        Актуальность: 

        На основании ФГОС дошкольного образования одной из главных задач, стоящих перед ДОУ, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония.

 «Дети не любят книги, они сейчас совсем не читают» – можно услышать из телевизионных передач, от родителей, педагогов и всех, кто обеспокоен образовательно-воспитательной проблемой нашего времени.

        Дети перестали читать не вчера. Сегодняшний не читающий ребёнок – следствие того, что его родителям в своё время не была привита любовь к книгам. Главной задачей в современном обществе является формирование у подрастающего поколения потребности в чтении. Среди социальных институтов, призванных осуществлять эту задачу, особая роль принадлежит детской библиотеке.

        Одним из эффективных методов ознакомления дошкольников с профессиями является метод проектов. Он позволяет связывать процесс обучения и вовлечь детей в эту деятельность. В процессе проектной деятельности дети получают углубленное знание о профессии.

        Начальные знания о профессиях дети получают дома, а в век информационных технологий все чаще родители используют электронные ресурсы и зачастую дети даже не имеют представления о работе библиотекаря. Опыт показывает, что дети недостаточно владеют знаниями о содержании этой профессии. Все это послужило выбором темы для проекта

        Продолжительность проекта: среднесрочный (3месяца)

        Тип проекта: информационно-творческий

        Участники проекта: воспитатель группы, воспитанники группы «Капитошки» и их родители и законные представители.

        Цель проекта:

        - Познакомить с профессией библиотекарь, показать социальную значимость библиотек, а также обеспечение начальных профориентационных представлений с помощью дидактических и методических пособий.

        Задачи:

        - формировать представление детей о библиотеке;

        - познакомить с трудом библиотекаря;

        - воспитывать уважение к труду работников библиотеки;

        - воспитывать правила поведения в общественных местах;

        - воспитывать бережное отношение к книге;

        - повысить качество работы родителей с детьми по использованию книги;

        - приобщение детей к книге;

№п/п

Мероприятие

Цель

Срок

Предварительная работа с детьми

Работа с родителями

 1.

Беседа: «профессия библиотекарь», «для чего нужны библиотекари».

Уточнить и расширить представления детей о профессии библиотекарь, о структуре трудового процесса, о его значимости для окружающих.

Показ спектакля по мотивам русских народных сказок.

СРИ: «в библиотеке» (обучение игровым приемам: заполнение формуляра, раскладывать книги по стелажам, умение предложить книгу, кратко рассказав о ней)

Памятка «несколько советов родителям о том, чтобы чтение стало радостным».

Участие семей воспитанников в пополнении книжного уголка группы.

Сбор материала для создания книги «Нам дороги эти позабыть нельзя».

Консультация «что можно и нужно читать ребенку шести –семи лет».

2.

Экскурсия в библиотеку.

Заинтересовать детей регулярно посещать совместно с родителями библиотеку.

Творческое рассказывание «Книга, которую недавно прочитала мне мама».

Экскурсия с детьми по семейной библиотеке.

3.

Изготовление атрибутов для СРИ «библиотека». Формировать умение детей отображать представления о трудовых процессах библиотекаря в сюжетно ролевых играх, передавая в игре отношения взрослых к профессии.

Знакомство с «Правилами обращения с книгой»

 

Изготовление совместно с детьми самодельной книжки.

4.

Интервьюирование участников проекта «Моя домашняя

библиотека».

Совершенствовать умения детей вести диалоговую речь.

СРИ: «магазин книг», «Мы идем в библиотеку».

Совместно с детьми организовать в домашней библиотеке «Книжкину больничку»

5.

Организация выставки книг, принесенных из дома «Моя любимая книга».

Привлечь внимание детей к разнообразию детских книг, вызвать интерес к рассматриванию и чтению.

Беседа с детьми «книги разные нужны, книги разные важны»-рассказ о структуре книг(обложка-страница-переплет-иллюстрации).

Чтение  сказки А.Лопатиной «Живые книги».

Рассказывание детям сказок на ночь.

Беседы родителей «Как правильно общаться с книгой, чтобы книга не заболела».

6.

Акция «Книжкина больничка»,

Формировать умение бережного отношения к книгам.

Создание в группе мини-библиотеки

Памятка для родителей «Как сделать так, чтобы чтение было в радость»

7.

Изготовление Лэпбука «Библиотека»

Формирование умение работать в команде.

Рассматривание иллюстраций с изображением старинных книг

Беседа «Кто участвует в создании книги»

Подготовка материала для изготовления лэпбука «Библиотека»

8.

Социальная акция «Делаем книги сами» (книжки -малышки), Развивать у воспитанников эстетического вкуса.

Изготовление закладок для книг.

Помощь родителей в изготовлении кукол для детских спектаклей.

9.

Изготовление книги к дню Победы «Не помнить нельзя, забыть невозможно», Воспитание патриотических чувств и гордости за совершенные подвиги наших предков

Участие в конкурсе рисунков «Война глазами детей».

Сбор данных для книги с фото портретами участников ВОВ семей воспитанников.

Предполагаемый результат:

        Семья:

        -родители владеют умениями и навыками в воспитание будущего читателя;

        -семьи воспитанников активно принимают участие в жизни детского сада.

        Дети:

        -понимание детьми значимости профессии библиотекарь;

        -умение организовывать СРИ опираясь на полученные знания;

        -умение бережно относится к книге;

        -помощь детей в оформлении книги «Не помнить нельзя, забыть невозможно…», лэпбука «Библиотека»;

        -владеть культурно-гигиеническими навыками при работе с книгами.

        В ходе реализации проекта мы совместно с детьми посетили детскую библиотеку, основываясь на знаниях детей провели СРИ, рассматривали иллюстрации, читали книги, «вылечили» заболевшие книги, инсценировали русские народные сказки.

        Таким образом, задействовав различные виды деятельности дети более продуктивно стали понимать значимость профессии библиотекарь, бережнее относиться к книгам.



Предварительный просмотр:

Лэпбук «Библиотека»

Актуальность проблемы:

Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор.

Интерес к чтению в обществе в последние время снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В современном обществе все чаще чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п.

Не только дети, но порой и взрослые не знают, где в городе находятся библиотеки. А ведь главная миссия библиотек состоит в том, что, используя все имеющиеся средства создать среду развития ребенка через чтение и книгу. Более того, современная библиотека — это не просто выдача необходимой литературы, но и мастер- классы; театральные постановки, в которых дети принимают участие; литературные вечера.

Проблема:

Проблемами формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста являются:

· непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни;

· незнание истории её развития;

· ограничение круга детского чтения десятком имён авторов и названий художественных произведений;

· слабое представление о функциях литературы;

· отсутствие грамотной политики и методики приобщения детей дошкольного возраста к литературе (книге) и процессу чтения.

Цель:

формирование у дошкольников интереса к библиотеке, воспитание потребности в общении с книгой, формирование творческих способностей детей, возрождение традиций семейного чтения.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с библиотекой и ее предназначением;

- Научить детей бережно относиться к книге;

- Расширить представления детей об истории возникновения библиотеки и книге;

Развивающие:

- Сформировать у дошкольников интереса к библиотеке;

- Расширить словарные запас детей словами и выражениями, относящимися к тематике библиотека, библиотекарь, книга;

- Способствовать овладению навыками чтения;

Воспитательные:

-Привлечение родителей совместно с детьми посещать библиотеки.;

- Воспитывать чувство ответственности;

Главная деятельность детей в дошкольном возрасте – это игра, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются двигательные навыки, внимательность, сосредоточенность. Создание Лэпбука помогает погрузить детей в мир игры, так как главная особенность Лэпбука – это то, что все задания предлагаются детям в игровой форме.

Рекомендации по работе с Лэпбуком:

Дидактическое пособие Лэпбук «Библиотека» предназначено для детей дошкольного возраста, если содержание Лэпбука пополнять и усложнять или упрощать, то его можно использовать во всех возрастных группах.

Данное пособие является информативным, полифункциональным, трансформируемым, в нем соблюдена интеграция всех образовательных областей. Доступно в использовании детьми как в совместной с педагогом, так и самостоятельной деятельности

Работа с данным пособием не требует определённого времени в режиме дня и проводится в любое время, что не создаёт дополнительной нагрузки на детей.

В Лэпбуке собраны материалы для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с библиотекой и профессией библиотекарь.

В него входит 23 обучающих и развивающих заданий:

1. Кто работает над созданием книги;

2. Дидактическая игра «Угадай сказку»;

3. Пазлы;

4. Как появилась книга;

5. «Как печатали книги» С.Я. Маршак;

6. Какие бывают библиотеки;

7. Детские писатели;

8. Необычные здания библиотек в разных странах;

9. Библиотеки нашего города;

10. Из чего состоит книга;

11. Пословицы о библиотеке и книге;

12. Загадки о библиотеке и книге;

13. Правила общения с книгой;

14. Правила поведения в библиотеке;

15. Книга (от наскальных рисунков до наших дней) в картинках;

16. Документы, с которыми работает библиотекарь;

17. Какие бывают отделы в библиотеке;

18. Знакомство с профессией «Библиотекарь»;

19. Раскраски;

20. Мини – викторина;

21. Аппликация закладка (сделай сам);

22. Дидактическая игра «Закладка для книги»;

23. История возникновения библиотеки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 76 Педагогический проект «Профессия -библиотекарь» (подготовительная группа « Капитошки », возраст 6-7 лет ) г.Челябинск 202 1г. Участник конкурса: Романова Любовь Алексеевна воспитатель первой категории

Слайд 2

Тип проекта: информационно –творческий Продолжительность проекта: среднесрочный (3 месяца) Участники проекта: воспитатель группы, воспитанники группы « Капитошки » и их родители и законные представители. Проблема: проблемами формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста являются: - непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни; - незнание истории её развития; - ограничение круга детского чтения десятком имён авторов и названий художественных произведений; - слабое представление о функциях литературы; - отсутствие грамотной политики и методики приобщения детей дошкольного возраста к литературе (книге) и процессу чтения.

Слайд 3

Актуальность: На основании ФГОС дошкольного образования одной из главных задач, стоящих перед ДОУ, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. «Дети не любят книги, они сейчас совсем не читают» – можно услышать из телевизионных передач, от родителей, педагогов и всех, кто обеспокоен образовательно-воспитательной проблемой нашего времени. В современном обществе все чаще чтение замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми. Дети перестали читать не вчера. Сегодняшний не читающий ребёнок – следствие того, что его родителям в своё время не была привита любовь к книгам. Главной задачей в современном обществе является формирование у подрастающего поколения потребности в чтении. Среди социальных институтов, призванных осуществлять эту задачу, особая роль принадлежит детской библиотеке.

Слайд 4

Одним из эффективных методов ознакомления дошкольников с профессиями является метод проектов. Он позволяет связывать процесс обучения и вовлечь детей в эту деятельность. В процессе проектной деятельности дети получают углубленное знание о профессии. Начальные знания о профессиях дети получают дома, а в век информационных технологий все чаще родители используют электронные ресурсы и зачастую дети даже не имеют представления о работе библиотекаря. Опыт показывает, что дети недостаточно владеют знаниями о содержании этой профессии. Все это послужило выбором темы для проекта.

Слайд 5

Цель проекта: Познакомить с профессией библиотекарь, показать социальную значимость библиотек, а также обеспечение начальных профориентационных представлений с помощью дидактических и методических пособий. Задачи проекта: - формировать представление детей о библиотеке; - познакомить с трудом библиотекаря; - воспитывать уважение к труду работников библиотеки; - воспитывать правила поведения в общественных местах; - воспитывать бережное отношение к книге; - повысить качество работы родителей с детьми по использованию книги; - приобщение детей к книге;

Слайд 6

Предполагаемый результат: Семья: -родители владеют умениями и навыками в воспитание будущего читателя; -семьи воспитанников активно принимают участие в жизни детского сада. Дети: -понимание детьми значимости профессии библиотекарь; -умение организовывать СРИ опираясь на полученные знания; -умение бережно относится к книге; -помощь детей и законных представителей в оформлении книги «Не помнить нельзя, забыть невозможно …», лэпбука «Библиотека»; -владеть культурно-гигиеническими навыками при работе с книгами.

Слайд 7

Этапы реализации проекта: 1 этап – подготовительный 2 этап - планирование 3 этап - практический 4 этап - презентативный

Слайд 8

1этап – подготовительный Мотивацией для создание проекта было то, что дети нашей группы каждый день приносили из дома свои любимые книги. Каждая принесенная книга была нами прочитана. Книги были разные и по форме и по красочному оформлению и у детей возникли вопросы: Какие бывают книги? Где они «живут»? Кто за ними ухаживает? В результате обсуждения было решено более подробно познакомиться с книгами, узнать где они хранятся (знакомство с библиотекой). В ходе беседы дети узнали , что в библиотеке работает библиотекарь и тут же возник еще один вопрос: «Кто такой библиотекарь?»

Слайд 9

2 этап планирование № Мероприятие, цель Работа с детьми Работа с родителями 1. Беседа: «профессия библиотекарь», «для чего нужны библиотекари». Уточнить и расширить представления детей о профессии библиотекарь, о структуре трудового процесса, о его значимости для окружающих. Показ спектакля по мотивам русских народных сказок. СРИ: «в библиотеке» (обучение игровым приемам: заполнение формуляра, раскладывать книги по стеллажам, умение предложить книгу, кратко рассказав о ней. Памятка «несколько советов родителям о том, чтобы чтение стало радостным». Участие семей воспитанников в пополнении книжного уголка группы. Сбор материала для создания книги «Нам дороги эти позабыть нельзя». Консультация «что можно и нужно читать ребенку шести –семи лет». 2. Экскурсия в библиотеку. Заинтересовать детей регулярно посещать совместно с родителями библиотеку. Творческое рассказывание «книга, которую недавно прочитала мне моя мама». Знакомство с правилами обращения с книгой Экскурсия детей по семейной библиотеке.

Слайд 10

3. Изготовление атрибутов для СРИ «библиотека». Формировать умение детей отображать представления о трудовых процессах библиотекаря в сюжетно ролевых играх, передавая в игре отношения взрослых к профессии. Знакомство с «Правилами обращения с книгой» Изготовление совместно с детьми самодельной книжки. 4. Интервьюирование участников проекта «Моя домашняя библиотека». Совершенствовать умения детей вести диалоговую речь СРИ: «магазин книг», «Мы идем в библиотеку». СРИ: «магазин книг», «Мы идем в библиотеку».. 5. Организация выставки книг, принесенных из дома «Моя любимая книга». Привлечь внимание детей к разнообразию детских книг, вызвать интерес к рассматриванию и чтению. Беседа с детьми «книги разные нужны, книги разные важны»-рассказ о структуре книг(обложка-страница-переплет-иллюстрации). Чтение сказки А.Лопатиной «Живые книги». Рассказывание детям сказок на ночь. Беседы родителей «Как правильно общаться с книгой, чтобы книга не заболела».

Слайд 11

6. Акция « Книжкина больничка», Формировать умение бережного отношения к книгам. Создание в группе мини-библиотеки Памятка для родителей «Как сделать так, чтобы чтение было в радость». 7. Изготовление Лэпбука «Библиотека» Формирование умение работать в команде. Рассматривание иллюстраций с изображением старинных книг Беседа «Кто участвует в создании книги» Подготовка материала для изготовления лэпбука «Библиотека» 8. Социальная акция «Делаем книги сами» (книжки -малышки), Развивать у воспитанников эстетического вкуса. Изготовление закладок для книг. Помощь родителей в изготовлении кукол для детских спектаклей. 9. Изготовление книги к дню Победы « Не помнить нельзя, забыть невозможно» , Воспитание патриотических чувств и гордости за совершенные подвиги наших предков Участие в конкурсе рисунков «Война глазами детей». Сбор данных для книги с фото портретами участников ВОВ семей воспитанников.

Слайд 12

Дети на практике начинают осуществлять проект. На данном этапе используется самостоятельное добывание знаний детьми в процессе труда во время образовательной деятельности в свободное от занятий время, а также дома. На данном этапе воспитатель проводит различные мероприятия. Предлагает детям расширить проблемные ситуации, направляет детей на создание развивающей среды в группе – библиотеке. А также использует различные формы и методы работы для всестороннего развития детей. 3 этап практический

Слайд 13

4 этап презентативный Презентацией является вновь оформленный книжный уголок; лэпбук «библиотека», сделанный совместно с детьми; книга ко дню Победы «Не помнить нельзя, забыть невозможно…», изготовленная совместно с детьми и законными представителями детей.

Слайд 14

Беседа «профессия БИБЛИОТЕКАРЬ» библиотекарь э Это работник библиотеки Он любит читать Он знает, где находится любая книга в библиотеке Он помогает читателю быстро ориентироваться в мире книг Библиотекарь обладает супер памятью Самое главное, библиотекарь знает цену книги и относится к ней с глубоким УВАЖЕНИЕМ

Слайд 15

Экскурсия в БИБЛИОТЕКУ

Слайд 16

Правила пользования библиотекой В библиотеки свести себя нужно тихо, т.к. шум мешает другим читателям. Книги нужно возвращать вовремя, их ждут другие читатели. С библиотечными книгами нужно обращаться очень бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят Книги в библиотеки, надо ставить на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти ее для другого читателя . Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной библиотечной книги. Правила пользования книгой Нельзя книги перегибать Нельзя загибать книжные страницы Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки, пользуйтесь закладками Нельзя писать и рисовать в книгах Нельзя читать книги во время еды

Слайд 17

Структура работы библиотекаря АБОНИМЕНТ ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ КНИГОХРАНИЛИЩЕ

Слайд 18

Изготовление атрибутов для СРИ «БИБЛИОТЕКА»

Слайд 19

Интервьюирование участников проекта «МОЯ ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА»

Слайд 20

Выставка книг «МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА»

Слайд 21

Акция «КНИЖКИНА БОЛЬНИЧКА»

Слайд 22

Изготовление лэпбука «БИБЛИОТЕКА»

Слайд 23

Акция «Делаем книги сами» КНИЖКИ-МАЛЫШКИ

Слайд 24

Книга ко дню Победы «Не помнить нельзя, забыть невозможно…»

Слайд 25

Конкурс детских рисунков «ВОЙНА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

Слайд 26

Фото участников ВОВ семей воспитанников

Слайд 27

Сюжетно-ролевая игра «БИБЛИОТЕКА»

Слайд 28

Театральные постановки

Слайд 29

Обеспечение ресурсов проектной деятельности Детская энциклопедия «ВСЕ обо ВСЕМ» - М. Физиологическое общество «СОЛВО», ТКО, АСТ. 1994г. Маханева М.Д. театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения.-:М.:ТЦ «Сфера», 2001г Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Алешина Н.В.-М.: Элизе Трэйдинг ; ЦГЛ, 2004 Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/ Т.И.Бабаева , А.Г.Гогоберидзе , З.А.Михайлова и др.- спб : ООО издательство «ДЕТСВО ПРЕСС». 2011 «Я и МИР» конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста Мосалова Л.Л.- спб .: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2010.

Слайд 30

Здесь верится в доброе, ясное, Здесь век встречается с веком… Да что может быть прекраснее Работы в библиотеке!