Консультация
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Вагайцева Екатерина Александровна

Консультация по теме "Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya._fonematicheskiy_sluh.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация по теме: «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста»

Большинство родителей полагают, что достаточно как можно раньше выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но не всегда так получается, и ребенок может столкнуться при обучении с большими трудностями. Одной из причин этого явления может быть нарушение фонематической системы, которая является основой устной и письменной речи.

Цель: формирование знаний и представлений родителей о фонематических процессах детей в коррекции, развитии речи.

Задачи:

  • познакомить родителей с теорией по данной теме;
  • формировать понимание важности развития у детей фонематических процессов;
  • познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста.

Фонематические процессы  делятся на три этапа развития:

  1. Фонематический слух.
  2. Фонематическое восприятие.  
  3. Фонематический анализ и синтез. 

Фонема, в переводе с греческого «звук», то есть мы сегодня поговорим о формировании звуковых процессов.

Фонематический слух  - это способность к слуховому восприятию речи, фонем родного языка.

При благополучном речевом развитии, формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.

Стадии развития фонематического слуха:

  • первая - формирование способности различать неречевые звуки;
  • вторая – различать речевые звуки (различать голос мамы, папы).

При типичном речевом развитии и высоком уровне сформированности фонематического слуха дети начинают своевременно распознавать ошибки в чужой речи, а затем и в собственной. У дошкольников развивается:

  • способность узнавать звуки родного языка, различать их на уровне слова (ребёнок уже по картинкам может показать, где мишка, а где мышка);
  • способность различать слова, похожие по фонетическому составу (сосна, насос).

Фонематическое восприятие - процесс восприятия на слух обусловленных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи.

Если фонематический слух развивается самостоятельно, то фонематическое восприятие формируется только в процессе обучения на основе своевременно сформированного фонематического слуха.

Ступени формирования фонематического восприятия, которые развиваются в процессе обучения:

  • первая – уметь узнавать звук в слове;
  • вторая – выделять первый и последний звук в слове;
  • третья – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.

Сформированное фонематическое восприятие является одним из факторов развития правильного звукопроизношения и основой овладения грамматическим строем языка, следовательно, дальнейшего успешного освоения письма и чтения ребенком.

Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.

Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Анализ включает в себя:

  • определение порядка звуков в слове;
  • выделение основных качественных характеристик звуков (гласный-согласный, мягкий – твёрдый, звонкий - глухой).

Синтез:

  • способность соединять части в целое (с, к, о – сок). 

Фонематические процессы формируются поэтапно.

Этапы работы и подборка игр по формированию фонематического восприятия:

I этап – узнавание неречевых звуков.

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

Игра « Что звучало?»

На столе несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой, и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

Игра «Узнай по голосу»

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, «АУ». Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

Игра «Светофор»

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т. д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т. д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом – ребёнок.

Игра «Эхо»

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: «ав – ав», корова мычит: «мууу», кот мяукает: «мяу» и т. д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

Игра «Хлопни – топни»

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:

  • дом – ком  танк – кубик  майка – сайка  куст – банан  тучка – ручка;
  • Таня – Ваня  карета – нота  жар – пар  карта – книга  палка – галка.
  • Игра «Исправь ошибку»

Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.
Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).
Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

Игра «Похлопаем»

Ребенок повторяет ритмический рисунок из 2 (3-х) хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Игра «Скажи, как я»

Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

Игра «Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

  • Грач – грач – врач – грач
  • Ласточка – ласточка – точка – ласточка
  • Дрозд – дрозд – хвост – дрозд
  • Скворец – скворец – дворец – скворец

Шар – жар – веник –  пар

Игра « Кто кричал?»

На столе стоят 3-4 игрушки домашних  животных. Взрослый подражает крику каждого животного поочерёдно. Просит ребёнка закрыть глаза. Издаёт крик одного из животного. Просит открыть глаза и назвать (показать) того кто кричал.

IV этап - дифференциация слогов.

Игра «Простукай (прохлопай)  слово»

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т. д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

V этап –  развитие навыков элементарного звукового анализа.

  • Игра «Поймай звук»

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т. д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).

  • Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т. д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

  • Игра «Повторялки»

Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т. д.

  • Игра «Отвечай – не торопясь»

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас. Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …) Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …) Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…) Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.) Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

  • Игра «Исправь Незнайкины ошибки»

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

  • Коса прыгнула через забор.
  • Колова даёт вкусное молоко.
  • Рошадь жуёт сочную траву.
  • Кочка ловит мышку.
  • Собаха сторожит дом.

        

Данные дидактические игры закладывают основу для развития фонематических процессов, формирование которых предупреждает различные ошибки при овладении навыками письма и чтения, а так же развивают другие высшие психические функции (мышление, память, внимание, слуховое восприятие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....