картотека игр по речевому развитию для 2-3 лет
картотека по развитию речи (младшая группа)
цель: развивать речь, активировать речь детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_rech.razv_.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Дерево».
Цель: активизировать речь, побуждая, использовать в речи предлоги.
Описание: педагог читает стихотворение, показывая рукой: высоко - на, внизу - под. Предложить ребенку рассказать, что еще бывает «на.» и «под.».
Высоко на небе - облака,
А внизу - под облаком - река.
Высоко на дереве - листочки,
А внизу, под деревом, - цветочки.
Игра «Кукла спит».
Цель: развивать речь, слух.
Игровой материал и наглядные пособия: кукла (мягкая игрушка).
Описание: педагог предлагает ребенку уложить куклу спать: покачать ее на руках, спеть колыбельную, уложить в кроватку и накрыть одеялом. Объяснить ребенку, что, пока кукла спит, надо говорить шепотом, чтобы не разбудить ее. В это время можно поговорить о чем-нибудь с ребенком, задать ему вопросы, попросить что-нибудь рассказать. Не затягивать игру. Объявить, что кукле пора вставать и теперь можно разговаривать громко.
Игра «Что любит наша кукла?».
Цель: развивать речь, воображение.
Игровой материал и наглядные пособия: кукла (мягкая игрушка).
Описание: педагог предлагает ребенку спросить, что кукла любит делать: «Кукла, что ты любишь делать?» Голосом куклы рассказать короткими предложениями о ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю кушать». Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать ребенок. Помочь ему такими же простыми предложениями рассказать о своих занятиях. Можно предложить ребенку рассказать о том, что любят делать мама, папа, бабушка и т. д.
Игра «Закончи слово».
Цель: развивать речь, память, внимание.
Описание: предложить ребенку закончить слово, которое ему называет педагог. Например: доро. (га, мага. (зин, коло. (бок) ит. д. Если ребенку трудно сориентироваться, показать на предмет, который назван. Взяв в руки куклу, сказать: «Кук. (ла)». Взять в руки кубик - «Ку. (бик)» и т. п.
Игра «Повтори за мной».
Цель: развивать речь, внимание.
Описание: предложить ребенку повторить рифмованные строки.
Птичка прилетела, песенку мне спела.
Девочка проснулась, сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится и т. д.
После многократного повторения делать паузу перед последним словом, даже когда читаются новые рифмовки:
Маленький зайчишка не читает. (книжки).
Игра «Яблоко или тарелка?».
Описание: задавая ребенку вопросы, предупредить его, что вы можете ошибаться.
Яблоко и груша - это овощи?
Ложка и тарелка - это посуда?
Шорты и майка - это мебель?
Ромашка и одуванчик - это деревья?
Усложнить задания, называя предметы из разных тематических групп:
Помидор и апельсин - это овощи?
Ложка и дерево - это посуда? И т. д.
Игра «У меня зазвонил телефон».
Цели: развивать речь; расширять словарный запас.
Описание: предложить ребенку поиграть в «телефон». Роль телефона могут исполнять любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора и т. п. По очереди изображать звонок телефона. Поговорить с ребенком от своего лица, задавая ему простые вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою любимую игрушку? Во что ты играешь?» И т. д. Поменяться ролями: педагог - ребенок, ребенок - папа (мама). Разговор по телефону вести от имени игрушек, животных. Строить диалог таким образом, чтобы ответ ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет». Описывать различные предметы, вещи, продукты и т. д.
Игра «Что мы видим во дворе?».
Цели: развивать наблюдательность, внимание; расширять словарный запас.
Описание: посмотреть вместе с ребенком в окно. Поиграть в игру «Кто больше увидит». По очереди перечислять то, что видно из окна. Детально описывать все увиденное. Например: «Я вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето. Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т. д.». Если ребенок затрудняется описать предмет, помочь ему наводящими вопросами: «Ты увидел дом? Он высокий или низкий? У него много или мало окон? Он из кирпича или из дерева?» И т. д.
Игра «Что мы видели вчера?».
Цели: развивать память, внимание, наблюдательность; расширять словарный запас.
Описание: вспомнить вместе с ребенком, где он с родителями был вчера, что делал, кого встречал, о чем разговаривали. Акцентировать внимание на деталях: «Ты играл с Сашей? А во что вы играли? Какого цвета было у Саши ведерко? А совочек?»
Игра «Что мы будем делать завтра?».
Цель: развивать навыки планирования, память, речь.
Описание: предложить ребенку придумать какое-нибудь важное совместное дело: посчитать скамейки в парке, пойти в гости, придумать сказку для куклы Маши и т. п. Утром следующего дня поинтересоваться: помнит ли он о том, что вы хотели сделать сегодня. Стараться придумывать такие дела, исполнение которых не может быть отложено или отменено. Или заранее обговорить обстоятельства, которые могут нарушить ваши планы, например: «Мы пойдем в песочницу, если не будет дождя».
Игра «Кто кем был».
Цель: развивать речь.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей.
Описание: поинтересоваться и проверить, знает ли ребенок, что названия детенышей часто отличаются от названий взрослых животных. Рассмотреть картинки, задавая ребенку вопросы о том, кто на них изображен. Прочитать стихотворение А. Шибаева «Кто кем становится» :
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая. (собака).
Жеребенок - с каждым днем
Подрастал и стал. (конем).
Бык, могучий великан,
В детстве был. (теленком).
Толстый увалень баран –
Толстеньким. (ягненком).
Этот важный кот Пушок —
Маленьким. (котенком).
А отважный петушок –
Кро-о-хотным. (цыпленком).
А из маленьких гусят
Вырастают. утки –
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
Игра «Кто там?».
Цель: развивать воображение, речевые навыки.
Описание: предложить ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйти за дверь, постучать: «Тук-тук-тук». - «Кто там?» Изобразить какое-нибудь животное, например:
- Это я, корова. Му-у-у.
- Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идешь?
Поменяться ролями с ребенком, поочередно представляя различных зверей, людей, сказочных персонажей. Попытаться вести диалог с простыми вопросами и ответами.
Игра «Ладушки» (2 – 3 года)
Цель: Развивает координацию движения чувство ритма, речевые навыки
Сидя перед ребенком и ритмично хлопая в ладоши, читайте русскую народную потешку:
— Ладушки, ладушки, где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку. Кашка вкусненька, Бражка сладенька, Попили, поели, Кыш, полетели!
Игра «На лошадке, на коровке» (2 – 3 года)
Цель: Способствует разбитию координации движения, вестибулярного аппарата, речи; позволяет построить доверительные отношения с малышом.
Приговаривая стишок, подбрасывайте ребенка на коленях:
Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
Как кричит наша лошадка? Иго-го!
А по кочкам ловко-ловко
Мы проедем на коровке.
Как мычит корова наша? Му-у-у!
На собаке по оврагам — гав-гав-гав!
А на кошке по ухабам — мяу!
Мы скакали, мы скакали,
А теперь скакать устали.
В ямку — бух!
В процессе этой игры ребенок узнает, как «разговаривают» животные.
Игра «Ехали мы, ехали» (2 – 3 года)
Цель: Способствует развитию координации движения, вестибулярного аппарата, речи; позволяет построить доверительные отношения с малышом.
Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая стихи и изменяя движения, соответственно тексту:
Ехали мы, ехали,
В лес за орехами
На бочке, на бочке
По ровненькой дорожке,
Темной ночкой
По кочке, по кочке.
Утром — по оврагам,
Днем — по ухабам,
Заехали на горку
И в ямку бух!
Игра «Повторяй за мной» (2 – 3 года)
Цель: Формирует навыки правильного произношения, развивает артикуляционный аппарат.
Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повто-рять за вами последний слог:
Прибежала детвора —ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.
Игра «Закончи слово» (2 – 3 года)
Цель: Способствует разбитию речи, памяти, внимания.
Попросите малыша закончить слово, которое вы произ-носите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок. Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.
Игра «Кукла спит» (2 года)
Цель: Способствует развитию речи, слуха
Необходимый инвентарь: кукла или мягкая игрушка.
Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку м укроет одеялом.
Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете го-ворить шепотом, чтобы не разбудить ее. Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).
Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.
Игра «Угадай животное» (2 – 3 года)
Цель: Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.
Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку.
Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.
Игра «Яблоко или тарелка?»
Цель: Способствует разбитию речи, внимания
Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.
Яблоко и груши — это овощи? (Нет, это фрукты.)
Ложка и тарелка — это посуда?
Шорты и майка — это мебель?
Ромашка и одуванчик — это деревья?
Усложняйте задания, называя предметы из разных тема-тических групп:
Помидор и апельсин — это овощи?
Игра «Голоса животных»
(2 – 3 года)
Цель: Способствует разбитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.
Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.
Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие. Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.
воробей — чирикает (чирик - чирик)
ворона — каркает (кар-кар)
гусь — гогочет (га-га-га)
индюк — кулдыкает (кулды-кулды)
кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)
коза — блеет (ме-е-е)
корова — мычит (му-у-у)
лягушка — квакает (ква-ква)
мышка — пищит (пи-пи-пи)
осел — ревет (иа-иа)
петух — поет, кукарекает (кукареку)
пчела — жужжит (ж-ж-ж) .
собака — лает (гав-гав)
тигр, лев — рычит (р-р-р)
утка — крякает (кря-кря)
Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.
Игра «У меня зазвонил телефон» (2 – 3 года)
Цель: Способствует разбитию речи, пополнению словарного запаса.
Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора. По очереди изображайте звонок телефона. Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы. Меняйтесь ролями. Разговаривайте от имени игрушек, животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Картотека игр по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста»
Данная картотека игр поможет воспитателям проводить игровые занятия в интересной для детей форме....
КАРТОТЕКА ИГР ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
Картотека игр по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста...
картотека игр по речевому развитию для детей 3-4 лет
речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...
картотека игр по речевому развитию для детей 3-4 лет
речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр(речевое развитие). Первая младшая группа.
Картотека дидактических игр, направленных на речевое развитие. Для детей 2-3 лет....
Картотека игр по речевому развитию в средней группе
Данные игры способствуют развитию связной речи,активизации словаря,формируют у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова,развивают внимание, сообразительность....
Картотека игр по речевому развитию в старшей группе для детей с нарушениями речи
Представлена подборка игр по всем разделам речевого развития детей дошкольного возраста...