Интерактивная игра: Тема "Добрые слова"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Аверкина Анастасия Владимировна

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Развивает нравственные представления чувств, по средствам расширения и углубления знаний детей о "добрых словах".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивная игра

Тема: «Добрые слова»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «Добрые слова»

Цель: Развитие нравственных представлений чувств, по средствам расширения и углубления  знаний детей о «добрых словах».

Задачи:

Образовательные:

  1. Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;  
  2. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками;
  3. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей по теме «Добрые слова»;
  4.  Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи,  вызвать стремление употреблять их;
  5. Вспомнить пословицы и поговорки о добрых словах, разобрать их значение, учить связывать значения пословиц о доброте с конкретной жизненной ситуацией;
  6. Закрепить знания о «добрых словах», используя игровую ситуацию.

Развивающие:

  1. Развитие диалогической речи на основе общения с педагогом в процессе работы;
  2. Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия;
  3. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
  4. Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать  внимание к собственной речи;
  2. Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям;
  3. Формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о доброте и дружбе.

Предварительная работа.

  1. Чтение В.Осеевой «Волшебное слово»
  2. Заучивание наизусть пословиц и поговорок о добрых делах.
  3. В вечернее часы разучили песню «Дружба».

Материалы.  Свеча,  зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер; кружки 3 цвета: зеленый, оранжевый,  голубой;

Ход

Воспитатель: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнце красному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Небу ясному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Люди взрослые и малыши...

Дети: Вам привет от всей души!

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Берет в руки зажженную свечу. Дети стоят в кругу.) Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.  Я прошу вас присесть на свои места

 Беседа.

- Дети, а кто из вас помнит пословицы и поговорки о добрых словах?(ответы детей)

Доброе слово дороже богатства.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

«Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».

Доброе слово дороже богатства. 

Доброе слово окрыляет

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. 

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху. 

Хорошие слова всегда к месту.

-Что общего в этих пословицах?

( ответы детей они говорят о слове)

- Какие бывают слова? ( ответы детей -хорошие и плохие, обидные, добрые, …)

- Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые,  самые нужные и самые важные для каждого человека.

- Давайте сейчас послушаем стихотворение и вспомним, какие слова  являются важными для каждого человека.

Чтение стихотворения и заучивания наизусть С.Я. Маршак «Добрые слова».

Добрые слова не лень,

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«добрый день!» - кричу я вслед

Все идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

Сообщение темы занятия

- Какие слова запомнили? (ответы детей)

-Как можно назвать эти слова, если они необычные и их приятно слышать каждому?

( «Волшебные слова» ).

Разговор о волшебных словах

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Давайте, разделим эти слова на группы.

- Их мы назовём: Слова – приветствия

                              Слова – благодарности

                              Слова-извинения

-Давайте поговорим о каждой из этих групп.

Слова - приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. 

- Когда вы говорите эти слова?

- Кто не забывает говорить их?

- Послушайте стихи об этих «волшебных» словах.

(Читают подготовленные дети)

Солнышко ясное встало,

-Доброе утро!- сказало.

- Доброе утро!- кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим.

Но, если проснёшься, а дождик в окно                          

 Стучит да стучит,

А без солнца темно?

- Доброе утро, друзья, всё равно!

Придумано мудро- Доброе утро!

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты.                                    

Как две ниточки связали

Теплоты и Доброты.

Что такое

Лучшее из слов.

Потому что

Значит – будь здоров.

Правило запомни

Знаешь – повтори

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались

Встретились с утра

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.                          

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

-  Вы знаете, как родилось слово «здравствуйте»? (ответы детей)

- Приветствие это родилось из выражения «Я здравствую тебя», т.е. желаю тебе здоровье. Слово «здравствуйте» очень старое. Оно связано со словом дерево. Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровыми, сильными и крепкими.

Слова - благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

- Какие слова  благодарности говорите вы?(ответы детей)

- Кто не забывает говорить эти слова?

(Читают подготовленные дети)

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что сделали для нас.

И мы припомнить не смогли бы,                            

За что сказали, сколько раз.

Слова-извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

- Когда мы говорим эти слова-извинения? (ответы детей)

- Почему человек должен уметь извиняться? ( ответы детей -уметь признать свою ошибку)

-Простите! - я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать.

И что обещал – забывать.                              

А если я всё же забуду-

-Простите, я больше не буду.

Физминутка

-Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

 -Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебное» слово.

-Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Тихо сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста!

Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела, поступки, пользуется добрыми словами,  какое лицо бывает у него в эту минуту? Опишите!

Дети: Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой, с теплым взглядом.

Упражнение « Эмоции».

- Я вам покажу изображения различных эмоций. Давайте вместе с вами попробуем догадаться, как называется эта эмоция.

- А можно ли по лицам людей догадаться о том настроении, которое они испытывают? (Демонстрация изображений эмоций у людей: радости, грусти, злобы, страха, брезгливости, высокомерия и т.д. последней показываю грустную Золушку) .

- Ребята как  вы думаете, почему она грустная?(ответы детей)

А как мы можем ей помочь? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, надо ли просить прощения? (ответы детей)

Зачем? (ответы детей - Надо! Чтобы тебя простили и не обижались. Надо помириться, веселее было играть

Воспитатель: Как вы считаете, в каких случаях и при каких обстоятельствах необходимо извиняться? За что надо извиняться? (ответы детей - за плохой поступок, за обидные, грубые слова; за то, что ты обманул или был невежливым.)

Воспитатель: Верно! Вы назвали немало случаев, когда необходимо извиняться. А вы оказались в таких ситуациях? Расскажите о них, пожалуйста (рассказы детей.)

Воспитатель: Предлагаю вам игру «Добрые слова»

Воспитатель: Вы правильно назвали «волшебные» слова, а чтобы они сопутствовали вам всегда. Поиграем в другую игру.

Игра «Вежливость»

- В руках у меня 3 кружка: голубой, оранжевый, зеленый.

Голубой - означает слово «спасибо», зеленый - «пожалуйста», оранжевый - «извините, простите». Когда подниму кружок, называете вежливые слова.

- У каждого из вас есть в груди маленькое солнышко. Это солнышко- вежливость и доброта. Добрый человек всегда вежлив, любит людей и помогает им. Хорошими поступками мы можем добиться того, чтобы нас любили и уважали,  потому что хорошо относятся только к тому, кто сам хорошо относится ко всем. Я надеюсь, что и вы у меня такие. - На столах  у вас лежат солнышки. Нарисуйте, пожалуйста,  на них то доброе дело , вежливое которые когда то совершали и запомнили. Пусть солнышко улыбнётся каждому из вас.

Закрепление

- Что нового  и интересного узнали сегодня?

- Кто из вас не забывает говорить эти «волшебные слова» слова?

Я вам желаю, чтобы в каждом из вас горела искорка добра…!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра "Подбери слово"

Игра "Подбери слово" предназначена для детей средней группы. Данную игру можно использовать как часть занятия по развитию речи. А так же в индивидуальной и совместной деятельности с детьми. ...

Интерактивная игра " Собери слово из букв "

интерактивная игра " Собери слово из букв "...

интерактивная игра " Образуй слова"

Задание помогает образовать слова при помощи суффиксов -ница, -ник, -онка, енка....

Интерактивная игра «Вежливые слова и поступки»

Интерактивная игра «Вежливые слова и поступки»  Можно   использовать как на занятиях по речевому этикету, так и в других режимных моментах....

Интерактивная игра "Измерь слово"

Задача: развивать у детей понятие «слог»; упражнять в делении слов на слоги, определении количества слогов в слове....

Интерактивная игра "Угадай слова по первым буквам"

1.  Протченко Елена Николаевна, воспитатель, МБДОУ «ДС №29 «Вишенка»       г. Норильск.2.  «Читаем слова по первым буквам»3. ...