Особенности развития речи у детей 3-4 лет.
статья по развитию речи (младшая группа)

Александрова Ольга Валентиновна

В этой статье мы рассмотрим особенности развития речи детей четвертого года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_nsportal.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи детей четвертого года жизни


На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно. Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия.

К трем годам появляется способность к речевому анализу. Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слова (Сашулька – сосулька). Однако о речевом совершенстве слуха говорить еще рано (связную речь воспринимать на слух сложнее, чем отдельные слова).

В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации  (радостные, назидательные, вопросительные).
Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков, наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков  (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).

У детей 3–4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже – замедленны поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса.

Известно, что на третьем году жизни дети легко узнают отдельные предметы (овощи, мебель, посуда и т. д.), но не все правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними. Рассматривая картинку, безошибочно отвечают на вопрос «Кто (что) это?» (девочка, кукла, штанишки, иголка, нитка).


Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться. Кроме того, необходимо помогать детям усваивать слова, обозначающие части и детали предметов, их качества. Следует вводить в словарь некоторые родовые понятия, группировку предметов малыши осуществляют, ориентируясь на случайные, а не

существенные признаки.

В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов (основы для совершенствования синтаксиса).
Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т. д.).
Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс (пришел – ушел – зашел, чашка - чашечка). Малыши осваивают согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными, правильные формы родительного и винительного падежа множественного числа имен существительных (сапог, варежек, лисят), притяжательных
прилагательных (заячий, лисий); начинают пользоваться прилагательными и наречиями сравнительной степени.

Известно, что освоение грамматического строя речи особенно быстро происходит во второй половине третьего года жизни.
На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения.
В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. Во второй половине года возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых ...

Особенности развития речи у детей в разные периоды раннего возраста

Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей. Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях, очень любят, когда с р...

особенности развития речи у детей третьего года жизни

статья об особенностях развития речи у детей третьего года жизни...

Особенности развития речи у детей раннего возраста

Второй год жизни - это время становления речевых функций....

«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей

laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...