Проект «По дорогам сказок»
проект по развитию речи (старшая группа)

Скворцова Ирина Сергеевна

Педагогический проект по развитию речи старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi_po_dorogam_skazok.docx57.01 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Шалдежский детский сад «Теремок»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«По дорогам сказок»

Тема: «Развитие речи старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой»

Разработан воспитателем:

Скворцовой И.С.

д.Шалдеж 2022г

Содержание

1.Паспорт проекта.

2.Актуальность.

3.Анализ среды (внешней и внутренней).

4.Цели и задачи проекта.

5.Участники и их роль в реализации проекта.

6.Механизм реализации проекта.

7.План реализации проекта.

8.Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности.

9.Перспективы дальнейшего развития проекта.

10.Список литературы.

11.Приложение.

1 Паспорт проекта

Название проекта

«По дорогам сказок»

Тема проекта

Развитие речи старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Автор проекта

Скворцова Ирина Сергеевна

Место реализации проекта

МБДОУ Шалдежский детский сад «Теремок», д. Шалдеж

Проблема, на решение которой направлен проект

Речь детей бедная, отмечается недостаточный словарный запас.

Цель проекта

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.

Задачи проекта

  • Сформировать интерес к художественной литературе.
  • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Знакомить с основными видами и типами сказок.
  • Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
  • Развивать творческие способности у детей.

Участники проекта

Воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации проекта

С 5.03.22г. по 1.04.22г. (проект краткосрочной продолжительности)

Ожидаемые результаты

  • дети полюбят книги
  • будут обмениваться своими впечатлениями
  • будут активно использовать в речи выразительные средства языка, сочинять, фантазировать и самостоятельно проигрывать сказки.

2.Актуальность.

Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку развивать речь. На сегодняшнем этапе жизни современного общества тема «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой» является актуальной.

Вид проекта: информационно - познавательный, творческий.

Тип проекта: краткосрочный.

3.Анализ среды (внешней и внутренней).

Анализ внешней среды

Положительные факторы:

Отрицательные факторы:

Изменившаяся социальная среда предъявляет новые требования к ДОУ, новый подход к обучению и организации среды.

Потеря интереса к педагогической деятельности родителями.

Развитие педагогики приводит к выпуску новой разнообразной литературы в помощь воспитателям

Глобальное снижение уровня  речевой культуры.

Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя, старшего воспитателя.

Анализ внутренней среды:

Положительные факторы:

Отрицательные факторы:

Повышение квалификации педагогов

Низкая заинтересованность родителей в жизни ребенка сказывается на результативности воспитательно-образовательного процесса.

Совместная работа с родителями

4.Цели и задачи проекта.

Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.

Задачи:

  • Сформировать интерес к художественной литературе.
  • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Знакомить с основными видами и типами сказок.
  • Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
  • Развивать творческие способности у детей.

5.Участники и их роль в реализации проекта.

1.Воспитанники старшей группы «Звездочки» в количестве 10 детей (6 девочек и 4 мальчиков).

2. Родители воспитанников.

3.Воспитатели.

6.Механизм реализации проекта.

 Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

- постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;

-изучение нормативно-правовых документов;

- подбор методической литературы для реализации проекта;

- подбор наглядно - дидактического материала, художественной литературы;

- организация развивающей среды в группе, изготовление персонажей сказки, маски, игры – сказки.

- ознакомление детей с художественной литературой;

-проведение беседы;

- рассмотрение картин и беседа по их содержанию;

- работа с родителями (разработка рекомендаций);

- проведение занятий;

- игровые упражнения;

-обобщение результатов работы над проектом:

-«Литературная викторина»

-Инсценировка сказки «Как от меда у медведя зубы начали болеть».

7.План реализации проекта.

Этапы

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ответственный

Подготовительный

С детьми:

-оформление уголков чтения в группе;

-составление перспективного планирования для детей, включающее в себя занятия, беседы, игры;

- разработка  конспектов занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой;

С родителями:

-обсуждение плана работы по намеченной теме  с родителями;

-обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ по выбранной теме.

Март 2022г.

Воспитатель Скворцова И.С.

Основной

С детьми:

1.Беседа «Что за прелесть эти сказки!»

2.Чтение рус. нар. сказок: «Царевна- лягушка», «Феникс - ясный сокол», «Василиса Прекрасная», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Семь Симеонов – семь работников».

3.Рассматривание иллюстраций к сказкам

4. Д/и «Узнай сказку по отрывку»

С 5 по 11 марта

Скворцова И.С.

1. Беседа «Великие сказочники: X. К. Андерсен, Ш. Перро».

2. Чтение сказок «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Огниво», «Золушка», «Дюймовочка»

3. Рассматривание иллюстраций.

4.Д/и «Расскажи сказку по картинке».

5.Рисование «Сказочный дворец».

С 14 по 18 марта

Скворцова И.С.

1.Беседа о творчестве писателей земли Нижегородской

2.Чтение произведений

«Как от меда у медведя зубы начали болеть», «Как сосна лосят спасла», «Сказка про сороку», «Сказка о серых скворцах», «Сказ про Семена-Ложкаря»

3. Д/и «Из какой я сказки?».

С 21 по 25 марта

Скворцова И.С.

1. Рассказ воспитателя о видах и типах сказок.

2. Чтение сказок К.И. Чуковского.

3.НООД «Чтение сказки «Старик-годовик»

4.Складывание кубиков по сказкам.

5. Рисование «Мой любимый сказочный герой»

С 28 марта по 1 апреля

Скворцова И.С.

С родителями

1.Список детской литературы для домашнего чтения детям.

2.Консультации:

-«Знакомство ребенка со сказками».

-«Роль сказки в развитии речи детей».

Развиваем речь детей дома».

-«Игры по сказкам в домашних условиях»

Март

Скворцова И.С.

Заключительный

Инсценировка сказки «Как от меда у медведя зубы начали болеть»

3 неделя

Скворцова И. С.

«Литературная викторина»

4 неделя

Скворцова И.С.

Обобщение результатов работы по проекту.

8.Ожидаемые результаты.

  • дети полюбят книги
  • будут обмениваться своими впечатлениями
  • будут активно использовать в речи выразительные средства языка, сочинять, фантазировать и самостоятельно проигрывать сказки.

9.Перспективы дальнейшего развития проекта.

На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой» возможно будет проводить:

  • Публикации опыта работы, его распространение.
  • Выступления на семинарах, конференциях.
  • Участвовать  в смотрах-конкурсах, проводимых в детском саду, по художественному творчеству, актерскому мастерству.

10.Список литературы.

  1. Русские народные сказки.
  2. Сказки Ш. Перро, Х.К. Андерсона, братьев Гримм.
  3. Сказки Б. Корнилова, С. Афоньшина.
  4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  6. Борменкова Т.М. Русский фольклор в развитии речи детей- М.: ТЦ Сфера, 2018.
  7. Основная общеобразовательная программа МБДОУ Шалдежского детского сада «Теремок»
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: Центр педагогического образования, 2014
  2. Ушакова О.С, Струнина Е.М «Методика развития речи детей…» М., Владос, 2004; 
  3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000.

Выводы.

В результате проектной деятельности были сформулированы следующие выводы:

Через восприятие сказок мы:

- воспитываем детей

- развиваем выразительную, образную речь

- развиваем логическое мышление

- развиваем творческую активность

- сказки - это отличное средство сплочения детей и взрослых.

Детям очень нравиться инсценировать сказки. Они проявляют артистизм и оригинальность при показе инсценировки.

Взрослые очень ответственно отнеслись к изучение предоставленной им информации.

Инсценировку сказок можно использовать и на праздничных мероприятиях, для создания хорошего настроения и успешного развития речи детей.

11. Приложение.

Консультация «Знакомство ребенка со сказками».

В настоящее время мы очень часто наблюдаем то, что ребенок, начиная с четырех лет много времени может проводить у компьютера или планшета. Для некоторых родителей такое времяпровождение сыночка или дочки облегчает им заботу о них и дает некоторое время для отдыха или занятия своими личными делами. А как же приобщение детей к художественной литературе, устному народному творчеству? Важность чтения сказок для детей трудно переоценить и уже не требует доказательств. Ведь известно, что более успешным в дальнейшей учёбе и, как следствие, в будущей карьере, в жизни, может быть только любознательный и читающий человек.

Все дети любят сказки. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Иными словами, сказки готовят ребенка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребенку представления о хорошем и плохом, о добре и зле; развивают воображение, творческий потенциал и, что немаловажно, правильную речь. Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир.

В современном мире значение сказки в воспитании детей отходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на телефоне, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действие представлено на экране. Если Вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Главное помнить, что читать нужно с хорошей дикцией и интонацией, эмоционально. И ровно столько, чтобы ребенку всегда хотелось еще чуть-чуть (для одного малыша это может быть 5-10 минут, для другого полчаса). И тогда в школе ребенок сам будет делать это с удовольствием!

Сказку недостаточно просто прочитать, ее необходимо обсудить с ребенком, помочь понять ее, вместе проанализировать те или иные поступки персонажей, представить себя на их месте и подумать: «А как бы поступил я в этой ситуации?»

Сказки бывают очень разными: бытовыми, волшебными, сказками о животных. Любая сказка направлена на то, чтобы ребенок что-нибудь почерпнул из нее: это могут быть навыки общения и поведения, разрешение каких-то жизненных ситуаций, обучение правильным поступкам и мыслям, ориентация ребенка в обществе, избавление от капризов, страхов, комплексов.

Правильно выбранная сказка не будет прослушана малышом пассивно: появившиеся во время чтения или после него вопросы указывают на то, что сказка оказала на ребенка влияние, заинтересовала его, побудила проявление любопытства.

Как же выбрать правильную сказку для вашего ребенка? Вот несколько правил выбора полезной сказки.

1. В сказке, которую мы начинаем читать малышу, все должно заканчиваться хорошо. Какие угодно приключения могут происходить с героями на протяжении всего сюжета, но в конце добро должно обязательно победить. Для ребенка это будет означать, что мир полон справедливости и зло всегда будет наказано.

2. Те персонажи, которые в сказке выглядят маленькими и беспомощными должны побеждать. Такие сказки показывают маленькому ребенку, что даже если ты мал и многое не умеешь, ты все равно можешь добиться своего при определенном старании.

3. Очень важно выбирать сказки в соответствии с возрастом ребенка. Так, самым маленьким деткам, лучше читать такие сказки, как «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», сказочки в стихах.

Детям чуть старше можно почитать сказки с более сложным сюжетом, а именно: «Зайка-зазнайка», «Заяц и Лиса», любые другие истории с сюжетами о животных.

Детям 4х-5ти лет уже можно рассказывать сказки, где наряду с персонажами зверей появляются люди. Это могут быть: «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Серая шейка», «Кот в сапогах».

У детей до 6-ти лет очень развито воображение, и они действительно верят в волшебную палочку и другие чудеса. Это – время «Золушки», «Дюймовочки», «Русалочки» и любых других сказок, в которых происходят чудеса и волшебные превращения. Для детей старшего дошкольного возраста полезны такие сказки, как «Снежная королева», «Волшебник Изумрудного города», «Щелкунчик», «Двенадцать месяцев».

Читайте с детьми как можно больше, а главное – поговорите, о чем прочитали!

Консультация «Роль сказки в развитии речи детей».

 «Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление, детскую речь, как определенную ступень человеческого мышления и речи». В.А. Сухомлинский

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. 

Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают   огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.  «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании», - писал К.Д. Ушинский. Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.
В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, вы, родители, помогаете ребенку запоминать их, учите применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. Например, такая поговорка, как «Не все коту Масленица», дает повод к разговору о древнем славянском празднике Масленицы как празднике проводов зимы, встречи весны, с выпеканием блинов, сжиганием чучела Зимы, народными гуляниями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота — быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит, не всегда и коту Масленица. Так, в процессе разбора содержания и выяснения происхождения той или иной поговорки, у малыша расширяется кругозор, его представление о народных традициях и обрядах. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают...» и т.п.). После рассказывания сказки необходимо побеседовать с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т.е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Существует множество эффективных приемов в организации бесед по сказкам. Прежде всего, это вопросы они помогут детям точнее охарактеризовать героев сказки, почувствовать главную идею сказки и т.д., одним словом, вопросы должны быть разнообразными по своей направленности.

Не менее важно рассматривание иллюстраций, так как они помогают понять сказку. Нужны также словесные зарисовки: дети сами воображают себя художникам и, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказке.

Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и другие изобразительные средства сказки.
Можно попросить ребенка вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном, пересказать описания природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.

Эффективным приемом в беседах по сказке является ее драматизация или драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например: диалога зайца и вороны (сказка «Заяц-хваста»).

Систематическое чтение и рассказывание сказок приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих собственных произведений в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывание сказок и рассказов.                             

Консультация «Развиваем речь детей дома».

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды.

Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека.

Развивать умение ребенка рассказывать – это значит учить рассказывать живо и интересно, формировать его связную речь. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. 

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.

  2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

·    Верьте в силы ребенка!

·    Обучайте в игре!

·    Умейте выслушать ребенка.

·    Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.

·    Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи!!!

Консультация «Игры по сказкам в домашних условиях»

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Известно, что дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи, создавая новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать развитию творческого отношения к речи.

 Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду.

 Игры со сказками

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.  

«Доскажи название»

      Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Гуси...                                       Конек...
Крошечка...                               Мороз...
Аленький..                                Красная...
Доктор...                                   Цветик...
Заюшкина...                              Бременские...

«Что лишнее?»

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относится к этой сказке, другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»)
дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»)
Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья - царевна (сказка «По-шучьему велению»).
Старик, рыбка, старуха, машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Узнай героя”

Один из игроков называет слова –определения героя сказки, а остальные его отгадывают.

Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.

Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.

Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.

Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.

Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.

Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.

«Назови героев сказки».

Кто-то из участников проговаривает слова главного героя, другие участники отгадывают сказку и называют главного героя.

«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точѐная, ручка золочѐная, - моя. Никому еѐ не отдам!» (Кот, петух, Жихарка; Сказка «Жихарка»)

«Приходи, куманѐк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!» (Лиса, Журавль; Сказка «Лиса и журавль»)

«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брѐвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть» (Бык, свинья, баран, петух, кот; Сказка «Зимовье»)

«Потерянные вещи».

Один из игроков называет предмет из сказки, остальные отгадывают кому он принадлежит.

1.Шапочка красного цвета (Красная шапочка).

2.Туфелька (Золушка).

3.Золотое яичко (Курочка ряба).

4.Золотой ключик (Буратино).

5.Зеркало (злая царица-мачеха).

6.Горшочек мёда (Винни-Пух).

7.Медицинский чемоданчик (Айболит).

8.Гармошка (Крокодил Гена)

«Знакомые образы»

Стимулировать развитие внимания, мышления.

1. А дорога далека,

 А корзина не легка,

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок (Маша и медведь.)

 2. По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра! (По щучьему велению.)

3. Нет ни речки, ни пруда —

Где воды напиться? 

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!.. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)

4. Не лежалось на окошке —

 Покатился по дорожке…(Колобок.)

5. Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то!.. (Волк и семеро козлят.)

6. Скачет лошадь непростая —

 Чудо-грива золотая,

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок —

Удивительный конёк

По прозванью… (Конёк-Горбунок.)

7. На крыше дома он живёт

 Человечек-вертолёт… (Карлсон.)

8. Прогулялась я по полю

 И купила самовар,

А потом на мне женился

Храбрый маленький комар… (Муха-цокотуха.)

Беседа «Что за прелесть эти сказки!»

- Ребята скажите вы любите сказки?

- Замечательно! А какие сказки вы знаете? (ответы детей)

- Молодцы много сказок вы знаете! 

- А кто написал сказки? (ответы детей.)

- Сказки пришли от наших предков. Долгие – долгие века их слушали, передавали из уст в уста. Сказки рассказывали «гусляры» – соловьи старого времени, которые бережно хранили их и передавали своим потомкам. Или древние сказители, которые шли пешком от посёлка к посёлку, от города к городу и сказывали сказки. Из сказок древние люди узнавали об окружающем их животном и растительном мире, о явлениях природы. Сказки учили, что такое добро и зло, высмеивали человеческие пороки.

-Что бывает в сказках? (чудеса, чудесные превращения, волшебство)

-Кто является героями сказки? (это могут быть предметы, люди, звери, птицы)

-Какие части всегда есть в сказке? (начало-«зачин», середина и конец)

-Молодцы. Кто из вас знает, с каких слов, обычно, начинается сказка? (Жили-были…,В тридевятом царстве…..,В некотором царстве- в некотором государстве…,Хотите верьте, хотите нет, а дело было так…)

- А давайте мы с вами немножко поиграем.

Дидактическая игра «О какой сказке идёт речь?»

1.В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли.

2.Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.

3.Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей.

4.Помогла нам яблонька, помогла нам печка…

5.Нам не страшен серый волк.

6.Сяду на пенёк, съем пирожок.

7.Колотил, колотил по тарелке носом.

8.Ловись, рыбка, большая и маленькая.

9.Выгляни в окошко, дам тебе горошка.

10.И сбежали от грязнули и чулки и башмаки.

1.Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.

2.А для чего на свете мёд? Для того чтобы я его ел.

3.Свет мой, зеркальце, скажи…

4.Не пей из копытца, козлёночком станешь.

5.Ещё пуще злится злая старуха…

6.Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…

7.Он ударил в медный таз и вскричал: «Карабарас!»

8.Дёрни за верёвочку, дверь и откроется.

9.Спокойствие, только спокойствие.

10. Не ходите, дети в Африку гулять.

- Вы все правильно ответили. Скажите, какими словами заканчивается сказка? (Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, И стали они жить –поживать и добра наживать…,Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!....,Вот тебе сказка, а мне кринка масла…,Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок!...)

- Молодцы, ребята! Вы многое знаете о сказках. Я буду надеяться, что вы и дальше будете узнавать все новые и интересные сказки.

Беседа «Великие сказочники: X. К. Андерсен, Ш. Перро».

Давным-давно, когда нас еще не было на свете жил один не примечательный человек. А жил он очень далеко, в такой стране, которая называется Дания. Звали этого человека - Ганс /Ханс/ Христиан Андерсен. Вся его жизнь была больше похожа на сказку, чем на реальность.

В городке Оденсе в бедной каморке жила молодая пара – муж и жена, бесконечно любившие друг друга. Только недавно вышедший в мастера, муж своими руками сколотил всю обстановку сапожной мастерской и даже кровать. На этой кровати 2 апреля 1805 года и появился маленький, орущий комочек – Ганс-Христиан Андерсен. Он рос единственным и поэтому балованным ребенком. Уже в раннем детстве малыш отличался эмоциональностью и тонким восприятием мира. Даже самое незначительное впечатления оставляли глубокий след в его душе. Худой долговязый мальчуган с огромными голубыми глазами и неистощимой фантазией целыми днями сидел дома, рано лишившиеся своего отца. Он забивался в угол и разыгрывал представления в своем домашнем кукольном театре, который ему смастерил покойный отец. Пьесы для своего театра он писал сам.

Когда Андерсен был маленьким мальчиком, он уже тогда сочинял сказочные истории, но слушал их только старый кот по имени Карл. Довольно в раннем возрасте, в 13 лет, он отправился в большой город – Копенгаген и хотел стать актером, выступать в театре перед зрителями, играя различные роли. Но, он им так и не стал. Зато его произведениями, историями заинтересовались руководители театра. И он стал учиться в университете. Закончив его, Ганс-Христиан Андерсен стал учителем и воспитателем детей в одной семье. И вместе со своим учеником он совершил ряд путешествий по разным странам.

Когда Андерсен вырос, он стал записывать свои сказки, и взрослые читали их своим детям. Сказки Андерсена знают и любят во всем мире. В них добро всегда побеждает зло.

Кроме Андерсона в мире существуют и другие писатели сказочники, такие как Шарль Перро

В одной далекой стране Франции жили-были пятеро братьев: Жан, Пьер, Клод, Никола и Шарль. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаковым почерком. Старший брат, Жан, стал адвокатом. Пьер стал главным сборщиком налогов. Клод выучился на врача. Никола стал учёным богословом и математиком. А младший, Шарль, посвятил себя делам государственным.

Тогда государством правил очень сильный и могущественный король Людовик 14, его еще называли король-солнце. Он очень любил пышность и золото, любил строить дворцы и замки, любил устраивать балы и с удовольствием на них танцевал. И при дворе этого короля Шарль и служил.

Но государственные заслуги Шарля Перро скоро забылись, потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. Первые его сказки вышли сборником, который назывался «Сказки матушки гусыни или истории и сказки былых времен с поучениями». В сборник вошли сказки: «Красная апочка»«Золушка»«Мальчик-с-пальчик»«Рике-хохолок»«Волшебница»«Кот в сапогах»«Ослиная шкура»«Спящая красавица»«Синяя борода». И запомнились они так крепко, что спустя много лет люди любят, ценят и снова, и снова с удовольствием читают эти сказки.

Шарль Перро придумал необыкновенные истории и невероятные приключения, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки. И вот уже многие– многие годы эти героини знакомы людям всего мира. Его сказки учат ценить подлинную красоту жизни, любить труд, добро, мужество, справедливость.

Я думаю, вы тоже с детства знаете и любите сказки Шарля Перро.

- Понравился вам рассказ об Андерсене и Шарле Перро? Что понравилось, запомнилось? Расскажите.

Беседа о творчестве писателей земли Нижегородской

Ребята мы с вами живем в богатом лесном крае. Наш Нижегородский край знаменит не только народными промыслами и богатыми лесами, но и замечательными детскими писателями.

А вы знаете какие это писатели?

Я вас с ними сейчас познакомлю.

Первый писатель - это Иван Сергеевич Афоньшин. Писатель сказочник, краевед, знаток нижегородской старины. Родился он в селе Владимирском Воскресенского района, рядом со знаменитым озером Светлояр. Работал учителем, много времени уделял изучению истории родного края. Литературным творчеством стал заниматься с начала 60 -ых годов. Один из популярных сборников -это "Поющие часы". В этот сборник, который адресован детям 5-7 лет вошли сказки про Дубравну, Черноглазку и Матрену. Это добрые, светлые, радостные сказки.

Второй писатель - Борис Петрович Корнилов родился 29 июля 1907 года в деревне Дьяково Семеновского района Нижегородской области в учительской семье. Его отец, Петр Тарасович, и мать, Таисия Михайловна, учительствовали в местной школе. Борис в семье был старшим ребенком. Кроме него, у Корниловых были две дочери Елизавета и Александра.

Мальчик в 5 лет уже умел читать. От родителей Борису передалась любовь к литературе. В деревне Дьяково мальчик в семь лет пошел в первый класс. В школьные годы Борис начал сочинять свои первые стихи.

В начале своего творческого пути Борис Корнилов писал стихи о природе и своей малой родине. Они проникнуты глубокой лиричностью и народной напевностью. Любовь к родному краю, в котором «закаты пасутся в полях», прослеживается в ранних стихах поэта. Первое опубликованное стихотворение молодого автора «На моря».

Борис Петрович написал так же и детскую книгу в стихах «Как от меда у медведя зубы начали болеть».

  Следующий писатель, с которым я вас познакомлю- это Ирина Дружаева она живёт в городе Городце. Ирина Валентиновна работает директором арт-галереи и очень разносторонний и талантливый человек. Она пишет для детей стихи, прозу, сценарий к мультфильмам и даже картины!   Одно из не весёлых стихотворений "Как мышка с кошкой поссорились" И мы сегодня попозже посмотрим сцену по этому стихотворению.

В книге Карпенко Виктора Федоровича «Солдатская каша» собраны рассказы о детях – разных поколений, возраста, в различных жизненных обстоятельствах. Объединяет их одно – тёплое, понимающее, сочувственное отношение автора к детворе. И к Ванечке, самовольно ушедшему в лес за грибами, и к маленькому Серёньке, полюбившему читать книжки, и к осиротевшим сестрёнкам, поющим в электричке ради заработка…

В этих небольших рассказах всего предостаточно: и юмора, и грустинки, и житейской мудрости, и доброты, и неожиданно острых ситуаций. Да и сами герои очень разные. Но каждая история по-своему поучительна и хороша – иногда как картинка из деревенского быта прошлых лет, а порой – как моментальный снимок дня нынешнегоВ книге есть главное, что актуально во все времена – понятия совести, нравственности, человечности.

Очень хочется, чтобы вы прочитали книгу «Рыжий пожарный» рассказы о животных и птицах в этой удивительной книге, и навсегда полюбили «братьев наших меньших». Ведь они дарят нам так много радости, душевности, привязанности и доброты! А их отношению друг к другу порой можем поучиться и мы, люди.

Написал книгу бывалый и отважный человек – Борис Леонидович Косихин, который немало странствовал по белу свету, будучи капитаном дальнего плавания, но всегда оставался верен родному краю, где родился и вырос, - Балахне, Волге, Нижегородской земле.

Еще много писателей подарила наша земля России. И о них мы с вами поговорим в другой раз

Рассказ воспитателя о видах сказок.

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, справедливости. Они – это, конечно же, сказки.

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

На сегодняшний день сказки играют важную роль в жизни человека. Сказки помогают развиваться, воспитывать важные качества в каждом человеке: добро, взаимопомощь, щедрость, понимание окружающих.

Сказка - один из жанров фольклора, либо литературы

Сказка состоит из небольших эпизодов ─  частей, связанных между собой и поэтому выделяют некую структуру сказки:

  • Присказка – необязательный эстетический элемент в сказке. Ее цель – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Она существует сама по себе: не связана с содержанием произведения (чаще всего встречается перед волшебной сказкой);
  • Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент сказки. Подчеркивает необычность, неопределенность того мира, где происходит действие сказки. Зачин определяет место действия и время действия, называет героев сказки;
  • Основная часть сказки – трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка.
  • Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней могут быть подведены итоги сказочного действия.

Сказки бывают разных видов:

  1. Сказки о животных;
  2. Волшебные сказки;
  3. Бытовые сказки;
  4. Кумулятивные сказки;
  5. Небылицы;
  6. Докучные сказки.

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ

Возникли в глубокой древности, в эпоху язычества, и отразили наблюдения над животными человека первобытного общества – охотника и зверолова, а затем и скотовода. Жанр формировался долгое время, обогащался сюжетами, типами персонажей, вырабатывая определенные структурные особенности.

Их отличительной особенностью является то, что главными героями становятся животные. Это могут быть как звери, так и рыбы или птицы. Нередко ключевое место отводится предметам или растениям, а иногда даже природные явления становятся персонажами. Если в сказке про животных присутствует человек, то он либо является второстепенным, временами практически незаметным, либо примерно равен персонажу-животному, но такое встречается гораздо реже. 

Образы животных стали средством морального поучения. В сказках о животных не только высмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждаются жадность, обман в целях наживы, издевательство над слабым.

Именно в переплетении животного и человеческого, в соприкосновении условного и реального кроется комический эффект в сказках о животных.

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Волшебными они называются потому, что все происходящее в волшебной сказке фантастично и удивительно: её герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов — борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его — не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил˸ Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и пр.  Одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится ещё сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье.

Таким образом, основная задача данного жанра: вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра.

Персонаж в волшебных сказках всегда носитель определенных моральных качеств. Он многим помогает, животным и птицам, которые ему за это благодарны, и в свою очередь, помогают ему, братьям, которые часто стараются погубить его. Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты. Он молод, красив, умен и силен. Это тип смелого и сильного «богатыря».

Противостоят главным героям персонажи резко отрицательные - коварные, завистливые, жестокие. Чаще всего это Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей о трех-девяти головах, Лихо одноглазое. Они чудовищны и безобразны внешне, коварны, жестоки в противоборстве с силами светлыми и добрыми. Тем выше цена победы главного героя.

В трудные минуты на помощь главному герою приходят помощники. Это либо волшебные животные (Сивка-бурка, щука, Серый волк, Свинка—золотая щетинка), либо добрые старушки, чудесные дядьки, силачи, ходоки. Большим разнообразием отличаются чудесные предметы˸ ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, живая и мертвая вода. Спасаясь от преследования, герой бросает гребешок — и встает дремучий лес; полотенце, платок превращается в реку или в озеро.

Сказка учит любить и жалеть, быть честным, верным, бескорыстным, ценить человека не по внешности, а по его делам и поступкам. Учит уважать старших и вести себя достойно.

БЫТОВЫЕ СКАЗКИ

В литературоведении эти сказки называют обычно социально – бытовые, так как в центре действия – бытовые и социальные отношения между людьми.

Эти сказки довольно короткие. В центре сюжета, как правило, один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события, которые служат предметом повествования, можно определить как необычные, хотя они совершаются в правдоподобной жизненной обстановке.

В этом типе сказок широко развит комизм поступков и словесный комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером.

Действия в бытовой сказке, в отличие от волшебной, разворачиваются не в тридевятом царстве, а в обычном городе или деревне. Здесь существует лишь один земной мир, и реалистично передаются особенности быта. Примечательно, что в бытовой сказке могут указываться реальные географические названия.

В бытовых сказках отсутствуют явления чудес и фантастических образов, героями же обычно выступают простые люди: бедные крестьяне и работники, солдаты, ремесленники и прочие представители различных профессий. Герои действуют в привычной для этих категорий людей стандартной жизненной обстановке, такой как служба, стройка, пашня и т. д. Главным героям противопоставляются не фантастические злые силы, а знатные или зажиточные люди: священники, купцы, помещики.

Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее, чем в волшебных.

Одной из целей бытовой сказки считается высмеивание пороков и недостатков персонажей, которые распространены в определенной народной среде. В основе бытовых сказок лежит: противопоставление - одни герои (положительные) резко противопоставлены другим (отрицательным). Преувеличение- используется для обличения человеческих пороков (особенно глупости).

Бытовые сказки лишены ужасов. Они веселы, остроумны, иногда кончаются присказкой. В бытовых сказках нет волшебства, превращений; в них ярко выражен национальный колорит и часто бытовая сказка похожа на новеллу (рассказ с неожиданным концом).

КУМУЛЯТИВНЫЕ СКАЗКИ

Кумулятивная сказка (цепочная сказка) - сказка, в которой диалоги или действия повторяются и развиваются по мере развития сюжета. Эффект этих сказок часто основан на повторах и характерной рифме.

Многие из таких сказок являются очень древними, и имеют похожую структуру у многих народов мира.

Кумулятивные сказки - это повествования, которые обладают весьма простым жизненным описанием. Это, как правило, история, рассказывающая нам о каком-нибудь незначительном событии или о ситуации, которая часто встречается в повседневности и является обыденной.

НЕБЫЛИЦЫ

Небылица - разновидность сказочного жанра, в которой «действительность выворочена наизнанку». К небылицам относятся повествования «о совершенно невозможных в жизни событиях вроде того, что человек проваливается по плечи в болото, утка вьёт гнездо на его голове и откладывает яйца, волк приходит лакомиться яйцами и т. д.». И таким образом, в центре небылиц - заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей.

ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ

Докучная сказка - сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.

Данные сказки называются «докучными» потому, что произошли от слова «докучать» - надоедать, допекать, цепляться и отсюда докучный – приставучий, докучающий просьбами, наводящими тоску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "По дорогам сказок"

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспит...

Презентация проекта"По дорогам сказок"

Проект по театральной деятельности « По дорогам сказок», целью которого было развивать творческие  способности  и духовно-нравственные качества у дошкольников по  средствам  театра...

Проект "по дорогам сказок"

У каждого из нас внутри талант таитьсяИ очень важно в детстве дать ему раскрыться...

Проект "По дорогам сказок Чуковского"

Разработанный мной проект развивает коммуникативные способности детей  дошкольного возраста, развивает свзную речь, памть ,развивает творческие способности детей при драматизации отрывков из прои...

Познавательно- творческий проект "По дорогам сказок" (подготовительная группа)

Это познавательно - творческий проект с детьми подготовительной группы.Цель проекта: * приобщение детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных впечатлений, прививать интерес...

Проект " По дорогам сказок"

Содействовать развитию познавательной  сферы  детей, обогащать словарь....

Познавательно- творческий проект "По дорогам сказок" (подготовительная группа)

Это познавательно - творческий проект с детьми подготовительной группы.Цель проекта: * приобщение детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных впечатлений, прививать интерес...