Роль семейных прогулок с детьми, как важный фактор в развитии речи ребенка пятого года жизни.
статья по развитию речи (средняя группа)

Белугина Екатерина Михайловна

В настоящее время очень большой проблемой является развитие речи детей. В будние дни большую часть времени дети находятся в детском саду и родители после детского сада чаще всего ведут детей домой. А вот выходные проводить нужно со своими детьми на прогулке. Ведь сколько возможностей для развития речи даёт нам природа. В любое время года! Любая мама понимает, что ее малышу очень полезно гулять. Ребенку нужно бывать на свежем воздухе, чтобы расти здоровым. Гуляя на улице, малыш расширяет свое представление об окружающем его мире, набирается впечатлений. Впитывая образы, предлагаемые улицей: разглядывая дома, людей, машины, деревья, птиц, животных, узнавая новые звуки и запахи - ребенок получает естественный импульс к тому, чтобы обозначить все это богатство словами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_statya.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время очень большой проблемой является развитие речи детей. В будние дни большую часть времени дети находятся в детском саду и родители после детского сада чаще всего ведут детей домой. А вот выходные проводить нужно со своими детьми на прогулке. Ведь сколько возможностей для развития речи даёт нам природа. В любое время года! Любая мама понимает, что ее малышу очень полезно гулять. Ребенку нужно бывать на свежем воздухе, чтобы расти здоровым. Гуляя на улице, малыш расширяет свое представление об окружающем его мире, набирается впечатлений. Впитывая образы, предлагаемые улицей: разглядывая дома, людей, машины, деревья, птиц, животных, узнавая новые звуки и запахи - ребенок получает естественный импульс к тому, чтобы обозначить все это богатство словами.

Чем привлекательны прогулки для развития речи - так это тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас малыша, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка. Как это делается? Как бы вы ни проводили время с ребенком на улице, куда бы ни завела вас прогулка - старайтесь обо всем рассказывать малышу. Подкрепляйте зрительные образы словами, расширяйте круг впечатлений ребенка, обращая внимание на те или иные предметы, их признаки и действия. Старайтесь, чтобы речь, обращенная к малышу, была ему понятна, спокойна по своему тону, но эмоциональна и богата интонациями. Не бойтесь "рассказать лишнего" - говорить о том, чего малыш еще не понимает - пусть он учится слушать, впитывает интонации родной речи, обогащает речевую память. Рассматривая листочки, можно научить ребёнка различать цвета. После рассматривания попробовать выложить из листочков фигурку и поговорить о том, на что это похоже. Увидели пролетающую птицу, расскажите ребёнку всё, что вы о ней знаете,- что-то из вашего рассказа он обязательно запомнит, а если ребёнок умеет говорить, то он обязательно задаст вам вопросы, которые его интересуют. Хоть территории для прогулок в детском саду не маленькие, но возможности для наблюдений ограниченны. Сколько эмоций на лице у детей, когда они рассказывают о совместных прогулках с родителями, где они были, что видели, кого встретили и о многом другом. Рассказывая детям стихотворения о временах года, об осадках, о явлениях в природе,- родители вносят неоценимый вклад в развитие речи ребёнка. Пусть он не запомнит стихотворение, рассказанное вами, но оно всё равно оставит определённый след в душе вашего ребёнка. Необходимо, чтобы ребёнок принимал участие в беседе, задавать вопросы, спорить, обсуждать и т. д.

Гуляя с ребёнком, можно учить произносить слова по-разному, например, камень-каменюга-камешек; дерево-деревце, и т. д Можно играть во время прогулок, при этом используя словесное сопровождение, например, такое: Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда пустился в скач? Красный, жёлтый, голубой, Не угнаться за тобой. Поверьте, ребёнок будет в восторге, и научится произносить это четверостишие вместе с вами. Даже если вы с ребёнком занимаетесь трудовой деятельностью, всё равно говорите с ним обо всём. Это поможет развивать и его речь, и знания обо всём, что его окружает. Прогулки для детей очень важны.

Прогулки способствуют укреплению здоровья детей, развивают двигательную активность ребёнка, а также активно способствуют развитию речи детей. Учите детей говорить, разговаривайте с ребёнком, потому что с развитой речью ребёнок легко вступает в общение с окружающими. Итак, как же развивать речь ребенка во время прогулки? Использование разнообразных по звучанию слов симулирует развитие фонематического слуха - способности различать звуки речи. Употребление мамой слов с различными оценочными суффиксами (например, камУШКи и каменЮГи) расширяет возможности эмоционального развития крохи, знакомит его с разнообразием предметов и их названий, а для самой мамы может стать забавной игрой. У малыша постарше, конечно, забавы в песочнице несколько иные: построить дорогу для машинки, оформить садик, "посадив" в него цветочки, росшие на соседнем газоне… Старайтесь говорить с малышом о том, что он делает, обсуждайте сюжет его игры, спрашивайте или подсказывайте о материалах, используемых им работе. Однако важно и не переборщить - предоставляйте ребенку возможность играть самостоятельно. Наблюдая на улице за машинами, также самое время расширять словарь своего крохи. Машины можно считать, можно изучать их цвет, обсуждать их скорость, сравнивать размеры, придумывать истории, героями которых будут сами машины или те, кто в них едет. Самыми любимыми машинами маленьких детей, как правило, становятся трамваи, тракторы и прочая землекопательная и снегоуборочная техника: шумит, тарахтит, едет медленно и есть что разглядывать (ковши, стрелы и т.д.) Именно эти машины (шумные) становятся одним из первых названных малышом предметов: "ДЖ-Ж-Ж". Так, для одного малыша (1 год и 4 месяца) даже прогулка стала называться: "Такал", - что означало на его языке "трактор". И не отнекивайтесь, милые мамы, от обсуждения со своими сыновьями тех или иных просто потрясающих марок машин: поинтересуйтесь, что именно делает "эту тачку" такой "классной", или попросите описать ту или иную машину, спросите своего юного автолюбителя о том, чем эта марка отличается от той. Разглядывая вместе с малышом деревья, травку и цветочки, мы не только учим его внимательно относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь. Предлагая ребенку рассматривать разные листочки (клена, березы, осины), мама неторопливо рассказывает ему о том, чем они отличаются: "Смотри, какой большой листИК у клена, какой красивый: вот этот бочок у него красный, а этот желтый. А вот другой листоЧЕК, поменьше - он совсем желтЕНЬКий, а вырос он на этом дереве - березе". Мамин рассказ должен быть спокойным: малышу нужно услышать все интонации связной речи, все особенности построения фразы. А потому мама должна стараться строить несложные, но правильные предложения. Произносить слова так, чтобы малышу было легче (понятнее, "слышнее") постигать звуки родной речи, особенности ее звучания. Ученые, занимающиеся вопросами лингвистики детской речи, а также речи взрослых, обращенной к детям, заметили, что именно мамы чаще повторяют те или иные слова, общаясь с крохой. Тем самым они как бы подсознательно стараются привлечь внимание ребенка к тому, как звучит слово, формируют его звуковой образ в памяти ребенка. Разные впечатления на прогулке смогут послужить вам опорой для импровизированных занятий по развитию речи, подскажет ваша наблюдательность и фантазия. Важно только помнить, что: - яркое впечатление, положительная эмоция - одно из самых действенных средств побуждения малыша к речи. Иными словами, под их воздействием у ребенка возникает сильное желание поделиться увиденным, и он пытается сообщить об этом маме; - впечатления на прогулке - естественная ситуация для общения, которое так необходимо малышу для полноценного развития. В процессе общения с мамой формируется представление о мироздании, воспитывается характер, развивается способность к эмоциональному восприятию мира; - речь дает возможность не только понимать ближних, что, кстати, немаловажно для крохи, но и узнавать новое, сочинять новое - выполнять сложнейшие мыслительные действия, связанные с познанием окружающего мира. Развивать речь можно, читая книжки и разглядывая в них картинки, играя с ним, называя малышу все то, что его окружает, и, пожалуй, самым действенным средством развития речи ребенка является прогулка! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речи ребенка пятого года жизни»

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Увеличение активного словаря дает возможность. ребенку точнее излагать свои мысли, общаться со взрослыми и детьми Ответы ...

Развитие речи ребенка пятого года жизни.

Развитие речи ребенка пятого года жизни...

Развитие речи ребенка пятого года жизни

описание речевого развития ребенка на пятом году жизни...