Конспект открытой ОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие с Умкой на Северный полюс»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Засова Саида Яшаровна

Цель Расширять представления детей о внешнем виде, жизни, повадках животных холодных стран;

Продолжать развивать монологическую речь (составлять рассказ-описание о животных по схемам);

Развивать диалогическую речь, закреплять использование разнообразных грамматических конструкций в речевых высказываниях;

Закрепить умение покрывать краской весь лист бумаги; познакомить с новым способом рисования (по воску);

Воспитательная :Воспитывать любознательность, интерес к разнообразию природного мира, желание помогать тем, кто в этом нуждается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  открытой ОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие с Умкой на Северный полюс»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Цель Расширять представления детей о внешнем виде, жизни, повадках животных холодных стран;

Продолжать развивать монологическую речь (составлять рассказ-описание о животных по схемам);

Развивать диалогическую речь, закреплять использование разнообразных грамматических конструкций в речевых высказываниях;

Закрепить умение покрывать краской весь лист бумаги; познакомить с новым способом рисования (по воску);

Воспитательная :Воспитывать любознательность, интерес к разнообразию природного мира, желание помогать тем, кто в этом нуждается.

Методы и приемы: наглядный (рассматривание картин, иллюстраций, практический (игра, самостоятельная работа детей, словесный (чтение стихов, беседа)

Оборудование:

Картинки с изображением животных, шапочки или маски белого и бурого медведей.

Словарь: активизация словаря по теме

         Ход образовательной деятельности:

-Ребятки проходите в нашу уютную, солнечную группу. Здравствуйте ребятки, доброе утро! Посмотрите , сегодня к нам пришли гости!  Давай мы с гостями поздороваемся, пожелаем всем доброго утра!

1.Организационный момент.

Настал новый день. Ребята, возьмитесь все за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Ты улыбкой, как солнышком, гори,

Выходя по утру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Ребята, я дарю вам свою улыбку. Поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

2.Сюрпризный момент.

- Ребята, сегодня утром, пока вас еще не было, приходил почтальон и вручил бандероль, адресованную детям группе «Ромашка».

- Вы хотите узнать, что находится в бандерольке?

- Посмотрите, какой необыкновенный цветок, у него лепестки разного цвета. Как он называется? Из какой сказки?

- Интересно, а зачем нам его прислали? А еще здесь есть записка: «Дорогие ребята! Я приглашаем вас посетить учалинский лес и помочь добраться до дому нашему другу, узнать много интересного о жизни животных. А поможет вам цветик – семицветик с заданиями очутиться в учалинском лесу.

- Мы даже не знаем куда предстоит нам отправиться в путешествие и с кем. Придется обратиться к цветику–семицветику.

-Ребятки, вы любите гулять на свежем воздухе?

-Да!

-Тогда совершим прогулку в учалинский лес! А как надо себя вести в лесу?

  Правила поведения в лесу.

Ответы детей.

 Ребята, в лесу очень много снега, но мы веь не боимся препятствий?

-Нет!

-Значит в путь!

3.Двигательная гимнастика

«РАЗМИНКА» - дети повторяют стихотворение, сопровождая соответствующими движениями.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас встанем, отдохнём,

И дальше в путь пойдём!

-Ребята, посмотрите вокруг, как в нашем учалинском лесу тихо и мало солнца, как вы думаете, почему?

-Птицы улетели в тёплые страны, а звери впали в зимнюю спячку!

- Какие птицы улетели? А какие остаются зимовать?

- И кто впал в спячку? Все звери сейчас спят?.

Ответы детей.

-Можно беспокоить  диких зверей во время спячки?

Ответы детей.

-Ребятки ,послушайте, кто то плачет. Давайте подойдём поближе

(слушаем аудиозапись с плачем Умки)

- Кто это плачет? Вы узнали?

-Умка.

-Давайте поздороваемся с Умкой.

Дети здороваются.

-Как же ты попал в наш лес?

-Я пошёл искать солнце и заблудился. Там где я живу очень темно и холодно.

-Ребята, как вы думаете, где живёт Умка?( на Северном полюсе).

- Почему там так холодно?

- Я потерял свою маму, помогите мне добраться до дома и привести солнце, что у нас там было солнечно, ярко и красиво!

- Ребята, как же нам помочь Умке? Мы же совсем незнаем туда дорогу.

- Как мы можем правильно соорентироваться, чтобы нам с вами не заблудиться? Где мы можем посмотреть, дорогу на северный полюс( посмотреть на карте, на глобусе)

- Я предлагаю вам составить маршрут на карте, он поможет нам в пути!

Мы узнаем из 2-го задания (беру лепесток). «Разгадайте кроссворд».

1. Северный Ледовитый … (Океан.)

2. Чем питаются животные и птицы на Северном полюсе? (Рыба.)

3. Чем добывают моржи со дна еду? (Клыки.)

4. Когда медведь злиться, что он делает? (Рычит.)

5. В наших лесах он серый, а на Севере белый, кто? (Волк.)

6. Когда птиц много и все кричат, как называют? (Птичий базар.)

7. Здесь живет Умка (Арктика)

- Ребята, мы кроссворд разгадали. Выходит, наш Умка живет в Арктике. Мы поможем ему добраться до дома, а заодно мы узнаем о жизни животных на Севере.

«1, 2, 3 повернись и в Арктике очутись».

- Ребята, как здесь холодно. Арктика находится на Северном полюсе. Это ледяная пустыня. Северный Ледовитый океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте 3-х этажного дома. В этих местах холодно в течении всего года; и зимой и летом. Летом здесь температура -30, а зимой -82. Люди здесь не живут, иногда отправляются экспедиции для изучения и наблюдений. И день с ночью не чередуются как у нас. На полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба (называют белые ночи). Животные хорошо приспособлены для жизни при низких температур. Многие полярные животные большие по величине и покрыты толстым слоем жира, что помогает сохранить тепло (тюлени, моржи, пингвины). У тех, кто живет на земле – теплая густая шерсть, а у птиц – множество густых перьев. Шерсть или перья охватывают воздух вокруг тела, сохраняя теплоту животных.

- А сейчас ребята расскажут стихи о животных.

3-е задание (беру лепесток)

«Рассмотрите картину (сюжет с девочкой Женей на Северном полюсе и медведи) и назовите произведение. Что случилось с девочкой Женей? Могла ли она замерзнуть? Почему?

А сейчас посмотрим видео о северных животных (просмотр видео).

Чем питаются птицы и животные на Севере? (рыбой) Почему?

На скалистых берегах селятся много птиц, т. к. рядом рыба. Большое скопление птиц называют – птичьи базары. Почему? (очень много шума)

Когда медведь вылезает из воды он хорошенько встряхнулся, и брызги полетели во все стороны. Как вы думаете почему медвежьи лапы не примерзают ко льду? Потому что они меховые и мех длинный пропитан жиром, поэтому вода не остается на лапах. Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, мы проведем опыт.

Опыт.

В емкость с водой опустим руку и сразу же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно, она – мокрая, т. е. покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их маслом (т. е жиром). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? (вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками) и если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь объясните случай с белым медведем. (ответы детей) А кто еще из животных использует эту хитрость? (водоплавающие птицы)

4-е задание «Физминутка» (танцевальные движения под музыку, имитирующие движения медведя.

5-е задание «Северное сияние»

- Кто знает что это такое? Когда днем и ночью на Севере темно, можно наблюдать необыкновенное явление – северное сияние. (рассматриваем картинку о северном сиянии)

- Сейчас мы нарисуем для Умки на влажных салфетках Северное сияние, чтобы Умка радовался этой красоте и вспоминал нас. (дети рисуют Северное сияние, развешиваем платочки для высыхания на веревочку, закрепляем защепками)

- Вот и закончилось наше путешествие в Арктику на Северный полюс. Мы вернули Умку в свою среду обитания. Мы многое узнали о загадочном, необыкновенном мире Северного полюса, о непростой жизни животных, о приспособлении их к климатическим условиям. С каждым годом их становится меньше, исчезают виды животных. Поэтому мы должны заботиться, охранять их, не загрязнять моря и океаны.

- Ребята у нас осталось еще 2 лепестка.

6-е задание (беру лепесток).

А нам пора уже возвращаться: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг.лишь коснешься ты земли, будь по-моему вели. Вели, чтобы мы очутились в нашем детском саду «Радуга».

Вот мы и в детском саду, последний 7-ой лепесток, что он нам приготовил? За вашу любознательность, за активно выполненные задания, за интерес к жизни животных, вам вручаются медали «Юные полярники» (вручаю). Я надеюсь, что вы и дальше будете интересоваться жизнью животных не только Арктики, но и других материков!

Настал новый день. Ребята, возьмитесь все за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя по утру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Ребята, я дарю вам свою улыбку. Поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

А сейчас послушайте загадку и скажите, где так бывает?

- Там очень холодно,

Там всегда зима.

Там лежат холодные

Вечные снега.

Там медведи белые

Бродят круглый год.

Морж усатый медленно

В полынье плывет? (на севере)

Правильно!

-Скажите, на северном полюсе живут люди?

-Кто там живет?

-Вы хотите отправиться на север, как полярники? Посмотреть и узнать о жизни животных и климате Севера?

Там очень холодно, поэтому надо тепло одеться. Надеваем шапки, шубы, валенки, варежки (имитация движений).

-На чем нам лучше туда добраться? (На самолете)

Закрываем глазки, приготовились, полетели.

Вот мы и на Севере. Посмотрите, нас встречают. Кто это?

-Словно царскую корону

Носит он свои рога

Ест лишайник, мох зеленый

Любит снежные луга. (Олень)

Олень приготовил для вас задание«Назови правильно»

У медведя толстые лапы. Значит он какой?

У песца острые зубы.

У тюленя короткая шерсть.

У оленя длинные рога.

У оленя быстрые ноги.

У моржа толстая кожа.

У песца длинная шерсть.

А мы как исследователи, давайте посмотрим и расскажем об олене. А поможет нам в этом схема.

Кто это?

Какого цвета?

Что есть у него?

Чем покрыто тело?

Чем питается?

Где живет?

(Составляем рассказ-описание о животном олене)

Нам пора идти дальше. Скажем оленю до свидания. Смотрите, кто это там вдали?

-Гордится он усами

И острыми клыками.

Он в Арктике живет,

Где снег вокруг и лед. (морж)

Морж нам тоже приготовил задание. Надо назвать детеныша животного, которого он написал в задании.

(олень, тюлень, медведь, волк, морж, сова, пингвин, заяц, кит)

А сейчас поиграем еще в одну игру, которая называется «Повтори за мной правильно четко и быстро»

Ва-ва-ва, на суку сидит сова

Са-са-са, в тундре бегает лиса.

А теперь давайте расскажем о морже по нашей схеме

Отправляемся дальше в путь. Давайте согреемся

Физминутка «Кто на севере живет»

По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)

Медведица идет.

За нею медвежата (убыстряют шаг)

Торопятся вперед.

Трещит мороз жестокий, (обнимают себя руками)

Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)

По полынье холодной

За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)

Бегут, спешат олени, (руки скрестно над головой – «рога», бегут Им веден путь едва высоко поднимая колени)

Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)

Полярная сова.

Ребята, смотрите вон там вдали белый медведь. Почему-то медведь какой-то грустный. Давайте попробуем его развеселить. По нашей помощнице схеме составим рассказ-описание об обитателе севера.

(составление рассказа-описания)-

Давайте вспомним, какой друг у белого медведя живет в лесу (бурый медведь)

Чем питается бурый медведь?

Что делает зимой?

Где он живет?

Какого цвета у него шерсть?

Но они никогда не встречались.. Они ведь друг о друге ничего не знают.

А давайте представим, каким же будет их разговор при встрече. Что им надо знать, чтобы лучше узнать друг о друге.

Два ребенка надевают шапочки (маски) медведей и ведут диалог.

Воспитатель: - Встретились белый и бурый медведи

Бурый медведь: - Здравствуй! Ты кто?

Белый медведь: - Здравствуй! Я белый медведь. А ты кто?

Бурый медведь: - Я бурый медведь. Я живу в лесу. А ты где?

Белый медведь: - А я на Севере, на льдине. У тебя шерсть, какого цвета?

Бурый медведь: - У меня шерсть коричневая. А у тебя какого цвета?

Белый медведь: - У меня шерсть белая. А что ты ешь?

Бурый медведь: - Я ем малину, мед, коренья. А ты что ешь?

Белый медведь: - А я ем тоже рыбу, а еще моржей и тюленей. Что ты делаешь зимой?

Бурый медведь: - Сплю в берлоге. А где ты спишь?

Белый медведь: - А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.

Ну что-то медведь всё равно грустный. Что же случилось? Оказывается ребята, медведю полярники подарили картинки, но от мороза они стали белыми, а медведю так хочется увидеть, что же там нарисовано. Давайте попробуем расколдовать эти картинки. Как вы думаете, как можно их расколдовать (варианты детей)

- А расколдуем мы их синей краской. (Дети закрашивают лист бумаги синей краской, на картинке появляются силуэты белого медведя и пингвина, нарисованные воском).

- Вот мы и помогли медведю, он очень доволен и говорит нам слова благодарности.

- Нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глазки и полетели.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Кого мы с вами встретили на Севере?

-Что вам больше всего понравилось?

-Кому было трудно?

- Что было трудным?

- Вы все молодцы! Поднимите вверх правую руку, теперь левую и похлопайте друг другу за нашу работу.

Задачи:

• Образовательные: закрепить знания детей о животных севера. Закреплять, уточнять знания детей об особенностях природных условий Севера. Расширять словарь детей по теме северные животные, активизировать фразовую речь.

• Развивающие: развивать у детей потребность в речевом общении, умение точно выражать свою мысль, отвечать на постоянные вопросы.

• Воспитательные: воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним и умение взаимодействовать друг с другом.

Материал. Иллюстрации с изображением животных севера, глобус, разрезные картинки для игры «Составь животное».

Предварительная работа: Беседа и рассматривание с детьми картин, иллюстраций, фотографий с изображением Севера. Чтение художественной литературы. Ситуативный разговор "Чем отличаются животные Сибири от животных Севера", дидактическая игра "Кто где живёт? "

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация: беседа с детьми "Что ты знаешь о животных Севера? ", составление описательных рассказов.

Познание: рассматривание иллюстраций.

Художественное творчество: дети создают животных для коллективной композиции «Северный полюс».

Физическая культура: разминка, пальчиковая гимнастика.

Здоровье: смена деятельности, соблюдение регламента НОД, сохранение правильной осанки.

Ход занятия:

Организационный момент:

ИНИЦИАЦИЯ «Мое настроение». Каждый из детей, по очереди берет с середины стола карточку и, не переворачивая ее, отдает соседу справа. Тот, кому дали карточку, переворачивает ее, показывает настроение; берет другую и отдает соседу справа.

ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕМУ «Разрезные картинки»

Педагог: Знаю, все вы любите путешествовать. Предлагаю сегодня отправиться в гости. А к кому вы узнаете сами, собрав разрезные картинки. Собирать их вы будете в паре друг с другом.

Педагог раздает фишки разных цветов, поделив детей на пары.

Педагог: Ребята, кто изображён на ваших картинках?

Дети: (белый медведь, тюлень, морж, северный олень)

Педагог: Как вы думаете, где обитают эти животные?

Дети: на Крайнем Севере, в Арктике

Педагог: А давайте найдём Арктику на глобусе. Где мы будем искать?

Дети. В верхней части глобуса, на макушке.

Педагог: Как вы думаете, какой он Крайний Север?

Дети: Там всё кругом белое. Всё покрыто толстым слоем снега. А ещё там очень холодно, круглый год зима и т. д.

Педагог: В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво. Итак, мы отправляемся в путь на Крайний Север к северным животным. Садимся с вами в круголет, отправляемся в полет.

«Следопыты»

Ребята, посмотрите, чьи-то следы и здесь много следов. Интересно, кто мог их оставить?

Там где холод, снег и лед

Этот дикий зверь живет.

Он большой, пушистый, белый,

А еще рыбак умелый (Белый медведь)

Дети находят следы белого медведя и рядом ставят картинку животного.

Сейчас вы мне расскажите всё, что вы знаете о белых медведях, а поможет нам схема.

Вот эта картинка обозначает, как выглядит животное, когда я её показываю, значит надо описать внешний вид животного.

Вторая картинка, на ней нарисован дом, значит надо рассказывать, как живёт это животное. Третья картинка, на ней изображены мама, папа, ребёнок, надо рассказывать о семье, о детёнышах.

На четвёртой картинке изображена тарелка, рассказываем о том, чем питается животное.

Итак, расскажите, что вы знаете о белом медведе.

Дети по схеме рассказывают.

Педагог: Белый медведь носит ещё одно название – медведь морской. Его встречали плывущим в открытом море за сотню километров от ближайшей суши или льдин. Когда медведь ныряет, он держит глаза открытыми, а ноздри и ушные раковины сжимает. Вылезет белый медведь из воды на льдину, отряхнется – и опять сухой.

Педагог: А как вы думаете, когда белый медведь вылезает из воды, то почему он не покрывается льдом?

Дети: Потому что у белого медведя толстый слой жира, который защищает его от мороза и собирает в капельки.

Педагог: Как вы думаете, почему белый медведь – белый?

Дети: Он маскируется, как снег.

Педагог: Давайте посмотрим, кто еще оставил свои следы.

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Олень)

Дети находят следы северного оленя и рядом ставят картинку животного.

Дети по схеме рассказывают о северном олене.

Педагог: Для чего оленю нужны широкие копыта?

Дети: Чтобы он не проваливался в снег. И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву.

Педагог: Какую пользу приносят олени?

Дети: Оленье мясо едят, оно очень вкусное, из оленьих шкур народы Севера делают чум – жилье, шьют одежду – малицу, обувь – унты, оленьи шкуры – очень теплые. Еще они возят людей.

Педагог: Во что запряжены олени? (нарты – легкие сани).

«РАЗМИНКА» - дети повторяют стихотворение, сопровождая соответствующими движениями.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём,

А потом гулять пойдём!

Педагог: Ребята, отправляемся дальше. Смотрите, а это что за животное.

Он медлительный, клыкастый,

Лапы у него как ласты,

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте – ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж)

Педагог выставляет картинку с изображением моржа.

Дети по схеме рассказывают о морже.

Педагог: Дети, моржи целый день дремлют на льдине, а когда проголодаются, нырнут в воду и достанут ракушку со дна, водоросли, наедятся и снова на льдину. Моржи очень тяжелые. Старый морж весит больше двух коров. Поэтому моржу тяжело влезть на льдину. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.

Педагог: Давайте посмотрим, кто еще оставил свои следы.

Дети находят следы северных птиц и рядом ставят картинки птиц: чайка белая, полярная сова, куропатка.

Педагог: Много тысяч птиц слетается к скалам, кричат, шумят. Даже есть такое название – птичьи базары. А для чего они это делают?

Дети: Чтобы выводить птенцов.

Педагог: Чайки не строят гнёзд, яйца откладывают в ямки скал. Чайки защищают свои яйца, они все вместе набрасываются на врага. Яйца помогает высиживать отец, пока мама кормится.

Педагог: Чем питаются чайки?

Дети: Чайка питается леммингами (грызунами), моллюсками, рыбой, остатками добычи от белых медведей.

Педагог: Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают?

Дети. Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух. Всё это согревает. А моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга.

Пальчиковая гимнастика. «КТО НА СЕВЕРЕ ЖИВЕТ»

Медведь, олень, клыкастый морж,

Тюлень, сова и куропатка.

(Сгибать пальцы обеих рук, начиная с большого.)

Этих северных животных

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Ты на юге не найдешь.

(Грозят пальчиком.)

Педагог: Молодцы, ребята. Теперь вы много знаете о северных животных и птицах. Пора возвращаться в детский сад.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

«Блиц». Что нового узнали о северных животных и птицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Конспект ООД по развитю речи в подготовительной к школе группе...

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...

ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

ООД по развитию речи в подготовительной группе«Путешествие в страну Красивой речи»Цель: обогатить словарный запас детей, развивать слуховое восприятие...