«Устами ребёнка глаголет истина». Деловая игра для педагогов ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста
материал по развитию речи

Засова Саида Яшаровна

Цель игры:

• Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;

• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;

• Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;

• Закреплять умение отбирать информацию из разных источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustami_rebyonka_glagolet_istina.docx101.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Устами ребёнка глаголет истина». Деловая игра для педагогов ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста 

Цель игры:

• Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;

• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;

• Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;

• Закреплять умение отбирать информацию из разных источников.

Предварительная работа:

• просмотр методической литературы;

• изготовление каждой командой пособия по развитию речи детей (плоскостные и объемные модели, дидактические игры, игрушки) ;

• заучивание, повторение фольклорных произведений.

Организационно-мотивационный этап:

В дошкольном возрасте ребёнок впервые открывает для себя мир. Это мир людей, их дел, взаимоотношений. Это мир предметов, их особенностей, назначения. Это мир, в котором всё подчиняется определенным закономерностям, всё взаимосвязано друг с другом.

Стремясь понять окружающее, дети обращаются к взрослым со своими бесконечными «почему?» и «зачем?».

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Мы приглашаем Вас на деловую игру, которая называется «Устами ребёнка глаголет истина». А так же нужно выбрать экспертов, которые будут следить за правильностью выполнения заданий, в конце игры подведут итог: насколько методически педагоги подготовлены в области познавательно – речевого развития дошкольников.

Задание 1

Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», записывают своё название на выставленных табличках. (1мин)

Задание 2 «Теоретическое» (Разминка)

Ведущий зачитывает вопросы поочередно каждой команде.

Вопросы:

1 – Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста. (обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речиразвитие образной речи)

2 – Что мы понимаем под развитием речи ребёнка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи).

3 –Какие методы и приемы обогащения словарного запаса детей вы используете в работе?

4 –Перечислите все возможные формы взаимодействия с родителями по развитию речи дошкольников (Можно использовать такие формы, как тематические лекции, беседы и консультации специалистов по проблемам речи. В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком. Формы работы:тематические развлечения;литературные вечера;фольклорные праздники;ярмарки;КВН; составление социального паспорта семьи;анкетирование;тестирование)

5 – Что такое диалог? (Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией).

6 - Что такое монолог? (Речь одного собеседника, обращённая к слушателям).

7 – Какие виды речи вам известны? (Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная)

8 – Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? (Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.)

Задание 3 «Психолого-педагогическое»

Решение проблемных задач по развитию речи каждой командой.

1 команда: Первые слова ребенка разобрать трудно. Сумев что – то понять, взрослый с радостным видом должен повторить за ним произнесенные слова. Это поощряет к дальнейшему разговору. Ребенку будет приятно узнать, что взрослый его понимает.

Вопрос: Как взрослый должен повторять слова ребенка, как он произносит или как надо взрослому?

Ответ: Взрослый должен произносить слова правильно и чисто. Ребенок, даже зная слово правильно, не сразу может его проговорить из - за несовершенства речедвигательного аппарата.

2 команда: Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную правильную?

Автономная речь - употребляются облегченные слова (АВ – АВ, искаженные слова (МОКО – молоко, придуманные ребенком (ТОПА – ТОПА – пошел)

Ответ: Если ребенок, увидев птицу, произносит«ГУЛИ – ГУЛИ», то взрослый должен поддержать его активно – радостное настроение и сказать«Да это птица – ГОЛУБИ» Т. е. не обращая и не заостряя его внимание на неправильно произнесенных им словах, сразу произнести слово правильно.

Задание 4 «Литературное»

Ведущий зачитывает вопросы,команда первая поднявшая руку дает ответ, если ответ не верный ход переходит к другой команде.

1. Автор сказки «Красная Шапочка»(Шарль Перро.)

2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной

сказке «Теремок». («Рукавичка».)

3. Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей(Сладков, Бианки, Чарушин.)

4. Автор сказки «Гадкий утенок»(Ганс Христиан Андерсен.)

5. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей(Корней Иванович Чуковский.)

6. Назовите наиболее известные сказки А. С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке»«Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»«Сказка о царе Салтане»«Сказка о попе и о работнике его Балде».)

7. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

8. О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?

(О мышонке.)

9. Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал«Вот вам телеграмма от гиппопотама!» («Айболит» К. И. Чуковского.)

10. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

11. Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей? (Лиса повредила ей крыло.)

12. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»(Воробей, мышонок и блин.)

13. Автор сказки «Серебряное копытце»(Бажов.)

14. Как звали мышат из украинской сказки «Колосок»(Круть и Верть.)

15. Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах»«Про Тюпу» и др.? (Чарушин.)

16. В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка».)

17. Про какую царевну говорили, что она «едет в коробчонке»? («Царевна-лягушка».)

18. Из какого произведения эти строки: «Почему у вашей дочки серые щечки?

- Она давно не мылась». («Усатый-полосатый» С. Маршак.)

19. В какой русской народной сказке лиса выступает положительной героиней и за хорошее дело ей в конце дарят белую курицу? («Снегурушка и лиса».)

20. Вспомните заклинание, с помощью которого Иванушка-дурачок вызывал Сивку-бурку. («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)

Работа с пословицами: каждая команда получает карточку с заданием

1 команда:

• Найдите лишнюю пословицу:

«Хвастать – не косить, спина не болит»

«Не спеши языком – торопись делом»

«Язык до Киева доведет»

«От слова до дела – сто перегонов»

(ответ: третья пословица)

• Вспомните пословицы, противоположные по смыслу пословице «Пришла беда – отворяй ворота»

(Ответ«Нет худа без добра»«Не было бы счастья, да несчастье помогло»)

• Вспомните пословицы о труде, которые можно использовать в работе с детьми.

2 команда:

• Найдите пары пословиц:

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

«Руби дерево по себе»

«Знания никому не в тягость»

«Без корня и полынь растет»

«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»

«По Сеньке и шапка»

(Ответ: 1- 3, 2-6, 4 –5)

• Вспомните пословицу, противоположную данной по смыслу«Коротка ночь до зари, коли много работы»

Ответ«Скучен день до вечера, коли делать нечего»

• Вспомните пословицы о дружбе, которые можно использовать в работе с детьми

Задание 5 «Педагогическая копилка» (Домашнее задание)

• каждая команда представляет по 2 дидактических пособия или игры по речевому развитию детей, кратко рассказывая о том, где и как оно может быть использовано.

• показать пальчиковую игру, которую можно использовать на занятиях по развитию речи и в повседневной деятельности.

• вспомнить и прочитать потешки, которые можно использовать в работе с детьми для обогащения речи детей.

Задание 6 «Пресс-центр»

Вопросы:

- Возникла ли какая – то идея, которую вы воплотите в жизнь?

- Какую бы еще информацию по этой теме вы хотели бы получить?

- Интересна ли вам форма проведения нынешнего мероприятия? Чем?

- Какой материал был наиболее интересен?

- Какой материал и формы работы, по вашему мнению, были бы интересны и полезны родителям?

- Пожелания коллегам.

Деловая игра для педагогов «Развитие речи в детском саду»

Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ по развитию речи у детей дошкольного возраста через активные методы обучения.

Задачи:

1. Уточнить знания педагогов по познавательно-речевому развитию детей;

2. Упражнять умение общаться и вырабатывать единое мнение в команде.

3. Развивать у педагогов смекалку, сообразительность, креативное мышление, творческое воображение.

В дошкольном возрасте ребёнок впервые открывает для себя мир. Это мир людей, их дел, взаимоотношений. Это мир предметов, их особенностей, назначения. Это мир, в котором всё подчиняется определенным закономерностям, всё взаимосвязано друг с другом.

Стремясь понять окружающее, дети обращаются к взрослым со своими бесконечными «почему?» и «зачем?».

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Я приглашаю Вас на деловую игру, которая называется «Развитие речи в детском саду».

  1. Конкурс «Ромашка»
  2. Педагоги делятся на две команды, вашему вниманию будет предложен белоснежный цветок – ромашка.

-Предлагаю каждой группе сорвать один лепесток с объяснением педагогического термина, обдумать его, и выбрать зелёный листок, который является ответом. Подобрав лепестки к листьям, мы заслушаем ваши определения.

Предлагаем вспомнить:

1. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.

2. Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка.

3. Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

4. Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

5. Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто) .

6. Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.

7. Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.

8. Что относится к словесным методам и приёмам обучения? (пояснение, рассказ, чтение, беседа).

9. Диагностика — количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т. п. с помощью специально разработанных учебных методик.

10. Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

2. Конкурс. Скороговорки

Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.

• Для первой команды: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»

• Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»

3. Конкурс «Эрудированный педагог»

На полу раскладываются дорожки из обручей, переходить из обруча в обруч могут только после правильного ответа. Отвечает тот, кто быстрее других поднимет флажок.

1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)

2. Как звали трех поросят в одноименной сказке? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.)

3. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)

4. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)

5. Назовите наиболее известные сказки А. С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

6. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)

7. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

8. Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама!» («Айболит» К. И. Чуковского.)

9. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

10. Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей? (Лиса повредила ей крыло.)

11. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)

12. Назовите самые известные сказки Ганса Христиана Андерсена. («Дюймовочка», «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик».)

13. В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка».)

14. Про какую царевну говорили, что она «едет в коробчонке»? («Царевна-лягушка».)

4. Конкурс «Времена года»

Стихотворения о временах года

Из конверта участники команд достают пейзажные картинки.

На них изображены зима, лето, весна, осень. Команда должна

вспомнить отрывок стихотворения о каждом времени года, кто больше.

5. Творческий конкурс.

Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

• Для первой команды «У страха глаза велики».

• Для второй команды: «За двумя зайцами погонишься, ни одну не поймаешь».

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников. Вспомнили педагогические термины, которые используем в повседневной жизни. Вспомнили скороговорки, сказки, стихотворения о временах года.

Деловая игра

 «Речевое развитие дошкольника».

Цель: формирование педагогической компетентности педагогов;

           развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  в коллективе.

           уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей.

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.

4. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

5. Совершенствовать навыки логического мышления.

    Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Мы приглашаем Вас на деловую игру. Но прежде нужно выбрать экспертов, которые будут следить за правильностью выполнения заданий, в конце игры подведут итог: насколько методически педагоги подготовлены в области речевого развития дошкольников.

Итак, мы начинаем, я задаю вопросы, вы отвечаете, эксперты оценивает каждый правильный ответ по пятибалльной системе.

1. Разминка:

Команды  быстро односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.

  • Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
  • Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря.  (Нет.)
  • Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
  • Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
  • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
  • Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
  • Детей 5 лет нельзя научить произносить  буквы.  (Да. Произносятся звуки.)
  • Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного

произведения. (Да)

  • Формирование звуковой культуры речи  относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя.  (Нет)

2. Команды вытягивают билет и отвечают на поставленный вопрос.

А) Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

- Формирование словаря.

- Звуковая культура речи.

- Формировать грамматический строй речи.

- Развивать связную речь.

- Ознакомление с художественной литературой.

   Б) Что мы понимаем под развитием речи ребенка?

Развитие речи - это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.

   В) Каковы задачи по формированию словаря?

Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

3. Назовите приемы обучения рассказыванию:

  1. образец рассказа
  2. частичный образец рассказа
  3. дублер образца
  4. разбор образца рассказа
  5. план рассказа
  6. воспроизведение плана  рассказа детьми
  7. коллективный разбор плана
  8. коллективное составление рассказа
  9. составление рассказа по частям
  10. окончание детьми рассказа, начатого воспитателем
  11. подсказ вариантов
  12. вопросы, указания, пояснение
  13. оценка

4. Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой

( словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них  приемы. Команды вытягивают билет и записывают на мольберте приемы, соответствующие каждому методу.
Словесный 

Чтение произведение 
Вопросы к детям по содержанию произведений
 
Пересказ произведения
 
Заучивание наизусть
 
Выразительное чтение
 
Беседа по произведению
 
Прослушивание грамзаписи
 

Практический 

Элементы инсценировки 
Игры-драматизации
 
Дидактические игры
 
Театрализованные игры
 
Использование разных видов театра
 
Игровая деятельность
 


Наглядный 

Показ иллюстраций, картинок, игрушек 
Элементы инсценировки
 
Движение пальцами, руками
 
Схемы
 
Алгоритмы
 
Просмотр видеофильмов, диафильмов
 
Оформление выставки

5. Литературная страница.

Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен. У одного участника каждой группы в руках – бубен.

1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)

2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок».
 («Рукавичка».)

3.Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)

4. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)

5. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)

6. Назовите наиболее известные сказки А.С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

7. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)

8. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

9 .        О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.)

10.        Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

11.        Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)

12. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)

13. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности?(«Айога».)

14. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)

15. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи».)

16. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)

17. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)

18. Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин.)

19. Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)

20. Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

6. Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по ознакомлению с художественной литературой:

  1.  Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.  

       (2-ая младшая группа)

  1. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. (Средняя группа)
  2. Учить различать жанры литературных произведений  и некоторые особенности  каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа)

 7. Назовите основные требования к оформлению книжных уголков (команды по очереди отвечают): 
- рациональное размещение в группе,
 
- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы,
 
- соответствие интересам детей,
 
- постоянная сменяемость,
 
- эстетическое оформление,
- востребованность.
8. Ведущая предлагает командам отобрать книги в соответствии с возрастной группой. (каждая команда соответствует определенной возрастной группе: младший, средний, старший дошкольный возраст. Из предложенных книг они должны отобрать те, которые подходят для оформления книжного уголка в их группе)
 

  1. А. Барто « Уронили мишку на пол», З. Александрова «Мой мишка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», К. Чуковский «Краденое солнце», (2-ая младшая)
  2. «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Волк и лиса», Б. Гримм «Горшок каши» ( средняя)
  3. С. Есенин «Черемуха», А Толстой «Золотой ключик», М. Пришвин «Золотой луг»,

Л. Толстой «Филипок», «Спящая красавица» (подготовительная)

9. Команды получают карточки с заданием  и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

1 команда

кашечрохав    («Хаврошечка»)

боклоко            («Колобок») 

зоркомо            («Морозко»)

 2 команда

очвокамйюд     («Дюймовочка»)

дыродйом         («Мойдодыр»)                            

гукароснеч      («Снегурочка»)

3 команда

комерет           («Теремок»)

щеинакатар     («Тараканище»)

рожахико         («Жихорка»)

10. Предложить командам назвать одним словом

1. Изложение прослушанного произведения (пересказ) 
2. Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)
 
3.Литературное произведение для пересказа (сказка)
 
4.Тип связной речи (диалог)
 
5.Методичекий прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец)
 
6.То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)
 
7.Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения (вопрос)
 
8.Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)
 
9.Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)
 

11. В каких видах деятельности развивается речь ребенка?

- Д/игры;

- С/игры;

- С/игры;

- Р/игры;

- Режимные моменты;

- Прогулки;

- Занятия.

Предоставляется слово экспертам. Дайте свою оценку. Насколько педагоги компетентны в речевом развитии детей дошкольного возраста?

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы способствующие речевому развитию детей.

Памятка для воспитателей.

3 метода ознакомления детей с литературой (словесный, практический и наглядный) приемы, соответствующие каждому методу.
Словесный 

Чтение произведение 
Вопросы к детям по содержанию произведений
 
Пересказ произведения
 
Заучивание наизусть
 
Выразительное чтение
 
Беседа по произведению
 
Прослушивание грамзаписи
 

Практический 

Элементы инсценировки 
Игры-драматизации
 
Дидактические игры
 
Театрализованные игры
 
Использование разных видов театра
 
Игровая деятельность
 


Наглядный 

Показ иллюстраций, картинок, игрушек 
Элементы инсценировки
 
Движение пальцами, руками
 
Схемы
 
Алгоритмы
 
Просмотр видеофильмов, диафильмов
 

Деловая игра для педагогов

по развитию речи детей дошкольного возраста

«Устами ребёнка глаголет истина»





https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQKLatSXcwq2U3UEOY9giNdtN3pRhnUF8VvkCi0FKZS6GJCltDb





Цель игры:

• Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;

• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;

• Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;

• Закреплять умение отбирать информацию из разных источников.

Предварительная работа:

  • На доске вывешиваются названия конкурсов для команд.
  • Фишки двух цветов для обозначения команды победившей в том или ином конкурсе.
  • Задания для каждого конкурса по числу команд.
  • Выбирается жюри из членов коллектива.

Вступление:

В дошкольном возрасте ребёнок впервые открывает для себя мир. Это мир людей, их дел, взаимоотношений. Это мир предметов, их особенностей, назначения. Это мир, в котором всё подчиняется определенным закономерностям, всё взаимосвязано друг с другом.

Стремясь понять окружающее, дети обращаются к взрослым со своими бесконечными «почему?» и «зачем? ».

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Мы приглашаем Вас на деловую игру, которая называется «Устами ребёнка глаголет истина». А так же нужно выбрать экспертов, которые будут следить за правильностью выполнения заданий, в конце игры подведут итог: насколько методически педагоги подготовлены в области познавательно – речевого развития дошкольников.

Организационный этап:

Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», записывают своё название на выставленных табличках. (1мин)

Теоретический этап:

Ведущий зачитывает вопросы поочередно каждой команде.


Вопросы:

1 – Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста. (обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи)

2 – Что мы понимаем под развитием речи ребёнка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи).

3 –Какие методы и приемы обогащения словарного запаса детей вы используете в работе?

4 –Перечислите все возможные формы взаимодействия с родителями по развитию речи дошкольников (Можно использовать такие формы, как тематические лекции, беседы и консультации специалистов по проблемам речи. В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком. Формы работы: тематические развлечения; литературные вечера; фольклорные праздники; ярмарки; КВН; составление социального паспорта семьи; анкетирование; тестирование)

5 – Что такое диалог? (Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией).

6 - Что такое монолог? (Речь одного собеседника, обращённая к слушателям).

7 – Какие виды речи вам известны? (Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная)

8 – Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? (Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.)

Конкурс «Блиц».

Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1 команда.

  1. Назовите интеллектуальные функции (мышление, память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве и во времени).
  2. Что такое фонетика? (тесное взаимодействие звукопроизношения и просодики).
  3. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).
  4. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).
  5. Как называется курс специальных занятий направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка? (психогимнастика).
  6. Сколько лап у двух котов? (восемь).
  7. Назовите слова – паронимы (миска – мишка).
  8. Отгадайте загадку: вдаль бежит – не тужит, с  ножками  дружит (улица).
  9. Столица Украины? (Киев).
  10. Сколько звуков в слове — деньги (пять).
  11. Самое умное живое существо на планете (человек).
  12. Повторите скороговорку: Три сороки — тараторки тараторили на горке.
  13. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково).
  14. Что такое фонематический слух? (умение повторить (услышав) звуки, слоги, слова).
  15. Как обозначаем гласные звуки? (кружочком).
  16. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный).
  17. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).
  18. Кто собирает яблоки спиной? (еж).
  19. Придумайте слово, в котором  букв меньше, чем звуков (яблоко).
  20. Какое слово длиннее: велосипед или дом (велосипед)

2 команда.

  1. Назовите просодические компоненты речи? (темп, сила, тембр голоса, интонация).
  2. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
  3. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).
  4. Назовите акустические признаки звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).
  5. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).
  6. Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.
  7. Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»).
  8. Что такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи).
  9. Как обозначается символ согласного мягкого звука? (две черты).
  10. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).
  11. Как называется система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала? (фонетическая ритмика).
  12. Произнесите слово «ромашка» наоборот (акшамор).
  13. Продолжите:  одно дупло, два дупла, пять…(дупел).
  14. Что такое глобус? (макет Земли).
  15. Что такое фонема? (звук).
  16. Сколько рогов у четырех коров? (восемь).
  17. Что такое эмпатия? (способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей).
  18. Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи? (недоразвитие всей звуковой стороны речи ( звукопроизношение, фонематический слух, несформированность анализа и синтеза, звукового состава слова)).
  19. Назовите слово из четырех слогов (велосипед).
  20. Эмблема государства (герб)

Практическая часть:

Конкурс «Путаница».

Ведущий зачитывает 10 пословиц (поговорок) для каждой команды.

Задание: найти в пословицах, поговорках «озорные» буквы, стоящие не на своих местах, меняющие тем самым привычный смысл.

1 команда.

  1. Занятого человека и грусть – доска не берет (доска) д — т.
  2. Не тесто красит человека, человек тесто ( место) т –м.
  3. Лето дурное – зима с метелями ( бурное) д –б .
  4. Море луковое ( горе ) м –г.
  5. Комар ножа не подточит  ( носа) ж – с.
  6. Чем рогаты, тем и рады ( богаты) р – б.
  7. Хозяин весел – и гости гады (рады) г — р.
  8. На ловца и дверь бежит ( зверь) д –з.
  9. По одежке протягивай ложки (ножки) л — н.
  10. Марина любит ласку, чистку и смазку (машина) р –ш.

2 команда.

  1. Родной куст и зайцу порог ( дорог) п – д.
  2. От глупого писка до беды близко (риска) п – р.
  3. На горе и шапка горит (воре) г – в.
  4. Верная указка – не кулак, а маска (ласка) м – л.
  5. Врач на горе – весна во дворе (грач) в – г.
  6. Зима весну путает, да все равно тает  (пугает) т – г.
  7. Больше дела, меньше снов  (слов) н – л.
  8. Голода не бойся, а по пояс мойся (холода) г – х.
  9. Не зная броду, не суйся в моду (воду) м –в.
  10. Забота не волк, в лес не убежит (работа) з – р.

Конкурс «Самый внимательный».

Задание: командам необходимо выбрать  из трех слов слово  – «неприятель».

Выигрывает команда быстрее выполнившая 15 заданий.

1 команда.

1. Друг, подруга, враг.

2. Ночь, сутки, день.

3. Радость, счастье, печаль.

4. Поднимать, опускать, брать.

5. Давать, продавать, брать.

6. Покупать, продавать, отдавать.

7. Говорить, идти, молчать.

8. Короткий, маленький, длинный.

9. Пожилой, взрослый, молодой.

10. Рыжий, лысый, волосатый.

11. Твердый, жидкий, мягкий.

12. Вдох, дыхание, выдох.

13. Юг, запад, север.

14. Старый, грязный, новый.

15. Много, чуть-чуть, мало.

2 команда.

1. Высокий, большой, низкий.

2. Короткий, огромный, длинный,

3. Хороший, светлый, плохой.

4. Глубокий, низкий, мелкий.

5. Пасмурный, дождливый, солнечный.

6. Черный, красный, белый.

7. Бежать, лежать, стоять.

8. Наливать, плескать, выливать.

9. Широкий, маленький, узкий.

10. Тусклый, бледный, яркий.

11. Мириться, улыбаться, ссориться.

12. Зима, осень, лето.

13. Сухой, высохший, мокрый.

14. Восход, заря, заход.

15. Острый, заточенный, тупой.

  • Конкурс «Объяснялки».

Задание: командам необходимо объяснить смысл слов в словосочетаниях.

1 команда

Прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зеленый лук; спящая овсянка, сладкая овсянка; глубокая норка, пушистая норка; меткая стрела, стрела амура.

2 команда.

Больна ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка; скрипичный ключ, холодный ключ; болтливый язык, кожаный язык; стеклянное горлышко, больное горлышко; настольные часы, последние часы.

  • Конкурс «Скороговорка».

Задание: командам необходимо произнести 5 скороговорок. Выигрывает команда, безошибочно произнёсшая все скороговорки.

У мыши в норке сыра корка.

На горе Арарат растёт крупный виноград.

Трое кораблей лавировали, лавировали да не вылавировали.

Маша дала Ромаше сыворотку из простокваши.

Шёл Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.

  • Конкурс «Грамотеи».

Задание: командам предлагается текст с неправильной разбивкой на слова. За 1 минуты необходимо восстановить текст.

1 команда.

Беж итчере злеснуюп оляну ёжик. Осень юу ежей малодо бычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки. Труд нонаход итьжуч ков. Во сен ниедни готов итхлопот ливыйе жи к жили щеназиму.

2 команда.

Ночь юиднем таскаетон внорум ягкиймо х, души стыелис точки. При дё тзима. На кроет снегомнор углубок ийсугроб. Подпушисты модеял омтепл оему. Буд етспа тьдове с ны.

  • Конкурс «Пословицы»

Работа с пословицами: каждая команда получает карточку с заданием

1 команда:

• Найдите лишнюю пословицу:

«Хвастать – не косить, спина не болит»

«Не спеши языком – торопись делом»

«Язык до Киева доведет»

«От слова до дела – сто перегонов»

(ответ: третья пословица)

• Вспомните пословицы, противоположные по смыслу пословице «Пришла беда – отворяй ворота»

(Ответ: «Нет худа без добра», «Не было бы счастья, да несчастье помогло»)

• Вспомните пословицы о труде, которые можно использовать в работе с детьми.

2 команда:

• Найдите пары пословиц:

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

«Руби дерево по себе»

«Знания никому не в тягость»

«Без корня и полынь растет»

«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»

«По Сеньке и шапка»

(Ответ: 1- 3, 2-6, 4 –5)

• Вспомните пословицу, противоположную данной по смыслу: «Коротка ночь до зари, коли много работы»

Ответ: «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

• Вспомните пословицы о дружбе, которые можно использовать в работе с детьми.

«Педагогическая копилка» (Домашнее задание)

• каждая команда представляет по 2 дидактических пособия или игры по речевому развитию детей, кратко рассказывая о том, где и как оно может быть использовано.

• показать пальчиковую игру, которую можно использовать на занятиях по развитию речи и в повседневной деятельности.

• вспомнить и прочитать потешки, которые можно использовать в работе с детьми для обогащения речи детей.

«Пресс-центр»

Вопросы:

- Возникла ли какая – то идея, которую вы воплотите в жизнь?

- Какую бы еще информацию по этой теме вы хотели бы получить?

- Интересна ли вам форма проведения нынешнего мероприятия? Чем?

- Какой материал был наиболее интересен?

- Какой материал и формы работы, по вашему мнению, были бы интересны и полезны родителям?

- Пожелания коллегам.


1 команда.

Беж итчере злеснуюп оляну ёжик. Осень юу ежей малодо бычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки. Труд нонаход итьжуч ков. Во сен ниедни готов итхлопот ливыйе жи к жили щеназиму.


2 команда.

Ночь юиднем таскаетон внорум ягкиймо х, души стыелис точки. При дё тзима. На кроет снегомнор углубок ийсугроб. Подпушисты модеял омтепл оему. Буд етспа тьдове с ны.


задание: найти в пословицах, поговорках «озорные» буквы, стоящие не на своих местах, меняющие тем самым привычный смысл.

1 команда.

  1. Занятого человека и грусть – доска не берет.
  2. Не тесто красит человека, человек тесто.
  3. Лето дурное – зима с метелями.
  4. Море луковое.
  5. Комар ножа не подточит.
  6. Чем рогаты, тем и рады.
  7. Хозяин весел – и гости гады.
  8. На ловца и дверь бежит.
  9. По одежке протягивай ложки.
  10. Марина любит ласку, чистку и смазку.


Задание: найти в пословицах, поговорках «озорные» буквы, стоящие не на своих местах, меняющие тем самым привычный смысл.

2 команда.

  1. Родной куст и зайцу порог.
  2. От глупого писка до беды близко.
  3. На горе и шапка горит.
  4. Верная указка – не кулак, а маска.
  5. Врач на горе – весна во дворе.
  6. Зима весну путает, да все равно тает.
  7. Больше дела, меньше снов.
  8. Голода не бойся, а по пояс мойся.
  9. Не зная броду, не суйся в моду.
  10. Забота не волк, в лес не убежит.

1 команда

• Найдите лишнюю пословицу:

«Хвастать – не косить, спина не болит»

«Не спеши языком – торопись делом»

«Язык до Киева доведет»

«От слова до дела – сто перегонов»

• Вспомните пословицы, противоположные по смыслу пословице «Пришла беда – отворяй ворота»


2 команда:

• Найдите пары пословиц:

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

«Руби дерево по себе»

«Знания никому не в тягость»

«Без корня и полынь растет»

«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»

«По Сеньке и шапка»

• Вспомните пословицы о труде, которые можно использовать в работе с детьми.


Подготовительная работа:

  • На доске вывешиваются названия конкурсов для команд.
  • Фишки двух цветов для обозначения команды победившей в том или ином конкурсе.
  • Задания для каждого конкурса по числу команд.
  • Выбирается жюри из членов коллектива.
  • Конкурс «Блиц».

Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1 команда.

1. Чем отличается звук от буквы.

2. На что похожа буква «В»?

3. Сколько букв в слове «деньги»?

4. Сколько дней в неделе?

5. Что курицу не учит?

6. Какая бывает ручка?

7. Что может быть широким?

8. У кого глаза велики?

9. Зачем слону хобот?

10. Поделите на слоги слово «парикмахерская».

11. Назовите двусложное слово из открытых слогов (вата).

12. Подберите рифму к слову «мак».

13. Измените по образцу: много  домов – один …., много манжет  -  …(одна манжета).

14. Назовите центральную улицу Усинска.

15. Придумайте родственное слово к слову «игра».

2 команда.

1. Назовите всегда твердый согласный звук («ж»).

2. Что такое дисграфия? (нарушение письма).

3. Назовите зимние месяцы.

4. Сколько ног у курицы?

5. Чем покрыта рыба?

6. Что такое инновация?

7. Продолжите ряд: лев – львенок, обезьяна — …

8. Назовите город РК.

9. Что всему голова? (хлеб).

10. Придумайте односложное слово со стечением согласных (бинт).

11. Назовите слово из 5 слогов (милиционер).

12. Сколько звуков в слове «пульт».

13. Назовите наоборот слово «дорога».

14. Объясните значение слова «пароход».

15. Зачем обезьяне длинный хвост?

  • Конкурс «Собери слово».

Задание: за 1 минуту каждая команда должна по предложенным слоговым таблицам составить как можно больше слов. Таблицы одинаковые.

  • Конкурс «Самый догадливый».

Задание. Командам предлагается карточка, на которой указаны три предмета. За 2 минуту необходимо ответить, где и для чего можно применить данные предметы. На каждый предмет не менее 5 ответов.

Слова: кнопка, гвоздь, ботинок, помидор, шнурок, одеяло.

  • Конкурс «Самый внимательный».

Задание. Командам необходимо выбрать  из трех слов слово  – «неприятель».

Выигрывает команда быстрее выполнившая 15 заданий.

1 команда.

1. Друг, подруга, враг.

2. Ночь, сутки, день.

3. Радость, счастье, печаль.

4. Поднимать, опускать, брать.

5. Давать, продавать, брать.

6. Покупать, продавать, отдавать.

7. Говорить, идти, молчать.

8. Короткий, маленький, длинный.

9. Пожилой, взрослый, молодой.

10. Рыжий, лысый, волосатый.

11. Твердый, жидкий, мягкий.

12. Вдох, дыхание, выдох.

13. Юг, запад, север.

14. Старый, грязный, новый.

15. Много, чуть-чуть, мало.

2 команда.

1. Высокий, большой, низкий.

2. Короткий, огромный, длинный,

3. Хороший, светлый, плохой.

4. Глубокий, низкий, мелкий.

5. Пасмурный, дождливый, солнечный.

6. Черный, красный, белый.

7. Бежать, лежать, стоять.

8. Наливать, плескать, выливать.

9. Широкий, маленький, узкий.

10. Тусклый, бледный, яркий.

11. Мириться, улыбаться, ссориться.

12. Зима, осень, лето.

13. Сухой, высохший, мокрый.

14. Восход, заря, заход.

15. Острый, заточенный, тупой.

  • Конкурс «Закончи предложение».

Задание. Командам необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает команда, выполнившая задание за более короткое время.

1 команда.

1. Земля покрыта снегом, как….

2. Лед блестит у берега, как …

3. Волны вздымаются, как…

4. Солнце нещадно палит, как…

5. Заря полыхает, как….

6. Дверь в комнате скрипит, как …

7. Дети в группе галдят, как …

8. Девушка на обложке выглядит, как …

9. Мальчик плывет, как …

10. Мокрое платье выглядит, как …

2 команда.

1. Туман стелется над озером, как …

2. Дождинки текут по лицу, как …

3. Малыши прыгают по траве, как …

4. Машина, едущая по дороге грохочет, как …

5. Балерина на сцене кружится, как …

6. Мысль в моей голове засела, как …

7. Человек подошел тихо, как …

8. Ветер завывает за окном, как …

9. На улице темно, как …

10. Девчонки порхают по группе, как …

  • Конкурс «Объяснялки».

Задание. Командам необходимо объяснить смысл слов в словосочетаниях.

1 команда

Прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зеленый лук; спящая овсянка, сладкая овсянка; глубокая норка, пушистая норка; меткая стрела, стрела амура.

2 команда.

Больна ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка; скрипичный ключ, холодный ключ; болтливый язык, кожаный язык; стеклянное горлышко, больное горлышко; настольные часы, последние часы.

  • Конкурс «Скороговорка».

Задание. Командам необходимо произнести 5 скороговорок. Выигрывает команда, безошибочно произнёсшая все скороговорки.

  • Конкурс «Поэт».

Задание. Командам за 1 минуту придумать загадки к словам.

1 команда. Дождь, человек, ночь.   2 команда. Пень, печка, ложка.

  • Конкурс «Грамотеи».

Задание. Командам предлагается текст с неправильной разбивкой на слова. За 1 минуты необходимо восстановить текст.

1 команда.

Беж итчере злеснуюп оляну ёжик. Осень юу ежей малодо бычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки. Труд нонаход итьжуч ков. Во сен ниедни готов итхлопот ливыйе жи к жили щеназиму.

2 команда.

Ночь юиднем таскаетон внорум ягкиймо х, души стыелис точки. При дё тзима. На кроет снегомнор углубок ийсугроб. Подпушисты модеял омтепл оему. Буд етспа тьдове с ны.

  • Конкурс «Найди лишнюю букву».

Задание. Командам предлагается текст. Необходимо за 1 минуту зачеркнуть лишние буквы между словами, прочесть правильный текст.

1 команда.

Канительюмакросназываласьяртуваметаллическаямиркаснитьерба.

Мастералбоссвытягивалинучиканительеизбунлаараскаленнойгурпапроволоки.

Канительимыприменяласьяквурукоделиматэ.

2 команда.

Вытягиватьисакметаллическуюрмбарунитьиакувышиватьютееюмавыбылотиноченьяреструдного.

Этомигабыласыбукропотливаямикнаработана, монаритребовалакепумногорытувременисум. Немолкаждыйчутомогирсправитьсязоапорученнойфывработой.

  • Конкурс «Театр».

Задание. Командам необходимо повторить предложения с различной интонацией, изменяя логическое ударение, темп, силу голоса.

Подведение итогов игры. Награждение победителя.


Цель.

Подведение итогов совместной работы воспитателей и учителя – логопеда по проблеме коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста.

Задачи.

1. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме.

2. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию  методов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у   дошкольников.

Подготовительная работа:

  • На доске вывешиваются названия конкурсов для команд.
  • Фишки двух цветов для обозначения команды победившей в том или ином конкурсе.
  • Задания для каждого конкурса по числу команд.
  • Выбирается жюри из членов коллектива.

Конкурс «Блиц».

Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1 команда.

  1. Назовите интеллектуальные функции (мышление, память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве и во времени).
  2. Что такое фонетика? (тесное взаимодействие звукопроизношения и просодики).
  3. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).
  4. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).
  5. Как называется курс специальных занятий направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка? (психогимнастика).
  6. Сколько лап у двух котов? (восемь).
  7. Назовите слова – паронимы (миска – мишка).
  8. Отгадайте загадку: вдаль бежит – не тужит, с  ножками  дружит (улица).
  9. Столица Республики Коми? (Сыктывкар).
  10. Сколько звуков в слове — деньги (пять).
  11. Самое умное живое существо на планете (человек).
  12. Повторите скороговорку: Три сороки — тараторки тараторили на горке.
  13. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково).
  14. Что такое фонематический слух? (умение повторить (услышав) звуки, слоги, слова).
  15. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).
  16. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный).
  17. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).
  18. Кто собирает яблоки спиной? (еж).
  19. Придумайте слово, в котором  букв меньше, чем звуков (яблоко).
  20. Какое слово длиннее: велосипед или дом (велосипед)

2 команда.

  1. Назовите просодические компоненты речи? (темп, сила, тембр голоса, интонация).
  2. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
  3. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).
  4. Назовите акустические признаки звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).
  5. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).
  6. Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.
  7. Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»).
  8. Что такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи).
  9. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).
  10. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).
  11. Как называется система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала? (фонетическая ритмика).
  12. Произнесите слово «ромашка» наоборот (акшамор).
  13. Продолжите:  одно дупло, два дупла, пять…(дупел).
  14. Что такое глобус? (макет Земли).
  15. Что такое фонема? (звук).
  16. Сколько рогов у четырех коров? (восемь).
  17. Что такое эмпатия? (способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей).
  18. Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи? (недоразвитие всей звуковой стороны речи ( звукопроизношение, фонематический слух, несформированность анализа и синтеза, звукового состава слова)).
  19. Назовите слово из четырех слогов (велосипед).
  20. Эмблема государства (герб)

Конкурс «Путаница».

Ведущий зачитывает 10 пословиц (поговорок) для каждой команды.

Задание: найти в пословицах, поговорках «озорные» буквы, стоящие не на своих местах, меняющие  тем самым привычный смысл.

1 команда.

  1. Занятого человека и грусть – доска не берет (доска) д — т.
  2. Не тесто красит человека, человек тесто ( место) т –м.
  3. Лето дурное – зима с метелями ( бурное) д –б .
  4. Море луковое ( горе ) м –г.
  5. Комар ножа не подточит  ( носа) ж – с.
  6. Чем рогаты, тем и рады ( богаты) р – б.
  7. Хозяин весел – и гости гады (рады) г — р.
  8. На ловца и дверь бежит ( зверь) д –з.
  9. По одежке протягивай ложки (ножки) л — н.
  10. Марина любит ласку, чистку и смазку (машина) р –ш.

2 команда.

  1. Родной куст и зайцу порог ( дорог) п – д.
  2. От глупого писка до беды близко (риска) п – р.
  3. На горе и шапка горит (воре) г – в.
  4. Верная указка – не кулак, а маска (ласка) м – л.
  5. Врач на горе – весна во дворе (грач) в – г.
  6. Зима весну путает, да все равно тает  (пугает) т – г.
  7. Больше дела, меньше снов  (слов) н – л.
  8. Голода не бойся, а по пояс мойся (холода) г – х.
  9. Не зная броду, не суйся в моду (воду) м –в.
  10. Забота не волк, в лес не убежит (работа) з – р.

Конкурс «Пойми меня».

Задание: воспитатели должны изобразить чувства, используя мимику.

1 команда.

  • Веселье.
  • Спокойствие.
  • Праздник.
  • Усталость.
  • Злость.

2 команда.

  • Грусть.
  • Трусость.
  • Медлительность.
  • Бодрость.
  • Удивление.

Конкурс «Добавлялки».

Задание: воспитатели должны продолжить чистоговорку.

1 команда.

  • Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора).
  • Ло – ло – ло —  греет …. (солнышко тепло).
  • Ры – ры – ры — летят… (синие шары).
  • Ор – ор – ор — спеет…. (красный помидор).
  • Ши – ши – ши — гуляют …(наши малыши).

2 команда.

  • За – за – за — в поле… (бегает коза).
  • Ла – ла – ла — на пути ….(у нас скала).
  • Ор – ор – ор —. острый …. (топор).
  • Лы – лы – лы — наши девочки… (милы).
  • Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы).

Конкурс «Исправь ошибку».

Задание:  исправить деформированное стихотворение.

1 команда.

Котик, котик, коток,                                              Котик, Котя, Коток,

Приди, котик,  ночевать,                                       Котя, серенький хвосток,

Уж как я тебе, коту,                                               Приди, Котик, ночевать,

За работу заплачу:                                                 Мою деточку качать.

Да конец пирога.                                                    Уж как я тебе, коту,

Больше котик не проси.                                        За работу заплачу:

Котя, серенький хвосток,                                      Дам кувшин молока

Мою деточку качать.                                             Да конец пирога.

Дам кувшин молока                                              Уж ты ешь, не кроши,

Уж ты ешь, не кроши,                                           Больше, котик, не проси.

2 команда.

Заинька, повернись,                                              Заинька, повернись,

Заинька попляши,                                                 Серенький, повернись,

Серенький поклонись,                                          Вот так, вот сяк, повернись.

Вот так, вот сяк повернись.                                 Заинька, попляши,

Серенький повернись,                                          Серенький попляши,

Серенький попляши,                                           Вот так, вот сяк, попляши.

Вот так, вот сяк поклонись!                                Заинька, поклонись,

Заинька, поклонись.                                             Серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк попляши.                                   Вот так, вот сяк поклонись!

Конкурс  «Ребусы».

Задание: воспитатели расшифровывают ребусы по начальным звукам, отгадывая фразу.

Конкурс «Кроссворд».

Задание: отгадать кроссворд, используя загадки.

Конкурс «Рифмы».

Задание:  подобрать как можно больше рифмующихся слов  к предложенным словам.

Чья команда подберет больше.

Шишки, дети, окно, игра, дом, пирожки.

Конкурс «Фантазеры».

Задание: придумать упражнение или игру с песком для развития фонематического слуха и восприятия.

Конкурс «Почему так говорят».

Задание: команды получают карточки с фразами. Необходимо разъяснить смысл фразы.

1 команда.

  • Зубы заговаривать   (отвлекать кого-то многословными доказательствами, заставляя согласиться с ерундой).
  • Козел отпущения  (человек, на которого сваливают чужую вину или ответственность).
  • Дамоклов меч  (наивысшая опасность, которая может обрушиться в любую минуту).
  • Дело в шляпе  (законченное дело, за исход которого не стоит волноваться).
  • Сгореть дотла  (сгореть до основания).

2 команда.

  • Сбоку припека  (случайное, постороннее, приставшее к чему – нибудь извне).
  • Вилами на воде писано  (нереальное, неточное, исчезающее так же быстро, как круги на воде).
  • Ошеломить  (изумить, потрясти так, что сложно опомниться).
  • Тянуть канитель  (тянуть время, очень медленно и бестолково что-нибудь делать).
  • Рука руку моет  (незаконная обоюдная поддержка).

Подведение итогов. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Задание №2: вспомнить и прочитать потешки, которые можно использовать в работе с

детьми для обогащения речи детей.

Задание №3: работа с пословицами: каждая команда получает карточку с заданием

• Вспомните пословицы о труде, которые можно использовать в работе с детьми.

• Вспомните пословицы о дружбе, которые можно использовать в работе с детьми

• Вспомните пословицы о любви к матери, к Родине.

Задание №4: Найдите «русский» вариант иностранных пословиц:

Арабская «Посеяв кактус, не надейся на урожай винограда» («Что посеешь, то и пожнешь)

Финская «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»)

Французская «Раз пробка вынута, надо пить вино» (Назвался груздем – полезай в кузов»)

Африканская «Даже в самом красном яблоке может оказаться червяк» («Не все золото, что

блестит»).

Вьетнамская «Неторопливый слон раньше достигнет цели» («Тише едешь – дальше

будешь»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следуе...

Доклад для педагогов на тему: «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...

Деловая игра для педагогов «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста» .

Деловая игра для педагогов«Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста» ....

Деловая игра для педагогов «Культурно-гигиенические навыки у детей дошкольного возраста»

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воз...

Деловая игра с педагогами на тему "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Деловая игра для педагогов "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста" направлена на актуализацию проблемы по формированию речевой коммуникации у дошкольников, а так же совершенствов...

Деловая игра для педагогов ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребёнок впервые открывает для себя мир. Это мир людей, их дел, взаимоотношений. Это мир предметов, их особенностей, назначения. Это мир, в котором всё подчиняется опред...