Проект Веселая логоритмика
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Актуальность.

Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств, приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.
Главной особенностью у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим трудом идут на контакт.
Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых». Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта. Для эффективности работы в занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.

Логопедическая ритмика – это методика обучения и воспитания лиц с различными с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических упражнений у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
           Цель логоритмики — профилактика и преодоление речевых расстройств у детей путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции;
  • развитие фонематического восприятия;
  • расширение лексического запаса;
  • развитие слухового внимания и двигательной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
  • творческой фантазии и воображения.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. Детям дошкольного возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.
Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.

Виды упражнений логопедической ритмики:

  • ходьба, прыжки;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание и память;
  • счетные упражнения;
  • упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;
  • речевые подвижные и пальчиковые игры.

Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас.

Такой вид работы способствует:

  • созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;
  • преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия.

Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат работы.
Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей.
Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.
 

Цель проекта «Веселая логоритмика»: коррекция и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем проведения логоритмической ритмики.

 

Задачи:

  • Повысить уровень речевого развития речи у детей дошкольного возраста с помощью использования элементов логопедической ритмики;
  • Познакомить родителей с методами и приемами работы по речевому развитию дошкольников, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями и играми;
  • Проверить эффективность влияния элементов логопедической ритмики на развитие лексического строя у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи;
  • Создать условия, побуждающие детей активно участвовать на занятиях;
  • Преодолеть речевой негативизм.

 

Целевая группа: дети среднего дошкольного возраста

 

Участниками проекта являются:

  • Логопед;
  • Музыкальный руководитель;
  • Инструктор по физической культуре;
  • Воспитатели;
  • Родители.

 

Тип проекта – долгосрочный — (октябрь 2022 года – май 2023 года)
 

Этапы реализации.
 

I.  Подготовительный:

  • определение темы, цели и задач, содержания проекта;
  • проведение диагностики речевого развития дошкольников средних групп;
  • изучение научно – методической литературы по данной проблеме;
  • создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;
  • составление перспективного и календарно – тематического планов работы.

 

II. Основной этап.

Виды упражнений по логоритмике.

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.
  • Пальчиковые игры и сказки. Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
  • Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
  • Кинезиологические упражнения развивают межполушарные взаимодействия, что влияет на развитие внимания, мышления и речи.

 

Деятельность педагогов по реализации проекта.

1.Содержание деятельности логопеда:

  • Разучивание логоритмических упражнений с детьми, чистоговорок;
  • Проведение кинезиологических упражнений;
  • Проведение интерактивной арт. гимнастики;
  • Проведение консультации для родителей;
  • Организация тематических консультации для воспитателей и специалистов (с соответствующей наглядной информацией);
  • Информирование о результативности работы.

 

2. Содержание деятельности музыкального руководителя (один раз в неделю):

  • Проведение темпоритмических упражнений;
  • Проведение фонопедических упражнений на развитие дыхания, голоса, направленности выдоха у детей;
  • Пение с движениями;
  • Игра на музыкальных инструментах (элементарное музицирование).

 

3. Содержание деятельности инструктора по физической культуре (один раз в неделю):

  • Проведение упражнений на координацию речи и движения;
  • Ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • Ориентировка в пространстве;
  • Организация подвижных игр.

 

4. Содержание деятельности воспитателя (в течение дня и во время проведения режимных моментов):

  • Проведение пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики;
  • Задания на внимание, память, мышление;
  • Коммуникативные и речевые игры;
  • Организация мимических этюдов;
  • Закрепление изученного материала.

 

4. Содержание деятельности родителей:

  • Закрепление изученного материала по заданию логопеда и воспитателей в процессе повседневного общения с ребенком;
  • Проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_proekt.docx53.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 8 Выборгского района Санкт-Петербурга

Проект для детей средних групп

«ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА»

 

Подготовили:

Учитель-логопед:

                Михайлова Е.О.

Музыкальный руководитель:

Писняк В.Г.

Инструктор по физической культуре:

Козлова Л.П.

Воспитатели:

Качаева Н.И.

Тихонина Г.П.

Полякова Л.А.

Кондор Е.Б.

Санкт-Петербург

 2022

 

Актуальность.

Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств, приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.
Главной особенностью у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим трудом идут на контакт.
Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых». Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта. Для эффективности работы в занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.

Логопедическая ритмика – это методика обучения и воспитания лиц с различными с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических упражнений у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
          Цель логоритмики — профилактика и преодоление речевых расстройств у детей путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции;
  • развитие фонематического восприятия;
  • расширение лексического запаса;
  • развитие слухового внимания и двигательной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
  • творческой фантазии и воображения.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. Детям дошкольного возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.
Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.

Виды упражнений логопедической ритмики:

  • ходьба, прыжки;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание и память;
  • счетные упражнения;
  • упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;
  • речевые подвижные и пальчиковые игры.

Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас.

Такой вид работы способствует:

  • созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;
  • преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия.

Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат работы.
Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей.
Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.

Цель проекта «Веселая логоритмика»: коррекция и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем проведения логоритмической ритмики.

Задачи:

  • Повысить уровень речевого развития речи у детей дошкольного возраста с помощью использования элементов логопедической ритмики;
  • Познакомить родителей с методами и приемами работы по речевому развитию дошкольников, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями и играми;
  • Проверить эффективность влияния элементов логопедической ритмики на развитие лексического строя у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи;
  • Создать условия, побуждающие детей активно участвовать на занятиях;
  • Преодолеть речевой негативизм.

Целевая группа: дети среднего дошкольного возраста

Участниками проекта являются:

  • Логопед;
  • Музыкальный руководитель;
  • Инструктор по физической культуре;
  • Воспитатели;
  • Родители.

Тип проекта – долгосрочный — (октябрь 2022 года – май 2023 года)

Этапы реализации.

I.  Подготовительный:

  • определение темы, цели и задач, содержания проекта;
  • проведение диагностики речевого развития дошкольников средних групп;
  • изучение научно – методической литературы по данной проблеме;
  • создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;
  • составление перспективного и календарно – тематического планов работы.

II. Основной этап.

Виды упражнений по логоритмике.

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.
  • Пальчиковые игры и сказки. Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
  • Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
  • Кинезиологические упражнения развивают межполушарные взаимодействия, что влияет на развитие внимания, мышления и речи.

Деятельность педагогов по реализации проекта.

1.Содержание деятельности логопеда:

  • Разучивание логоритмических упражнений с детьми, чистоговорок;
  • Проведение кинезиологических упражнений;
  • Проведение интерактивной арт. гимнастики;
  • Проведение консультации для родителей;
  • Организация тематических консультации для воспитателей и специалистов (с соответствующей наглядной информацией);
  • Информирование о результативности работы.

 

2. Содержание деятельности музыкального руководителя (один раз в неделю):

  • Проведение темпоритмических упражнений;
  • Проведение фонопедических упражнений на развитие дыхания, голоса, направленности выдоха у детей;
  • Пение с движениями;
  • Игра на музыкальных инструментах (элементарное музицирование).

3. Содержание деятельности инструктора по физической культуре (один раз в неделю):

  • Проведение упражнений на координацию речи и движения;
  • Ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • Ориентировка в пространстве;
  • Организация подвижных игр.

4. Содержание деятельности воспитателя (в течение дня и во время проведения режимных моментов):

  • Проведение пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики;
  • Задания на внимание, память, мышление;
  • Коммуникативные и речевые игры;
  • Организация мимических этюдов;
  • Закрепление изученного материала.

4. Содержание деятельности родителей:

  • Закрепление изученного материала по заданию логопеда и воспитателей в процессе повседневного общения с ребенком;
  • Проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.

Календарно-тематический план реализации проекта «Весёлая логоритмика»

Месяц

Логопед

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

Октябрь

- Составление календарно-тематического планирования

- Подбор методического обеспечения по темам

- Консультации с педагогами и родителями

- Знакомство детей с артикуляцией гласных звуков

- Фонетическое пропевание гласных

- Дыхательная гимнастика. Упражнение «Листопад»

- Упражнение на развитие дыхания и голоса «Колыбельная»

- Упражнение «Эхо»

- Игра на бубнах в заданном ритме

- Ходьба в разных направлениях по дорожке, обозначенной двумя канатами 

- Подвижная игра «У медведя во бору»

- Маршировка под бубен

- Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды»

- Артикуляционная гимнастика «Заборчик», «Трубочка», «Улыбка»

- Речевая игра «Я знаю пять...» (грибы, деревья, ягоды)

Ноябрь

- Консультации с педагогами и родителями

- Фонетическая ритмика гласных

- Ритмическое упражнение под речевое слоговое сопровождение.

- Музыкальная игра на развитие фонационного выдоха «Мычалки»

- Дыхательная гимнастика, упражнение «Сердитый ежик»

- Игра на погремушках в заданном ритме и темпе

- Игра с мячом «Передай мяч другому»

- Подвижная игра с движениями «Шла коза по лесу»

- Ориентировка в пространстве «Кто стоит близко, а кто далеко»

- Пальчиковая гимнастика «Капуста»

-Артикуляционная гимнастика «Иголочка», «Блинчик», «Лопатка»

- Коммуникативная игра «Пирожки»

- Речевая игра «Какой суп»

Декабрь

- Консультации с педагогами и родителями

- Фонетическая ритмика гласных

- Ритмическое упражнение под речевое слоговое сопровождение.

- Чистоговорка «Шила шубку»

- Игра «Прикоснись друг к другу»

- Упражнение «Эхо»

- Ритмическое упражнение «Ноги шли по дороге»

- Игра на ложках в заданном темпе и ритме

-Ходьба в различных направлениях

- Речь с движениями «Снеговик»

- Подвижная игра «Два Мороза»

-Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Маляр»

- Пальчиковая гимнастика «Замочек»

- Ритмическая игра «Передай мяч другому»

Январь

- Консультации с педагогами и родителями

- Ритмическое упражнение под речевое слоговое сопровождение.

- Чистоговорки «Про зиму»

- Зимняя пляска с оречевлением

- Игра «Слушай инструмент»

- Игра с музыкальными инструментами

- Речь с движениями «Мы идем»

- Подвижная игра «Найди свое место»

- Ориентировка в пространстве «Найди и промолчи»

- Пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик»

-Артикуляционная гимнастика «Индюк», «Иголочка»

Февраль

- Консультации с педагогами и родителями

- Ритмическое упражнение под речевое слоговое сопровождение.

- Интерактивная артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке»

- Игра с музыкальными инструментами

- Фонопедическое упражнение «Метели»

- Дыхательная гимнастика, упражнение «Сильный ветерок»

- Ритмическое упражнение «В кулачок и на бочок».

- Подвижная игра «Огонь-вода»

- Маршировка по бубен в заданном темпе и ритме

- Пальчиковая гимнастика «Домик»

-Артикуляционная гимнастика «Гармошка»

- Игра на внимание «Что перепутал художник»

Март

- Консультации с педагогами и родителями

- Ритмическое упражнение под речевое слоговое сопровождение.

- Чистоговорки «Весна»

- Упражнение «Эхо»

- Пение с движениями «Песня про маму»

- Игра с музыкальными инструментами

- Ходьба в различных направлениях «Коник»

- Подвижная игра «Ромашка»

- Маршировка под бубен в разном темпе и ритме

- Пальчиковая гимнастика «Клен»

-Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Поймай мышку»,

- Театральный этюд «Вот весна пришла»

Апрель

- Консультации с педагогами и родителями

- Ритмическое упражнение под речевое слоговое сопровождение.

- Чистоговорки «Насекомые»

- Дыхательная гимнастика «Веселые пузырьки»

- Игра с музыкальными инструментами

- Музыкальное упражнение «Воробьи и кошка»

- Речь с движениями «Звери»

- Подвижная игра «Кот и птички»

- Ходьба в заданном направлении

- Пальчиковая гимнастика «Птичка»

- Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Парус»

- Самомассаж подушечек пальцев «Дети любят всех зверей»

- Речевая игра «Я знаю пять…» (домашние и дикие животные, птицы)

Май

Подведение итогов

Презентация итогового продукта – театрализация сказки

III. Заключительный:

  • Проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;
  • Подведение итогов реализации проекта – организация театральных постановок в конце учебного года.

Методическое обеспечение:
1. Комплексы артикуляционной гимнастики.
2. Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры.
3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой.



Ожидаемые результаты.
1. Развитие коммуникативной функции речи.

2. Преодоление речевого негативизма.
3. Активизация словарного запаса детей.
4. Развитие наблюдательности, подражательности, активности.
5. Обогащение и расширение представлений об окружающем мире.
6. Повышение компетентности родителей по речевому развитию детей в домашних условиях.

 

Литература:

  1. Алябьева Е.А. «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения». М., 2006.
  2. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». М., 2002.
  3. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры». Санкт-Петербург, «Литера», 2020.
  4. Крупенчук О.И., Витязева О.В. «Движение и речь».Санкт-Петербург, «Литера», 2020.
  5. Картюшина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М., 2005.
  6. Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи». М., 2004.
  7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». СПб., 1999.
  8. Лукина Н. А., И.Ф Сарычева Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста. Санкт — Петербург «Паритет »2008 г.
  9. Нищева Н.В. “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)” — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014г.
  10. Репина З.А. «Уроки логопедии». Екатеринбург, 2002.
  11. Соколова Ю. «Речь и моторика». Москва, «Эксмо», 2007.

Приложение

ОКТЯБРЬ

Дыхательная гимнастика. Упражнение Листопад.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони.

Упражнения для развития дыхания, голоса и артикуляции «Колыбельная»

Сон пришел ко всем на свете «А-а-а»

Спят в своих кроватках дети «А-а-а»

Спят зайчата и лисята «А-а-а»

Спят цыплята и утята «А-а-а»

В сонной речке спит вода «А-а-а»

Лишь не спит одна луна «А-а-а»

Мне в окно она видна «А-а-а»

Упражнение «ЭХО»

Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей).

Кричу в лесу:

— А-а-а-у-у-у! Переход от звука [а] внизу к звуку [у] вверху.

А мне в ответ:

— А-а-а-у-у-у!

Опять кричу:

— А-а-а-у-у-у!

А мне в ответ:

— А-а-а-у-у-у!

Постепенно «Ау» заменить следующими последовательностями: «У-у», «У-о», «О-а», «А-э», «Э-ы»

Ходьба в разных направлениях, по дорожке, обозначенной двумя канатами.

Мы гуляем по дороге. Топ-топ-топ. Шагают ноги.

По дороге мы шагаем, На канат не наступаем.

Группой под барабан к противоположной стене зала;

Мы идем гурьбой по залу,

Для ходьбы нам места мало.

Совершаем поворот

И опять идем вперед.

Мы шагаем, как солдаты,

Мы шагаем вдоль каната.

Остановку совершаем,

А теперь назад шагаем.

Стайкой вдоль каната, выложенного по кругу (дети идут под четкие, редкие удары барабана (или звуки марша), после остановки поворачиваются лицом в круг).

Подвижная игра «У медведя во бору» 

Правила игры Правила игры. При объяснении игры используется краткий сюжетный образный рассказ. На одной стороне площадки проводится линия — это опушка леса. Около нее через 2-3 шага рисуется круг — место для медведя. На другой стороне, за линией находится домик для детей. Один из детей играет роль медведя. Остальные дети идут «гулять по лесу», имитируя собирание грибов и ягод и проговаривая стихи: У медведя во бору Грибы, ягоды беру. Медведь сидит, и на нас рычит!

Пальчикова гимнастика «ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ…»

Хозяйка однажды с базара пришла, («Шагают» пальчиками по столу)

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох, (Загибают по одному пальчику на слово)

Петрушку и свеклу. (на обеих руках)

Ох!.. (Хлопок)

Вот овощи спор завели на столе — (попеременные удары кулачками и ладонями)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? (Загибают пальчики на обеих руках)

Петрушка иль свекла?

Ох! (Хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу)

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох, (загибают пальчики)

Петрушку и свеклу.

Ох! (Хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони склад. крест-накрест на столе)

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, горох, (загибают пальчики)

Петрушка и свекла.

Ох! (Хлопок)

И суп овощной оказался не плох!

НОЯБРЬ

Ритмическое упражнение под речевое слоговое сопровождение.

Дети сидят на стульчиках. Под сопровождение «Да-До-Ду-Ды» Ударяют соответственно: в ладошки, кулаками по коленкам, ребром ладони по коленкам, ладонью вниз по коленкам. Игра проходит под музыкальное сопровождение без слов. Цикл игры проходит 8-10 раз. Далее меняются слова: «Та-То-Ty-Ты».

"Мычалка".

Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего

глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Сердитый ежик»

Шагаем на месте, делаем глубокий вдох через рот, шумно выдыхаем, продолжая ходьбу.

Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза)
(ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

Коммуникативная игра «ПИРОЖКИ»

Испекли мы пирожки (Дети стоят в кругу и «лепят» пирожки)

С разною начинкой:

С капустой пирог, (Дети передают «пирожок» друг другу в руки, называя начинку, стараясь не повторяться)

С морковкой пирог,

Со свеклой пирог…

Речевая игра. Какой суп?

Дети стоят в кругу. Педагог по очереди каждому ребенку кидает название овощей, а ребенок отбрасывает мяч обратно и отвечает – какой получится суп/пюре/запеканка из этого овоща: морковный, морковное, морковная.

Музыкальная игра на развитие дыхания.
Дети под музыку дотрагиваются поочередно до носа – до живота – взбрызгивают руками. На последнее движение дети произносят «Опа-опа» и другие слова.

Игра с мячом «Передай мяч другому».
Дети стоят в кругу, играет музыка. Дети на сильную долю передают мяч друг другу.

Подвижная игра с движениями «ШЛА КОЗА ПО ЛЕСУ»

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу- топают ножками.

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем- прыгают.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем-дрыгают ножками.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем- хлопают в ладоши.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем- топают ножками.

Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся-кружатся.

И навсегда подружимся, подружимся, подружимся- берутся за руки.

Кто из детей стоит близко, а кто далеко?

Дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.

ДЕКАБРЬ

Ритмическое упражнение под речевое слоговое сопровождение.

Дети сидят на стульчиках. Под сопровождение «Ша-Шо-Шу-Шы» Ударяют соответственно: в ладошки, кулаками по коленкам, ребром ладони по коленкам, ладонью вниз по коленкам. Игра проходит под музыкальное сопровождение без слов. Цикл игры проходит 8-10 раз. Далее меняются слова: «Жа-Жо-Жy-Жы».

Чистоговорка «Шила шубку»

Дети сидят на стульях, проговаривают текст: медленно – быстрее – быстро; тихо – громче – громко; повествовательная – восклицательная – вопросительная интонации; нараспев – по слогам – целыми словами).

- Шила шубку – сшила юбку,

Шила шапку – сшила тапку.

- Шапка да шубка –

Вот и весь Мишутка.

Игра «Прикоснись друг к другу». 

Дети ходят хаотично по залу под музыку (подбирается в соответствии с лексической темой), касаются друг друга каждый раз разными частями тела, произносят при этом какое-либо слово-восклицание «Оп», «Хлоп», «Стук».

Ходьба в различных направлениях

 Вдоль каната по кругу друг за другом (это готовит детей к ходьбе в колонне по одному).

Друг за другом, друг за другом

Дружно мы идем по кругу.

Очень правильно шагаем,

На канат не наступаем.

 Друг за другом, держась левой рукой за веревку (под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по кругу, движение можно сопровождать пением гласных звуков или рифмованным текстом).

За веревочку схватились

И в вагоны превратились.

И пустились в путь далек,

Лишь оставили дымок.

 Друг за другом, держась рукой за веревку, с изменением направления (педагог следит за тем, чтобы с изменением направления повороты детей были плавными, спокойными, а темп ходьбы — медленным).

За веревочку схватились,

Дружно в дальний путь пустились.

Нужно крепко нам держаться,

Чтоб в пути не потеряться.

До стены дошли и вот
Совершаем поворот.

Игра «ДВА МОРОЗА»

На одной стороне дети, на другой черта, в середине 2 мороза.

« Мы два брата молодые,

Два мороза удалые.

Я – мороз – красный нос,

Я – мороз – синий нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»

Дети перебегают, морозы ловят.

Игра «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,                Идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок.                        перед собой снежный ком,

Он превратится в снежный ком,                «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.                        «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!                        Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.                Показывают глаза. Прикрывают голову

Ладошкой, дотрагиваются до носа.

Но солнце припечет слегка –                Медленно приседают.

Увы! – и нет снеговика.                        Разводят руками, пожимают плечами.

Упражнение «ЭХО»

Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей).

Кричу в лесу:

— А-а-а-у-у-у! Переход от звука [а] внизу к звуку [у] вверху.

А мне в ответ:

— А-а-а-у-у-у!

Опять кричу:

— А-а-а-у-у-у!

А мне в ответ:

— А-а-а-у-у-у!

Постепенно «Ау» заменить следующими последовательностями: «У-у», «У-о», «О-а», «А-э», «Э-ы»

Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Замочек»

На двери висит замок (соединяем руки в замочек, переплетая пальцы)
Кто его открыть бы мог?
Покрутили,
(поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев)
Потянули,
(раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены)
Постучали,
(ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке)
И открыли! (расцепляем пальцы)

Игра с мячом «Передай мяч другому».

Дети стоят в кругу, воспитатель называет слова: снегопАд, снеговИк, подАрок, прАздник, игрУшки, хлопУшки, конфЕты, Елочка, морОз, сугрОб. Дети на ударный слог передают мяч друг другу.

Ритмическое упражнение «Ноги шли по дороге»

Большие ноги шли по дороге топ-топ-топ
(на каждый «топ» медленно топаем на месте)
Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ, топ-топ-топ
(строчка читается в более быстром темпе, ноги двигаются быстрее в темпе произнесения)

ЯНВАРЬ

Ритмическое упражнение под речевое слоговое сопровождение.

Дети сидят на стульчиках. Под сопровождение «Фа-Фо-Фу-Фы» Ударяют соответственно: в ладошки, кулаками по коленкам, ребром ладони по коленкам, ладонью вниз по коленкам. Игра проходит под музыкальное сопровождение без слов. Цикл игры проходит 8-10 раз. Далее меняются слова: «Ва-Во-Вy-Вы».

Чистоговорки «Про зиму»

Ма — ма — ма — на дворе зима

Ом- ом-ом — слепим снежный дом.

Мы- мы-мы — дождались зимы

Ды-ды-ды- на снегу следы

Ать-ать-ать – я иду гулять

Ну-ну-ну – саночки тяну

Ок-ок-ок — на дворе снежок

Ос-ос-ос — я укутал шарфом нос.

Ул-ул-ул — ветерок подул.

Ул-ул-ул — зимний лес уснул.

Ра-ра-ра — пришла зимняя пора.

Ра-ра-ра — вьюга с самого утра.

Ры-ры-ры — прокачусь с горы.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Ре-ре-ре – санки на горе

Ри-ри-ри — на рябину посмотри.

Зимняя пляска с оречевлением

Мы погреемся немножко, Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Мы похлопаем в ладошки: Останавливаются и хлопают в ладоши

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Ножки тоже мы погреем, Двигаются по кругу.

Мы потопаем скорее: Останавливаются и притопывают.

Топ, топ, топ, топ.

Рукавицы мы надели, Вытягивают вперед руки и поворач. Ладони вверх-вниз, будто показывая рукавицы.

Не боимся мы метели:

Прыг, прыг, прыг, прыг. Исполняют прыжки на месте.

Мы с Морозом подружились, Изображают снежинки, кружатся и

Как снежинки закружились: «разлетаются» в разные стороны.

Да-да-да!

Игра «Найди свое место»

Дети под музыкальное сопровождение спокойно передвигаются по залу. В один момент музыка замирает. Дети в этот момент находятся в разных местах зала. Каждый ребенок запоминает – где он находится – дается время 5-10 секунд. Далее музыка играет снова – дети снова передвигаются по залу. Вдруг музыка останавливается. Теперь дети должны занять то же самое место, в той же самой позе.

Игра повторяется 2-3 раза.

«Найди и промолчи»

Дети сидят на стульчиках вдоль комнаты. педагог предлагает детям встать и повернуться лицом к стене, закрыв глаза. Сам отходит на несколько шагов назад и прячет несколько разноцветных флажков в разные места. На слова воспитателя: "Ищите флажки!" дети идут искать. Тот, кто увидел флажок, не поднимает его, а идет и говорит воспитателю на ухо, где он лежит и садится на место. Затем все вместе обсуждают правильный ответ.

Игра «Слушай инструмент».

Педагог дает инструкцию: «Если я ударяю в барабан - вы стоите на одной ноге. Если играю на ложках – вы подпрыгиваете на месте 3 раза. Если я играю на маракасах, вы кружитесь на месте. Если я играю на бубенцах, вы приседаете на корточках.»

Педагог играет вразброс на разных инструментах, увеличивая темп. Дети выполняют соответствующее движение.

Игра с музыкальными инструментами.

Дети отстукивают название стихотворений С. Михалкова разными инструментами – барабанными палочками, ложками, маракасами. Дядя Степа, Котята, Фома, Рисунок, Песенка друзей, Путаница. Трезор, Мой щенок, А что у вас.

Речь с движениями «Мы идем»

Хором:

- Мы идём: - та-та-та (обычная ходьба)

- Мы поём: - ля-ля-ля (ходьба на носках)

- Мы едем: - ту-ту-ту (ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях «паровоз»)

- Мы кричим: ау-ау! (стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту).

Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Мальчик-пальчик»

Пальцы руки сжаты в кулачок. На каждую строчку стишка ребенок разгибает (при помощи другой руки) по одному пальчику
Пальчик-мальчик, где ты был?
(поднимаем большой палец и обращаемся к нему)
С этим братцем в лес ходил.
(разгибаем указательный палец)
С этим братцем щи варил.
(разгибаем средний пальчик)
С этим братцем кашу ел.
(разгибаем безымянный пальчик)
С этим братцем песни пел.
(разгибаем мизинчик)
Затем руки можно поменять.

ФЕВРАЛЬ

Игра с музыкальными инструментами.

Дети отстукивают название стихотворений С. Михалкова разными инструментами – барабанными палочками, ложками, маракасами. Дядя Степа, Котята, Фома, Рисунок, Песенка друзей, Путаница. Трезор, Мой щенок, А что у вас.

Фонопедическое упражнение «Метели»

Свистели метели,

Летели снега,

Стелила постели большая пурга.

Стелила постели морозом она,

И было метелям всю ночь не до сна.

-Произносят звук [y] от низкого к высокому.

-Произносят звук [о] от низкого к высокому.

-Произносят звук [и] вверх и вниз, показывая его высоту рукой.

-Пропевают отрывистые, острые звуки [а] в разных регистрах.

-То усиливают звук, разводя руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном дыхании пропевая разные гласные.

Ритмическое упражнение «В кулачок и на бочок».

Взрослый читает текст, дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Руку в сторону, в кулачок, разожмем и на бочок

Руку в сторону, в кулачок, разожмем и на бочок

Руки в стороны, в кулачок, разожмем и на бочок

Руку вверх, в кулачок, разожмем и на бочок (правая)

Руку в сторону, в кулачок, разожмем и на бочок(левая)

Руки вверх, в кулачок, разожмем и на бочок

Руку вперед, в кулачок, разожмем и на бочок (правая)

Руку, вперед, в кулачок, разожмем и на бочок (левая)

Руки вперед, в кулачок, разожмем и на бочок

Руку вниз, в кулачок, разожмем и на бочок (правая)

Руку вниз, в кулачок, разожмем и на бочок (левая)

Руки вниз, в кулачок, разожмем и на бочок

Тук-Тук, тук -тук-тук, сделаем большой мы круг,

Ножку в сторону, на носок, а потом на пятку (правую)

Ножку в сторону, на носок, а потом на пятку (левую)

Ножку вперед, на носок, а потом на пятку (правую)

Ножку вперед, на носок, а потом на пятку (левую)

Станем русского плясать, а потом вприсядку.

Подвижная игра «Огонь-вода»

Сначала выбирается ведущий. Остальные игроки становятся вокруг него на небольшом расстоянии. Когда ведущий громко говорит: «Огонь!», все игроки доложны присесть на корточки. Когда ведущий говорит: «Вода!», все участники игры доложны бежать в одну сторону по кругу.

Ведущий старается запутать игроков, повторяя иногда подряд одно и тоже слово, меняя при этом интонацию. Ведущий так же может не стоять на месте, а двигаться вместе с остальными участниками игры по кругу.

Кто из игроков ошибся, тот выходит из игры. Ошибкой считается, даже если игрок только начал приседать или чуть двинулся по кругу.

Играют до тех пор, пока останется один участник. Он считается победителем.

Пальчиковая гимнастика «Домик».

Под сосной -  шалашик -домик,    ладони соединить шалашиком.

В нем живет веселый гномик.  Указательным и средним пальцами изобразить человечка,           остальные пальцы прижать к ладони .

 Мы тихонько постучим,       Постучать кулачком одной руки о ладонь другой руки.

В колокольчик позвоним.    Локти развести в стороны, пальцы обеих рук скрестить и направить вниз (колокольчик). Средний палец правой руки покачивать из стороны в сторону (язык колокольчика).

Двери нам откроет гномик,        Ладони повернуть к себе (ребра прижать друг к другу), изображая закрытые двери. Затем медленно разворачивать ладони, показывая, как открываются двери.

Пригласит гостей в свой домик.                 Делать манящие движения кистями рук.

Там внутри дощатый стол,                 Ладони опустить на стол, ребра прижать друг к другу.

Рядом стул с высокой спинкой.         Сделать "стульчик" .

На столе тарелка с вилкой.               Левую руку положить на стол ладонью вверх  ( тарелка).    Правую ладонь положить на стол, большой палец прижать к ладони, остальные пальцы  слегка развести в стороны (вилка).

И блины горой стоят -              Положить ладони друг на друга (блины).

Угощенье для ребят.

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Сильный ветерок»

Сделать глубокий вдох через рот, надуть щеки, чуть задержав дыхание, и, подобно ветерку, быстро выдохнуть, сложив губы трубочкой.

МАРТ

Ритмическое упражнение под речевое слоговое сопровождение.

Дети сидят на стульчиках. Под сопровождение «Ка-Ко-Ку-Кы» Ударяют соответственно: в ладошки, кулаками по коленкам, ребром ладони по коленкам, ладонью вниз по коленкам. Игра проходит под музыкальное сопровождение без слов. Цикл игры проходит 8-10 раз. Далее меняются слова: «Га-Го-Гy-Гы».

Чистоговорка «ВЕСНА»

НА – НА – НА - наступила вновь весна               

НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне                                                       

ОЙ – ОЙ – ОЙ - мы счастливы весной                                                                 

НЕ – НЕ – НЕ - много песен о весне

ХИ – ХИ – ХИ - о весне стихи                                                                                

ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло                                                                         

НУ – НУ – НУ - очень ждали мы весну                                                               

КО – КО – КО - солнце светит высоко

ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи   

ГА – ГА – ГА - растаяли снега                         

УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - растаяли сосульки                                                                           

ЧИ – ЧИ – ЧИ - солнца теплые лучи                                                                                 

КА – КА – КА - в небе облака 

ДИ – ДИ – ДИ - весенние дожди

Игра с музыкальными инструментами.

Дети отстукивают название стихотворений С. Михалкова разными инструментами – барабанными палочками, ложками, маракасами. Дядя Степа, Котята, Фома, Рисунок, Песенка друзей, Путаница. Трезор, Мой щенок, А что у вас.

Ходьба в различных направлениях «Коник»

Друг за другом с высоким подниманием колена

Конь мой, коник вороной,

Скачет дальней стороной

Грива развевается

Люди удивляются:

«Вот так всадник на коне!»

И дают дорогу мне.

Подвижная игра «Ромашка»

Все участники встают в круг и берутся за руки. По команде «Начали!» игроки встают на одну ножку и дружно прыгают, подобно тому как цветок держится только на одном стебельке. При этом нельзя менять ногу (с левой на правую или наоборот) и вставать на две ноги сразу. Кто нарушит это правило- выбывает из круга.

Игрокт могут поменять ногу только в самом начале после того, как игра возобновится снова.

Побеждает самый выносливый участник- «лепесток ромашки», который остаётся последним.

Пальчиковая гимнастика «Клён».
За окном сосулька тает,
Ветер тучи рвёт в клочки. (
«Рвать» клочки,)
Разжимает, разжимает (разжимать кулачки,)
Клён тугие кулачки.
Прислонился он к окошку. (
ладони вместе прижать к щеке)
И, едва растает снег,
Мне зелёную ладошку
(протянуть ладошки вперед,)
Клён протянет раньше всех. (сжимать и разжимать кулачки.)

Театральный этюд «Вот весна пришла»

Обыграть сбор детей на улицу, проговорить про одежду и смену погоды. Этюд проводить под звуки весенней природы.

Упражнение «ЭХО»

Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей).

Кричу в лесу:

— А-а-а-у-у-у! Переход от звука [а] внизу к звуку [у] вверху.

А мне в ответ:

— А-а-а-у-у-у!

Опять кричу:

— А-а-а-у-у-у!

А мне в ответ:

— А-а-а-у-у-у!

Постепенно «Ау» заменить следующими последовательностями: «У-у», «У-о», «О-а», «А-э», «Э-ы»

АПРЕЛЬ

Ритмическое упражнение под речевое слоговое сопровождение.

Дети сидят на стульчиках. Под сопровождение «Са-Со-Су-Сы» Ударяют соответственно: в ладошки, кулаками по коленкам, ребром ладони по коленкам, ладонью вниз по коленкам. Игра проходит под музыкальное сопровождение без слов. Цикл игры проходит 8-10 раз. Далее меняются слова: «За-Зо-Зy-Зы».

Чистоговорки «НАСЕКОМЫЕ»

РЫ – РЫ – РЫ - зажужжали комары                                                          

РОВ – РОВ – РОВ - отгоняем комаров                                                             

ЗА – ЗА – ЗА - прилетела стрекоза                                                             

ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – длиннокрылые стрекозы                                  

УК – УК – УК - проползает жук                                                                              

КИ – КИ – КИ - рогатые жуки 

КИ – КИ – КИ - ползают жуки 

ВЯК – ВЯК – ВЯК - вот ползет червяк                                                                                   

ЛА – ЛА – ЛА - мохнатая пчела

ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела  

ЦУ – ЦУ – ЦУ – пчела собирает пыльцу

ЛА – ЛА – ЛА – меня ужалила пчела

СА – СА – СА - полосатая оса                                                                               

СЫ – СЫ – СЫ - у осы усы                                                                                          

СУ – СУ – СУ - не боимся мы осу             

ВЕЙ – ВЕЙ – ВЕЙ - рыжий муравей                                                                                      

ОЛ – ОЛ – ОЛ - длинноногий богомол 

ОЛ – ОЛ – ОЛ – зеленый богомол

ВУ – ВУ – ВУ – богомолы едят листву

АНЫ – АНЫ – АНЫ - большие тараканы                                                

ЧИ – ЧИ – ЧИ – тараканы усачи                                                                         

ТКЕ – ТКЕ – ТКЕ - бабочка на цветке

ШИЕ – ШИЕ – ШИЕ – у бабочек крылья большие 

ТОК – ТОК – ТОК – села бабочка на цветок

УХ – УХ – УХ - очень много мух                  

УХА – УХА – УХА – прилетела муха

УХ – УХ – УХ – птицы ловят мух 

ПЫ – ПЫ – ПЫ – забавные клопы

НЕЧИК – НЕЧИК – НЕЧИК – зелененький кузнечик

ИВЫ – ИВЫ – ИВЫ – насекомые красивы                                           

ЛИ – ЛИ – ЛИ – мохнатые шмели                                

ВЯК – ВЯК – ВЯК - вот ползет червяк          

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Веселые пузырьки»

Сделать глубокий вдох через рот, надуть щеки и медленно выдохнуть через чуть приоткрытый рот.

Игра с музыкальными инструментами.

Дети отстукивают название стихотворений С. Михалкова разными инструментами – барабанными палочками, ложками, маракасами. Дядя Степа, Котята, Фома, Рисунок, Песенка друзей, Путаница. Трезор, Мой щенок, А что у вас.

Музыкальное упражнение «Воробьи и кошка».

Дети слушают «Звуки воробья» - в это время дети бегают по залу, машут руками вверх и вниз, как будто крыльями. Далее, звучит «Звуки кота» - дети прячутся в определенное место, чтобы не съела кошка. Игра повторяется несколько раз.

Речь с движениями «ЗВЕРИ»

Зайка скачет по кусточкам, (Скачут на обеих ногах, сделав «ушки» из ладоней)

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам, (прыгают, сложив руки перед грудью.)

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый, (Идут вперевалочку).

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек (Двигаются в полуприсяде, сделав круглые спинки.)

Катится колючий ежик.

Подвижная игра «Кот и птички»

Чем больше детей играет в эту игру, тем она веселее и оживлённее.

Один игрок выбирается ведущим- это Кот. Остальные- птички.

Нарисуйте мелом на асфальте несколько кругов в ряд- столько, сколько будет «птичек». Это «домики», в которых они спят и прячутся от Кота.

Кот отходит на некоторое расстояние от птичьих «домиков», садится на корточки и прячет голову на коленях, обхватив её руками. Кот спит, значит, птички могут «вылетать» из кругов, летать вокруг Кот, как им вздумается, пока он не проснётся. Ведущий «просыпается» медленно, постепенно, давая возможность птичкам подготовиться к «отлёту» или, наоборот, рискнуть, чтобы испытатьсвою ловкость и смекалку Кота. Так, сначала ведущий в разгар птичьего веселья говорит «мяу» один раз. Затем, подождав немного, говорит «мяу-мяу». Особо боязливые птички «перелетают» поближе к своим домикам. Самые смелые- все еще «порхают» около Кота. И лишь когда ведущий скажет быстро «мяу» три раза, он встает и начинает догонять кого-то из игроков. Та птичка, которую схватил Кот, становится ведущим.

Пальчиковая гимнастика с оречевлением «Паук»

Ук-ук-ук — появился вдруг Паук. (Сжимать и разжимать пальцы.)

Ка-ка-ка — все боятся Паука. (Потереть ладони друг о друга.)

Ок-ок-ок — Паук Муху поволок. (Сжимать и разжимать пальцы.)

Ка-ка-ка — прогоните Паука. (Шлепки ладонями по коленям.)

Пальчиковая игра «Птичка-невеличка

Птичка, птичка-невеличка, (Ладони обеих рук соединить большими пальцами и помахать кистями рук (крыльями в воздухе).

Вот пшено, а вот водичка. (Пальцы сложить и показать, как сыплют зерна. Ладони левой руки придать форму пригоршни)

Пей, и кушай поскорей, (Показать, как птичка пьет из пригоршни, далее стучать ногтями по столу, изображая птичку)

И лети к семье своей (Ладонями махать в воздухе, соединим их в кистях).

Ходьба в заданном направлении

Звучит музыка «Марш». Дети ходят по кругу. Если логопед произносит слово «Солнце» - садятся, встают, идут дальше. Если слово «Птицы» - кружатся на месте и идут дальше. «Звери» – прыгают на месте и идут дальше.


Самомассаж подушечек пальцев. (После пятой строчки происходит смена рук)
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа (мизинец)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

веселая логоритмика

Движение и правильная речь-залог здоровья и успеха!...

«Веселая логоритмика»

Познавательное-речевое развитие дошкольника через логоритмику...

Презентация "Веселая логоритмика "

Презентация для детей среднего дошкольного возраста...

Игровой проект-упражнение «Веселая логоритмика»

Название проекта: «Веселая логоритмика»Авторы проекта: учитель-логопед Мусагалиева Т.В., ...

ПРОЕКТ "ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА"

Проект "Веселая логоритмика" для детей дошкольного возраста...

Буклет по логоритмике для родителей: Веселая логоритмика для ваших детей!

Представлена основная информация о том что такое логоритмика...

логопедический проект "Веселая логоритмика"

Настоящий проект  направлен  на психомоторное и речевое развитие детей  дошкольного возраста методами логоритмики. Рекомендован для использования  воспитателями и специалистам...