конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Петрова Мария Сергеевна

Конспект открытого занятия в средней группе

«Осень (обобщение)»

(развитие речи)

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель:

Петрова М. С

 

 

 

 

 

г. Санкт – Петербург

2020 г

Цель: Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень»; Задачи: 

  1. Познавательная: Закрепление у детей знаний о времени года (осень); обобщающее понятие овощи и фрукты.
  2. Развивающая: Обогащение словаря по теме (обобщающими понятиями), упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
  3. Воспитательная: Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предварительная работа:  Наблюдения на прогулке за приметами осени, чтение произведений: Бунин «Листопад»,     Майков «Осенние          листья…».     Рассматривание иллюстраций по теме «Осень» (овощи, фрукты, листья). Беседы с детьми, рисование, лепка, аппликация по темам. 

Материал: Звуковая запись П. И. Чайковского «Времена года. Осень»; картинки по теме; картинки овощей и фруктов; картинки листьев березы, дуба, клена, рябины; кукла Катя, мешочек; листья по количеству детей.

 

Ход занятия: 

 

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга и поздороваемся с нашими гостями. (Звучит музыка Чайковского «Времена года. Осень»).

  • Ребята, я вас попрошу сейчас закрыть глазки и послушать красивую мелодию.
  • Как вы думаете, какое время года могло сочинить такую мелодию? (Осень).
  • Ой ребята, кто – то к нам идет? (Стук в дверь – входит кукла Катя с мешочком).
  • Да это же кукла Катя. Катя говорит, что шла мимо, услышала как разговаривают ребятки и решила заглянуть к нам. Она спрашивает, а о чем это вы тут, ребята, разговариваете? (об осени)
  • Но Катя не знает, что такое осень! Давайте расскажем ей!
  • Осень – самое красивое время года. Назовите признаки осени (солнце светит, но не греет; листья опадают, птицы улетают).

 

1. Игровое упражнение «Какая бывает осень?»

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Вам нужно назвать действие. Будьте внимательны. 

Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — убирают.

Птицы осенью — улетают.

Деревья осенью — роняют листья.

Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

  • А какие цвета есть у осени? (желтый, красный, зеленый).
  • А что нам осень дарит? (Овощи, фрукты, Красивую природу; только у осени такие красивые цвета). - Молодцы, ребята! Всѐ правильно назвали.  

 

  1. Игровое упражнение «Ласковые слова»:

Ветка - веточка, Лист - листочек, Цветок - цветочек, Ветер - ветерок, Туча - тучка, Песок – песочек, Яблоко- яблочко.

 

  1. Д. И. «С какой ветки упал листок?». На мольберте изображения листьев (кленовый, дубовый, рябиновый, березовый).
  • Воспитатель: Посчитайте сколько листочков? 

-Дети: 4 листика

-Воспитатель:         Какие          листики     расположены       на      верху?     (Кленовый, березовый).

  • Назовите литья, которые расположены внизу? (Дубовый, рябиновый).

Воспитатель: - Молодцы, ребята. А ещѐ мы можем описать осень звуками

 

4.  Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения

Листва шуршит [шшшшшшшшшшшш] (громко, тихо)

Ветер свистит [сссссссссссссссс] (громко, тихо)

Ветер дует и поет (руки над головой раскачиваются)

Все листочки он сорвет (ладошками изображаем полет листочков)

Полетят они как птицы (машем руками как крыльями)

Вот как осень веселиться! (Подпрыгиваем на месте).

 

Воспитатель: Садитесь ребята на стульчики.  Ребята, у Кати случилась беда и она просит помочь ей разделить овощи и фрукты. Она не знает и поэтому так сильно расстроилась. Хотела вас чем-то удивить, но не получилось. (На доске 2 корзинки. В первую дети складывают овощи, во вторую – фрукты).

  • Ребята, опишите помидор. Какой он? (Круглый, красный, растет на грядке).
  • Где растут фрукты? (Фрукты растут на деревьях, в саду).
  • Ребята, что можно приготовить из овощей и фруктов? (Дети перечисляют: суп, пирог, салат; из фруктов – варенье, компот.

 

5. Д. И «Один – много» (словесная игра).

  • Катя просит помочь ей посчитать: - 1 свекла – много свекол; 1 огурец – много огурцов; 1 морковь – много морковок; 1 лук – много лука; 

1 яблоко – много яблок; 1 груша – много груш; 1 лимон – много лимонов. 

 

6. Пальчиковая игра «Капуста».

 

Мы капусту рубим – рубим,              Движения прямыми ладонями   вверх, вниз

Мы капусту солим-солим,                   Пальцы сложить в щепотку.  Посолить

Мы морковку трем –трем,               Потереть кулак одной руки, о  кулак другой руки

Мы капусту жмем-жмем,                 Сжимать и разжимать кулаки

                 А потом, мы капусту в рот кладем.    Поочередно подносим ко рту, пальцы левой и правой  руки, сложенные щепоткой.

 

Воспитатель: Ребята, умнички, садитесь. Посмотрите, у меня на доске висят картинки с изображением фруктов и овощей. Ваша задача внимательно посмотреть на картинки и назвать лишний предмет и объяснить почему он лишний. (Слушаю ответы детей).

  • Молодцы, ребята! Вы очень понравились Кате! За ваши знания, она хочет наградить вас раскрасками. (Каждому ребѐнку выдается листочек, дети его раскрашивают)
  • Ребята! Кукла Катя прощается с вами, она скорей хочет рассказать своим друзьям, про прекрасное время года «Осень»! Давайте попрощаемся с ней и нашими гостями. 

Дети: Прощаются, садятся раскрашивать листочки. 

 

7. Итог занятия

 

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие?  (Ответы детей)

  • Что больше всего вам понравилось во время занятия?  (Ответы детей)
  • Какое задание для вас оказалось самым сложным? Почему? (Ответы детей)
  • Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными,

сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями. Я думаю, что вы всегда так будете стараться.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon razvitie_rechi_petrova_m_s.pdf452.84 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...