Лексическая тема недели "Домашние животные и птицы"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Налётова Наталья Яковлевна

Рекомендации родителям по лексической теме "Домашние животные и птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zhivotnye.docx47.56 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема неделиhttps://cdn.pixabay.com/photo/2016/07/14/16/39/dog-1517090_1280.png

«Домашние животные, птицы»

1. Уточните словарный запас по теме.
каких животных и птиц называют домашними? Где они живут? Какую пользу приносят человеку? Как человек заботиться о них? Чем питаются домашние животные и птицы? Как называются их детеныши? Рассмотрите части тела домашних животных и птиц, поговорите об отличительных признаках. (у коровы есть вымя, у курицы есть крылья, у лошади есть грива….)
Уточните обобщающее понятие – домашние животные, домашние птицы.

2. Рассмотрите картинки “Скотный двор”, “Птичий двор”, “Корова с теленком”, “Кошка с котенком”, “Собака со щенками” и др., побеседуйте по картинкам.
Побуждайте детей отвечать полными предложениями, составлять рассказ по картинкам.

3. Игра “Кто спрятался? ” (с картинками или игрушками), “Кого не стало?” “4 – лишний”.

4. Игра “Чей детеныш?” (с картинками)
Взрослый показывает картинку с изображением животного, дети подбирают картинку или называют детеныша:
теленка, жеребенка, поросенка, щенка
котенка, цыпленка, индюшонка, гусенка, утенка.
5. Продолжи предложение 
Кошка любит ….
Собака сторожит …..
Лошадь пасется ….
6. Поиск определения “Назови, какой и какая ?”
Петух – красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
И далее об утке, гусе, курице, цыпленке, собаке, лошади, корове по образцу.
7. Игра “Кто что ест” (с картинками, по типу лото)
лошадь, собака, кошка, корова, курица, гусь, свинья, коза.
8. “Кто как разговаривает?” с картинками
Как “говорит” корова? Собака? Кошка? Лошадь? Курица? Петух? И др.
Уточните: кошка – мяукает, собака – лает, корова – мычит… и др.
9. Назови по действию “Кто что делает?”
– гогочет, – крякает, – кудахчет
– кукарекает, – пищит, – балаболит
– мычит, – ржет, – хрюкает, – лает
10. Игра “Бывает – не бывает” (можно использовать картинки)
Взрослый задает вопросы – дети отвечают “да – нет”
У коровы есть рога? Кошка царапается?
У лошади есть крылья? Свинья дает молоко?
и др.
11. Игра “Кто с кем живет?”
Котенок живет с кем? – Котенок живет с кошкой.
(Щенок, жеребенок, цыпленок, утенок, теленок …)
12. Игра “Сравни”
Кто больше – собака или щенок?
Собака больше щенка.
(котенок и кошка, лошадь и жеребенок, теленок и корова).
13. Игра “Сосчитай до пяти”
Один пушистый кот -……
Одна рябая курица – ……
Одна быстрая лошадь – …..
Один ретивый конь – ……
Одна домашняя утка – …..
Один красивый селезень – ….                                                                          
14. Игра “Назови ласково”
кошка, собака, хвост, когти, шерсть, усы, уши, лапы.
15. Игра “Что не так?”
Кошка мычала на диване.
Собака лает на своих.
Лошадь дает шерсть.
Коза клюёт молоко.
16. Игра “Кто где живет?”                                                    
Лошади – в конюшне
Коровы –
Свиньи –
Собаки –
Телята –
Кролики –
17. “Какое слово самое короткое?”
Собака, кот, корова, коза.
Петух, индюк, гусь, курица.
18. Игра “Объясни словечко”.
Табун – много лошадей
Стадо –
Отара –
Свора –
19. Игра “Что общего и чем отличаются?”
Собака и волк.
Корова и коза.
Курица и утка.
20. “Сложные слова”
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных способом сложения основ.
У кошки длинная шерсть – длинношерстная. У кошки короткая шерсть – короткошерстная. У кошки гладкая шерсть – гладкошерстная.
21. “Что из чего делают?”
Цель: развивать познавательный интерес, наблюдательность, обогащать словарный запас.
– Что делают из молока коровы? (Сметану, сливки, творог, кефир, ряженку, сыр, йогурт.)
– Зачем надо пить молоко и есть молочные продукты? (Без них нельзя вырасти здоровым. Кто не пьет молоко, у того портятся зубы, тот отстает в росте.)
– Что можно сделать из молока кобылы? (Целебный напиток – кумыс.)
– Что можно сделать из щетины свиньи? (Щетки для одежды и обуви, кисти для краски и клея.)
– Что делают из молока овцы? (Сыр.)
– Что делают из шерсти овцы? (Шерстяные нитки, ткани.)
– А что делают из шерстяных ниток? (Вяжут теплые шапки, шарфы, варежки, носки.)
– Что делают из овчины? (Шубы, полушубки, дубленки.)
– Что делают из шкурок каракулевых овец? (Каракулевые воротники, шапки, шубы. У этих овец очень тугие завитки.)
– Что делают из молока коз? (Сыр, брынзу, творог.)
– Что делают из шерсти ангорских коз и кроликов? (Мохеровые нитки, тонкие ткани, вяжут теплые вещи.)

23. Прочитайте детям:
“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”,
“Хаврошечка”,
“Зимовье”,
“Полкан и медведь”,
“Бычок-черный бочок, белые копытца”,
“Бременские музыканты”,
“Три поросенка”,
“Петушок– золотой гребешок”.
“Соломенный бычок – смоляной бочок”.
Н. Носов. “Живая шляпа”.

24. Загадывайте загадки о домашних животных, для отгадки используйте картинки.

25. Физминутка “Индюк”
Ходит по двору индюк
(Шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача,
(Остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился.
Сгоряча затопал,
(Потопать ногами)
Крыльями захлопал.
(Руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар
(Сцепить округленные руки перед грудью)
Или медный самовар,
Затряс бородою
(Помотать головой)
Понесся стрелою.
(Бег на месте)

26. Пальчиковая гимнастика:
Вот наш Бобик, славный пес.
(протягивают ладони вперед, поворачивают их вверх – вниз.)
Гав – гав – гав!
(хватательные движения пальцев, произносить слова)
Белый лобик, черный нос.
(показывают на себе)
Гав – гав – гав!
(хватательные движения пальцев, произносить слова)
Бобик, Бобик, лапку дай.
(протянуть руку вперед, ладонь вверх)
Сядь на коврик и не лай.
(погрозить пальцем) Тс – с -с.

Пальчиковая гимнастика “Курочка”
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем руками по коленям)
А за ней ребятки – желтые цыплятки
(шагаем пальчиками по столу)
Ко – ко – ко, ко – ко – ко, не ходите далеко!
(грозим пальчиком)
Лапками гребите
(загребаем ручками),
Зернышки ищите.
(клюем пальчиками зернышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем руками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового мероприятия: "Вечер вопросов и ответов" (по лексической теме "Домашние животные и птицы")

В конспекте представлены  разнообразные игры на развитие лексико-грамматического стоя речи и развитие психических процессов по лексической теме "Домашние животные и птицы"...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по лексической теме "Домашние животные и птицы"

Презентация предназначена для дошкольников старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Можно использовать на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих НОД по лексической теме "Домаш...

Советы родителям. Лексическая тема: Домашние животные и птицы.

Задания для старших дошкольников,  направленные на совершенствование лексико-грамматического строя речи....

Методические разработки недельного тематического планирования по лексическим темам " Домашние животные". "Зимующие птицы".(Из опыта работы)

Методическая разработка оказывает помощь в недельном тематическом планировании. Задачей предложенной методической разработки является реализация принципа единства требований педагогического персонала ...

Задание на выходные по лексической теме "Домашние животные и птицы"

Материал для занятий дома по лексической теме "Домашние животные и птицы"...

Лексическая тема: "Домашние животные и птицы"

Материал по лексической теме: дидактические игры, загадки, стихотворения для заучивания, текст для пересказа и т.д....

Конспект образовательной деятельности Логоритмика «Поездка в деревню» по лексической теме «Домашние животные и птицы».

Логоритмическое занятие "Поездка в деревню"  -  итоговое мероприятие по лексической теме "Домашние животные и птицы" для детей  четвертого года жизни с ОВЗ ( ЗП...