сочиняем загадки по ТРИЗ
картотека по развитию речи (старшая группа)

В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.

В своей работе с детьми я, как и все воспитатели, часто использую такие малые формы фольклора, как потешки,  сказки, считалки, скороговорки, пословицы,   в том числе и загадки.

 Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Использование загадок является очень эффективной  формой в работе по речевому развитию детей.

Загадки:

-  обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

-  помогают увидеть вторичные значения слов;

-  формируют представления о переносном  значении слова;

- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

 

  Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам

Первая модель:

1. Составление  опорной таблицы вида:

«Какая? (какой?, какое?)»

«Что такое же? »

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок).

Вторая модель

1. Составление  опорной таблицы вида:

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок). 

Третья модель

1. Составление  опорной таблицы вида:

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок)

Загадки составила Нуралова Анель5 лет

« Мебель»

 

Он коричневый , как медведь

Он не большой, как стол

На нем сидят, но не диван (Стул)

 

Он похож на стол, но не большой

Он похож на стул, но без спинки

Он похож на пуфик, но деревянный (табурет)

 

На ней  спят , но не диван

На ней лежат, но трава

На ней играют, но не площадка (кровать)

 

На него садятся, но не табурет

У него есть подлокотники, но не диван

Есть подушки, но не кровать (кресло)

 

 

Прямоугольный, но не дверь

С ручками, но не комод

 В него вещ можно положить , но не чемодан ( шкаф)

 

« Посуда»

Острый, как пила

Железный как коса

Есть ручка, но не ковш ( нож)

 

 

С носиком, но не слон

Свистит, но не свисток

Пыхтит, но не ёжик( чайник)

 

Явления неживой природы

 

Круглые, но не бусинки

Холодные, но не мороженное

Гремят, но не погремушки (град)

 

 


 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinyayka_1.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.

В своей работе с детьми я, как и все воспитатели, часто использую такие малые формы фольклора, как потешки,  сказки, считалки, скороговорки, пословицы,   в том числе и загадки.

 Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Использование загадок является очень эффективной  формой в работе по речевому развитию детей.

Загадки:

-  обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

-  помогают увидеть вторичные значения слов;

-  формируют представления о переносном  значении слова;

- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

  Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам

Первая модель:

1. Составление  опорной таблицы вида:

«Какая? (какой?, какое?)»

«Что такое же? »

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок).

Вторая модель

1. Составление  опорной таблицы вида:

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок). 

Третья модель

1. Составление  опорной таблицы вида:

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок)

Загадки составила Нуралова Анель5 лет

« Мебель»

Он коричневый , как медведь

Он не большой, как стол

На нем сидят, но не диван (Стул)

Он похож на стол, но не большой

Он похож на стул, но без спинки

Он похож на пуфик, но деревянный (табурет)

На ней  спят , но не диван

На ней лежат, но трава

На ней играют, но не площадка (кровать)

На него садятся, но не табурет

У него есть подлокотники, но не диван

Есть подушки, но не кровать (кресло)

Прямоугольный, но не дверь

С ручками, но не комод

 В него вещ можно положить , но не чемодан ( шкаф)

« Посуда»

Острый, как пила

Железный как коса

Есть ручка, но не ковш ( нож)

С носиком, но не слон

Свистит, но не свисток

Пыхтит, но не ёжик( чайник)

Явления неживой природы

Круглые, но не бусинки

Холодные, но не мороженное

Гремят, но не погремушки (град)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учимся сочинять загадки"

Консультация для родителей на тему: "Учимся сочинять загадки"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Пробуем сочинять загадки".

Конспект НОД по развитию речевого творчества детей....

Мастер класс для педагогов "Сочиняем сказки по ТРИЗ технологии"

Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.Идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе в...

Мастер класс по ТРИЗ для родителей и детей "Учитесь сочинять загадки"

Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Это теория решения изобретательских задач. Что же это за методика? Цели ТРИЗ – не прост...

Мастер-класс для воспитателей "Сочиняем сказки по ТРИЗ технологии"

Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности....