Формирование слоговой структуры слова. Работа над словом.
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Статья ориентирована на воспитателей, логопедов. Упражнения, приведенные в статье, могут использоваться воспитателем в образовательной деятельности, как отдельный элемент работы со словом, в форме игры по тем или иным лексическим темам в старшей и подготовительной группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование слоговой структуры слова. Работа над словом.

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. И достаточно часто подобные задания учитель-логопед может рекомендовать для повторения дома. Особенно это актуально для детей с моторной алалией.

Выделяют два этапа работы по формированию слоговой структуры слова:

1) Подготовительный этап - развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова.

Рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона, простые танцевальные упражнения. Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.).

2) Коррекционный этап - воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

Данный этап проходит в следующем порядке:

- уточнения артикуляции сохранных звуков;

- проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

Гласный +гласный /ау, уа, иа/

Согласный + гласный /ба-ба-ба/;

Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/

Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/

Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/

Гласный + согласный + согласный /афт – афт — афт/

Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

- проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми  словами.

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой).  Учитывать данную классификацию (см. приложение 2) необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, мак).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

РАБОТА НАД СЛОВАМИ

I ЭТАП

Упражнения на различение длинных и коротких слов

Упражнение 1

У ребенка фишки, перед ним на столе — длинная и короткая полоски бумаги. Воспитатель предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

Слова: сук, полицейский, велосипедист, лак, пирамида, щит, воспитательница, балерина, суп, жук, магазин, мухоморы, шар.

Упражнение 2

Перед ребенком набор картинок с односложными и многосложными словами. Требуется разделить их на две группы.

Упражнение 3

Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой - с длинными. Найдя предмет, играющий называет его, остальные проверяют.

II ЭТАП

Далее слова отрабатываются в соответствии с усложнением звуко-слогового состава. Мы придерживаемся следующего порядка в работе.

Упражнения на объяснение значений малознакомых слов

Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, логопеду следует уточнить значение слова (например, включив его в предложения).

Упражнения на отраженное скандированное повторение слов

изучаемого типа

Упражнение 4

Тренировка умения делать паузы между слогами.

После того как воспиаттель назовет слово, ребенок должен повторить и отстучать его по столу сопряженно. При этом, если взрослый поднимает и удерживает руку вверху, нужно держать паузу, пока рука не опустится. Приведем пример:

БУ….СЫ, НЕ.. БО, ЛЮ.... ДИ

КО..... ЛЕ-НО (КО-ЛЕ...... НО)

О-ЛЕ.... НИ (О...... ЛЕ-НИ)

СИ..... НИ-ЦА (СИ-НИ....... ЦА).

Далее ребенку предлагается после называния каждого слога делать поворот к другому углу комнаты (или на 360°) и после этого произнести следующий слог.

Упражнение 5

Звуковой анализ и синтез.

1. Подсчет слогов, называние одного, двух и т.д. слогов подряд, либо вразнобой по просьбе логопеда.

2. Выкладывание полосок, палочек по количеству слогов.

4. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).
Данный вид работы особенно важен при изучении слов

со стечениями согласных. Эта группа слов требует специального внимания. Предлагается следующий порядок освоения:

1) двусложные слова со стечением в середине слова: вначале даются слова, начинающиеся на гласный звук (игла, овцы, елка, яхта, очки), затем — слова, начинающиеся на согласный звук (пятка, ногти, кухня, сумка, метла, полка, сосна, свекла, пушка, сундук, козлик, винтик, воздух, компот, лыжник, ландыш), после этого — слова с двумя стечениями согласных (ласточка, солнышко, бадминтон, листочки, кустарник, картинка);

2) стечение в конце слова (кость, мост, бинт, волк, дождь, тент, кисть).

3) стечение в начале слова (слон, ткань, стол, шлем, пляж, глаз, стул, плот, квас, джем, ключ, плащ);

4) односложные слова с двумя стечениями (столб, шланг, хвост, кремль, гвоздь);

5) многосложные слова со стечениями (скворечник, наперсток, кастрюля, лекарство, отвертка, библиотека, строительство, открывашка, салфетница, перекресток, демонстрация).

Упражнение 6

Изолированное проговаривание слов «Идем по лесенке». Игра проводится с одним ребенком либо с группой в виде соревнования «Кто поднимется выше?» Ребенок должен, повторяя за воспитателем слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. На каждой ступеньке — остановка. Если ребенок ошибается, то повторяет слово с более низкой ступеньки.

Упражнение 7

Вариант игры «Идем по лесенке». Можно предложить ребенку повторить серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: в прямом порядке, с подъемом по лесенке вверх, либо в обратном, со спуском вниз:

СУП - ДЫМ

ГУСЬ - КОТ

ДОМ - НОС

МЕХ - СОН - ЛОБ

ДУШ - ЛОСЬ - МЫШЬ

КУБ - ЛЕС - ФЕН.

Упражнение 8

Повторение рядов слов, близких по звуковому составу:

- отличающихся гласными звуками:

СУК – СОК, МЕХ - МАХ - МОХ, МЯЧ – МЕЧ, ДОМ – ДЫМ - ДАМ, КИТ – КОТ, БЫК - БОК - БАК – БУК, ЛЕС – ЛИС, ТОК - ТУК - ТИК – ТАК, САМ – СОМ, НОС – НЁС, СОН - СЫН, ТИР - ТЁР, ГОЛ  - ГУЛ, МЫЛО – МАЛО, ЮЛА – ЮЛЯ, ЛУНА — ЛЕНА;

- отличающихся согласными звуками:

СУК – СУП -  ДУБ - КУБ - СУП - ЗУБ

НОС - НОЖ - КОНЬ - КОМ - КОТ - КОЛ

МЕХ - МЕЛ МАК - МАЙ - МАХ - МАЛ

ВОТ - ТОТ - КОТ - ГОД

ЛЕС - ЛЕВ - ЛЕИ

КИТ - ВИД - ЩИТ

СОМ - СОК - СОН

КОЛ - ГОЛ - ПОЛ

БОК - ТОК - СОК

ЛОСЬ - ЛОБ - ЛОМ

ЛЫЖА - ЖИЖА

СОВА - СОФА

КОЗА - КОСА

КУЧА - ТУЧА

РУКИ - ЩУКИ

МЫЛО - БЫЛО

ДЕТИ - СЕТИ

- отличающихся согласным звуком и местом ударения:

ВОДА - СОДА КОЗА - РОЗА

ЛУНА - ЛУПА КОЖА - КОЗА

ВАТА - ФАТА ПОЗА - КОЗА

УШИ - УЖИ РУКИ - ЖУКИ.

Упражнения на повторение с выделением ударного слога

Упражнение 9

Ребенок повторяет за воспитателем вначале все слово по слогам, а затем называет только ударный слог:

КО — ФЕ.......... КО — ФЕ, КО.

ЛИ — СА........... ЛИ — СА, СА.

Упражнение 10

Выкладываются две картинки. Их названия содержат одинаковое количество слогов, но отличаются позицией ударного слога (ДЫня — воДА, КУбики — сапоГИ, ВЕник — ба-НАН). Взрослый молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова. По мере освоения более длинных слоговых конструкций количество слогов также может расти, опора на картинки уменьшаться:

Ягоды — миМОза — колеСО

ТАпочки — поДУшка — запаДНЯ

ЖАворонок — меДВЕдица — остаНОвка — магнитоФОН.

Упражнения с перестановкой слогов

Упражнение 11

Педагог произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся новое слово. Например:

ЖИ — ЛЫ — ЛЫ — ЖИ.

Слова:

ЛА — Ю КИ — ПЯТ ЛО — ЖА КА - ЧАЙ

ЛЫ — КО НА — СОС ЛА — МА КИ — РА

НА — ВЕС СКА — ЛА БАН — КА;

Слоги:

КА — МУ, КА — СУМ, ТЯ — КА, ШИ — У,

ЛЯ — КО, ВА - ТЫК, МА - Я, ТИ - НОГ,

МА - ДО, ТА — ПАС, ТЯ — ТЕ, ТЫ - КУС,

ПА - ЛИ, ЖА - ЛУ; ГИ - НО, КА - MAC,

Л А — МЕТ, КА — ПАЛ БА — ТРУ; КАН — КАП

ДУК — СУН, НИК — ЛЫЖ, ДУХ — ВОЗ, ТУК — ФАР,

ТИК - ЛАС, ДЫШ - ЛАН, ПОТ - КОМ, ТИК - ВИН,

ЛИК — КОЗ.

Упражнение 12

Педагог произносит три слога. Дети должны составить из них слово.

КУ - КИ - БИ, СА — ГИ — ПО, КА — НА - БИ, ГО — ВА -ЛО, МА — НА — ЛИ, ПО — НО — ЛЕ, О — КА — СО, ГА — ТА — ЗЕ, КО — СО — ЛЕ, ПО — НЫ — ГО, КО — НО — ЛЕ, Я - ДЫ — ГО, ВО - СЫ — ЛО, БО — ТО — ЛО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»...

Обобщение опыта на тему «Формирование слоговой структуры слова у детей с недостатками слова-и фразообразования».

Современный образовательный процесс требует внедрения в практику новых перспективных педагогических технологий. В рамках фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используется определённ...

Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова» Односложные слова»

конспект занятия по формирвоанию слоговой структуры слова...

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...

Формирование слоговой структуры слова. 1 тип слоговой структуры

Формирование слоговой структуры слова - одна из сложных и важных задач. Если ребенок пропускает буквы, меняет слоги местами, то ему будет сложно выражать свои мысли, общаться с другими детьми, а так ж...