Статья: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей 4-5 лет"
статья по развитию речи (средняя группа)

Данная статья  по речевому развитию,в которой говорится о роли сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Роль сюжетно-ролевых игр в развитии речи детей 4 – 5 лет»

Игровые занятия для ребёнка являются одним из самых эффективных методов для развития речи. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Главное направление развития речи на 5 году жизни – это освоение связной монологической речи. Активный словарь ребёнка обогащается словами, обозначающими качества предметов. Действия, которые с ними производятся. Увеличивается речевая активность ребёнка. На пятом году начинается возраст «почемучек». Запас слов довольно внушителен, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Проблема развития речи является одной из актуальных.

 Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника.

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игру создают сами дети, а их деятельность носит явно выраженный самодеятельный характер.

Основные черты сюжетно – ролевой игры:

1) эмоциональная насыщенность и увлечённость детей;

2) самостоятельность;

3) активность;

4) творчество.

Между связной речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия.

В сюжетно – ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в связной речи.

Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. В итоге: все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.

          Роль — это основной фактор, объединяющий всех, кто вовлечён в процесс игры. Сюжет игры называется копируемая в игре часть реальности; наполнением является то, что копируется детьми как основной момент деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

Основой любой игры является поставленная педагогом игровая цель, реализуемая детьми во время игровой деятельности. Взаимосвязь обучения и игры наиболее наглядно видны в двух задачах – дидактической и игровой. Прямая постановка дидактической задачи ребёнку мало эффективна так как не вызывает у него интереса, гораздо эффективнее внедрять её через игровую задачу в этом случае она становиться задачей самого ребёнка, пробуждает желание и необходимость решить её, формирует действия в игре. Дидактическая задача в игре определяет её обучающий характер направленность на познавательную деятельность детей дошкольного возраста.

Детские игры сделаны, так что должны всесторонне подготовить

детей дошкольного возраста к реальной жизни, поэтому они затрагивают абсолютно все виды деятельности человека и характеризуются как детская форма познания, труда, общения, искусства, спорта.

Изюминкой игры является то, что она развивает ребёнка в направлении драматического искусства, элементы которого сохраняются в любой игре.

Игра сопровождает дошкольников в течение всего времени

пребывания в детском саду. Веселые хороводные и имитационные игры.

Для детей дошкольного возраста крайне важно создать условия для речевой, разнообразной творческой игровой деятельности.

Задачи развития игровой деятельности:

  • Развивать умение играть на основе общего построенного сюжета, впоследствии — через сложение новых творческих сюжетов.
  • развивать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями из реальной жизни, развивать воображение на основе сюжетов сказок и мультфильмов.
  • Развивать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.
  • Развивать умение занимается со сверстниками в разных видах игр: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего товарища, сравнивать их и анализировать при помощи аргументации.

Сюжетно-ролевые игры являются отображением социальной действительности, комбинированием в одном сюжете реальных и выдуманных событий, разнообразных ситуаций взаимодействия людей.

Дети самостоятельно участвуют в создании игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, совместно с воспитателем изготавливают игрушки-самоделки и предметы-заместители для игр.

К.Д. Ушинский отмечал, что игра – одно из замечательных явлений жизни. Всматриваясь в детские игры, он, пришел к выводу, что для ребенка игра – действительность, и действенность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает… Интереснее, потому что ребёнок лучше понимает её, а лучше понимает, потому что часть игры создаёт сам своим воображением. Игра для ребёнка иногда бывает реалистичнее реального мира.

Более того, сюжетно-ролевая игра, активизирует все психические процессы человека, в значительной степени стимулирует личность к непрерывному поиску преображения реальности посредством деятельности изменения, постановке более сложных целей, выделения в предметной среде наиболее важных и существенных сторон для их осуществления, отыскания иных оптимальных способов действия.

В дошкольном образовательном учреждении ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку. Все вышеперечисленное является показателями развития качеств личности ребенка. Для того чтобы развитие ребенка стало гармоничным и всесторонним необходимо, чтобы уровни развития всех его качеств были одинаково высоки.

Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Уникальными возможностями для речевого развития в дошкольном возрасте обладает сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на речевое развитие, например, в ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей.

Также используются и дидактические игры для решения задач речевого развития, связанных с расширением словарного запаса. Такие дидактические игры направлены на уточнение и закрепление словаря, развитие навыков быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов. Дидактические игры позволяют упражнять в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Исходя из этого, если в качестве цели воспитатель выбирает речевое развитие через сюжетно-ролевую игру, то он должен таким образом строить сюжет игры, чтобы в нее были включены все элементы и игры-драматизации, хороводной и дидактической игры.

Создание игры, как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, их содержанием, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Для каждого ребенка игра – это жизнь, это смысл дня, это счастье.

Содержания сюжетно-ролевых игр должно рассматриваться педагогом как условие формирования положительных взаимоотношений дошкольников.

У детей нужно формировать интерес к самому процессу общения, а не только к его результату, общение – это такой диалог, который требует терпимости и к идеям, ориентировать на то, что в общении надо не только что-то получать самому, но и как можно больше давать возможности другим.

  • будет

Важно, что сюжетно-ролевая игра строится на взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми. Основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Сюжетно-ролевая игра является речевой ситуацией, где происходит обучение диалогической речи, она направлена на развитие умений договариваться во время общения, вступать в разговор, соблюдать речевой этикет, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.

Главной особенностью игровой воображаемой ситуации является, то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации. Действие, как правило, придумано, а не определено какой-то конкретной вещью.

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений, чем выше уровень игрового творчества детей дошкольников в игре, тем богаче и разнообразнее диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сюжетно-ролевых игр как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассказвыается о различных сюжетно-ролевых играх, и об их пользе и необходимости их включения в образовательный процесс...

Статья "Роль сюжетно - ролевой игры в развитии речи детей"

Статья на тему "Роль сюжено - ролевой игры в развитии речи детей" (старшая группа)...

«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....

Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»...

Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение в воспитании детей, в развитии речи дошкольников.С ранних лет ребенок начинает познавать мир. Ведь рожденные дети не умеют говорить. Задача взрослых научить...