Конспект НОД в старшей группе по развитию речи "Мои друзья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Формировать понимание того, что дружеские отношения зависят от поведения ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи «Мои друзья» (старшая группа)

Воспитатель Бабурова Елена Викторовна
Конспект НОД по развитию речи «Мои друзья» (старшая группа)

Тема: «Мои друзья»

Цель: формировать понимание того, что дружеские отношения зависят от поведения каждого ребенка.

Задачи:

- Совершенствовать диалогическую речь, учить вести координированный диалог; - Учить быть доброжелательными собеседниками; - Развивать связанную речь, способности к суждению и умозаключению, т. е. раскрывать смысл пословиц; - Воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи; - Помочь понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость.

Словарная работа: обогатить речь детей прилагательными: добрый, верный, честный, смелый, самоотверженный, дружелюбный, мужественный, правдивый, отзывчивый, внимательный, надежный.

Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Методы и приемы: словесный, игровой, сюрпризный момент

Формы: беседа, инсценировки, игра, рассказ.

Оборудование: колокольчик, магнитофон, аудиозаписи: песни В. Шаинского «Верные друзья», «Малыш у реки» из серии «Голоса природы», «Цветик-семицветик»; цветы из цветной бумаги с фотографиями детей в середине, аппликация с вазой, иллюстрация двух девочек в одном платье, костюмы медведей (2 шт, бочонки, цветик-семицветик.

Предварительная работа: чтение рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища», беседа по рассказу; чтение рассказа К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», беседа по нему; объяснение пословиц и поговорок о дружбе; заучивание стихов о дружбе; проведение игр, способствующих развитию коммуникативных качеств детей; «Скажи соседу комплимент», «Угадай, кто это?»; подготовка инсценировок с детьми.

Ход НОД:

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о … Нет, я не буду вам ничего говорить, вы сейчас обо всем догадаетесь. Послушайте песню (звучит песня «Верные друзья» В. Шаинского)

- Вы догадались, о чем мы будем говорить?

(Мы будем говорить о дружбе и о настоящих друзьях)

- Что такое дружба? (Дружба – это когда дети играют вместе, делятся игрушками, не ссорятся).

- У каждого человека есть (должен быть) друг, не правда ли? Уверена, что у вас есть друзья? У кого есть друг? Почему считаешь … своим другом? (Ответы 2 – 3 детей).

- Подумайте и скажите, кого можно назвать своим другом. (Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость и твое горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам).

- Бывает ли так, что друзья иногда ссорятся? (Да, бывает).

- Что же надо делать, чтобы не ссорится? (Чтобы не ссорится, надо делиться игрушками, уступать друг другу в споре, соблюдать правила в игре, уметь прощать).

- А как вы сами должны относиться к другу?

- Бывает ли так, что друзья иногда ссорятся? (Да, бывает).

- Что же надо делать, чтобы не ссорится? (Чтобы не ссорится, надо делиться игрушками, уступать друг другу в споре, соблюдать правила в игре, уметь прощать).

- Я думаю, если мы будем соблюдать эти правила, то в нашей группе никогда не будет ссор.

- Ребята, вы ничего не слышите?

Инсценировка. (Входит медвежонок Лакомка с бочонком меда).

Лакомка: Какой у меня большой бочонок меда, а мед ароматный, липовый, сейчас я его съем. (Лакомка ест мед).

Воспитатель: Это медвежонок Лакомка. Он такой сладкоежка и дня не может прожить без сладкого.

Лакомка: Какой вкусный мед. (Все съедает и появляется второй медвежонок. Топтыжка с бочонком меда)

Воспитатель: А вот и друг нашего Лакомки – медвежонок Топтыжка.

Топтыжка: Лакомка, ты где? Как хорошо, что я тебя нашел?

Лакомка: Ну чего тебе?

Топтыжка: Мне мама меда дала, я тебя хочу угостить. Угощайся, пожалуйста. (Лакомке становится стыдно, он опускает голову).

Лакомка: Не надо, ешь сам, я не хочу.

Топтыжка: Как же сам? Я хочу с тобой поделиться с моим лучшим другом. Настоящие друзья всегда так поступают.

Лакомка: Спасибо тебе, Топтыжка, за угощение и за урок.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Лакомка так сказал: «Спасибо за угощение и за урок» (Лакомка так сказал потому, что ему стало стыдно: он все один съел и не поделился с другом).

- Как вы считаете, чему Топтыжка научил Лакомка? (Топтыжка научил Лакомку делиться, не забывать про своих друзей).

- Мне кажется, что Лакомка еще только учится дружить. Лакомка оставайся у нас в гостях, а ребята подскажут каким должен быть настоящий друг? ( Настоящий друг должен быть: добрый, верный, честный, смелый, самоотверженный, дружелюбный, преданный, щедрый, мужественный, отзывчивый, внимательный, надежный).

- Правильно, таким и должен быть настоящий друг. А сейчас Даша и Карина нам хотят что-то показать и рассказать.

( Инсценировка: «Подружки»)

Даша: Я сейчас все ребятам расскажу и покажу.

Карина: Почему это ты? Я тоже хочу рассказать.

Даша: Я расскажу.

Карина: Нет, я расскажу.

(Девочки обижаются друг на друга и расходятся в разные стороны).

Даша: Ну вот, опять поссорились. Карина, может вместе расскажем.

Карина: Рассказывай ты, а я картинку подержу.

Даша: Хорошо, слушайте. Гуляли мы с Кариной по парку, увидели художника, попросили его нарисовать нас. Посмотрел он на нас и нарисовал вот эту странную картинку и что-то написал.

Воспитатель: Действительно, странная картина. Художник нарисовал двух подружек одетыми в одно платье и подписал картину: «Вместе тесно, а врозь – скучно». Почему?

(Художник так нарисовал подружек потому, что они всегда рядом, любят играть вместе, но иногда ссорятся. А когда расстаются, скучают друг по другу).

Воспитатель: Да, Карина и Даша подруги, они всегда рядом и, несмотря на ссоры, скучают друг без друга. Поэтому художник нарисовал такую картину и подписал ее так. Девочки, вы все поняли?

Девочки: Да, спасибо вам ребята, мы все поняли, больше не будем ссорится.

Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли подружкам. Садитесь девочки. Ребята, а вы любите играть с друзьями? (Да).

Предлагаю вам игру «Подари улыбку» и ты Лакомка с нами в круг вставай.

Дети встают в круг. У ведущего (ребенок) в руках колокольчик. Он идет внутри круга со словами (Дети в кругу идут навстречу ребенку) :

По дорожке я иду И улыбку всем дарю. Улыбнись и ты скорей Вместе будет веселей.

Ведущий останавливается и стоящему напротив него ребенку с улыбкой отдает колокольчик. Игра повторяется. Молодцы. Садитесь.

- А сейчас послушайте стихотворение о дружбе. (Ребенок читает стих-ние)

Друг нам в жизни очень нужен, С другом жить нам веселей. Рядом с ним в любую стужу Нам становится теплей. Дружбой искренней и честной Нужно всем нам дорожить, Потому что, как известно, Без друзей нам не прожить.

Воспитатель: Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и о друзьях много пословиц и поговорок. Вспомните их, пожалуйста, и постарайтесь их объяснить.

- Без друга в жизни туго. - Без друга на сердце вьюга. - Верному другу цены нет. - Дерево живет корнями, а человек друзьями. - Друга ищи, а найдешь, береги. - Не имей сто рублей, а имей сто друзей. - Старый друг, лучше новых двух. - Человек без друзей, как птица без крыльев.

- Молодцы. Ребята, я предлагаю вам составить необычный букет друзей. (Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат цветы из бумаги с фотографиями детей в середине, а на доске аппликация вазы).

- Посмотрите, на столе лежат цветы с фотографиями ваших друзей, возьмите цветок с фотографией вашего друга и расскажите о нем. (После рассказа цветок прикрепляют на доску, так получается букет в вазе). Нашему гостю Лакомке тоже будет интересно послушать. (Рассказы 3-4 детей).

- Ребята, посмотрите, пока мы слушали рассказы о друзьях, в нашей группе расцвел еще один цветок. Это цветик-семицветик. Вы знаете, что он может исполнять желания, сегодня он исполнит ваши пожелания друзьям, но сначала давайте вспомним волшебные слова (Под музыку «Малыш у реки»).

Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы … (Дети произносят свои пожелания, пожелания должны быть короткими).

- Ребята, я думаю, что ваши пожелания исполнятся. Ваша дружба будет крепкой, а вы будете ценить и беречь своих друзей. Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать ваши близкие: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Они любят вас, вы им дороги. Относитесь к ним с любовью, добротой, и приобретете настоящих друзей.

- Ну, что Лакомка, ты все запомнил?

Лакомка: Спасибо, ребята, за ваши рассказы. Теперь я знаю, как надо дружить. Вы такие молодцы!

- Ребята, давайте споем для Лакомки песню о дружбе.

Поется песня о дружбе.

Итог: - О чем мы сегодня говорили? О ком вы рассказывали? - Что такое дружба? - Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

конспект в старшей группе по развитию речи "Насекомые "

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитю речи составлен для проведения с детьми старшей логопедической группы. Материал полезен как воспитателям ,так и логопедам и родителям....

Конспект для старшей группы по развитию речи

Цель: Знакомство детей с традициями встречи Нового года.ормировать познавательный интерес....

Конспект НОД старшей группе по развитию речи с использованием словесных игр «Осень»

Конспект НОД старшей группе по развитию речи с использованием словесных игр «Осень»...

План-конспект в старшей группе по развитию речи с опорой на серию картинок: Составление рассказа «Как Слава лепил снеговика».

Основное внимание было уделено развитию связной речи, интонационной выразительности, способности детей к инсценированию эпизодов сказки....

Конспект НОД старшей группе по развитию связной речи.

Конспект НОД в  старшей группе по развитию связной речи....