Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников.
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников.

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в  работе воспитателя ДОУ.

Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с детьми.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.  Поэтому перед педагогами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование наряду с общепринятыми методиками, творческих, эффективность которых очевидна.  

В работе с детьми по речевому развитию можно использовать следующие инновационные технологии: синквейн, криатерапия, моделирование, технология «Детская журналистика», мнемотаблицы, мнемотехника, метод интеллектуальных карт и кроссенс – технология, которые помогают реализовать личностно - ориентированный подход к детям, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн - это метод наглядного моделирования, позволяющий ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, текст и научиться работать с ними.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк» и означает почти дословно «стихотворение из пяти строк».  

Правила составления синквейна:

• правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

• вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

• пятая строка – слово или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы.

По своей структуре нерифмованное пятистрочное стихотворение-синквейн похож на ель с острой вершиной и расходящимися вниз лапами ельника: 1-2-3-4-1.

На сегодняшний день криотерапия  -  одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме,  улучается  импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи. Обучение на каждом возрастном этапе должно основываться на адекватных возрасту видах детской деятельности – в дошкольном возрасте это,  прежде  всего, игра. Использование игровых технологий на занятиях не только вызывает эмоциональный отклик у детей и стимулирует интерес к занятию, но и способствует  повышение работоспособности, переходящей в творчество.  

Моделирование.

В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Оно происходит с помощью:

• опорных схем,

• мнемотаблиц,

• пиктограмм,

• предметных картинок.

В процессе развития речи старших дошкольников используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении - это слова. Детям можно предложить построить предложение: «Наступила холодная зима. Дует холодный ветер».

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

Для словесного анализа предложений в подготовительных группах педагоги используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.

Технология «Детская журналистика» содержит два основных блока: познавательный и деятельностный.

Познавательный блок включает работу по знакомству детей с детскими журналами, газетами, телепередачами, их содержанием; с жанрами: интервью, статья, заметка, репортаж, понятиями (газета, журнал, альманах, телепередач). Обязательно в группе создается «центр журналистики» или «телестудия». Дети там знакомятся с атрибутикой, символикой журналистики и создают новости.

«Деятельностный блок» предполагает совместную работу по взаимодействию педагога с детьми и родителями, реализуемую через проектную деятельность, игровую деятельность, занятия, развлечения и результат деятельности по созданию новостей.

Интервьюирование – это эффективный метод, способствующий развитию речи у детей, в том числе всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности. Данный метод будет более эффективен, если в детском саду имеются современные технические средства и оборудование, такие как камера, фотоаппарат, ноутбук и др. Это оборудование позволяет не только создавать, но и увидеть продукт творчества детей. Применение настоящих технических средств, стимулирует речевое развитие детей, формирует у них чувство ответственности за свою деятельности, вдохновляет работать на результат. Каждый ребенок осознает, что не только он увидит себя со стороны, но и другие люди (родители, педагоги, другие дети).

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше.

Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащении связного высказывания.

Коллаж (разновидность мнемотаблиц) – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Мнемотаблицы - схемы составления рассказа - служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Интеллектуальные карты - это уникальный и простой метод запоминания информации.

Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность

фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.

Правила составления интеллектуальных карт:

1. В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).

2. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.

3. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.

4. Добавляются символы и иллюстрации.

5. Писать надо разборчиво (печатными) буквами.

6. Важные идеи записываются более крупным шрифтом.

7. Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.

8. При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.

«Технология кроссенс».

Идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технический наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.

Что же такое кроссенс?

Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов», а кроссенс - означает «пересечение смыслов».

Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.

Кроссенс - это набор картинок. Связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными.

Кроссенс – это именно картинки предметов, изображение символов, что понятно и интересно детям.

Кроссенс - это отличное упражнение для развития связной речи, логического и творческого мышления. Что так актуально для детей с речевыми нарушениями.

Инновационные  образовательные технологии, оптимизируют процесс коррекции речи детей и помогают достижению максимально возможных результатов в преодолении речевых нарушений у детей школьного возраста, вдохновляют педагога к поиску и применению всё более и более эффективных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников.Грамматический строй речи"

Граммати́ческий строй — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов)....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Основные задачи развития речи дошкольников - воспитание звуковой культуры речи, обогащение ...

Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников

Выступление на педагогическом совете МКДОУ№12 по речевому развитию...

Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников.

В статье рассказывается об использовании инновационных технологий в развитии речи детей....

Выступление на методическом объединение "Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе"

          В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследова...

Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников

В статье рассматривается специфика работы речевого центра в дошкольном образовательном учреждении....

Мастер – класс для педагогов на тему: «Мнемотехника, как инновационная технология в речевом развитии дошкольников»

Мастер – класс для педагогов на тему: «Мнемотехника, как инновационная технология в речевом развитии дошкольников»    ...