Мастер – класс для педагогов на тему: «Мнемотехника, как инновационная технология в речевом развитии дошкольников»
материал (подготовительная группа)

Лазаренко Алёна Владимировна

 Мастер – класс для педагогов на тему: «Мнемотехника, как инновационная технология в речевом развитии дошкольников»      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_po_mnemotehnike.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №7»

152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон №1, д. 10.

Мастер – класс для педагогов на тему: «Мнемотехника, как инновационная технология в речевом развитии дошкольников»

                                                            Подготовила:

                                                           Воспитатель

                                                                Лазаренко А. В.

Ростов

Цель: подвести коллег к пониманию практической ценности мнемотехники в развитии речи детей.

Задачи:

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;

- развитие основных психических процессов - память, внимание, образное мышление;

- способствование развитию творческих способностей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

 

Прогнозируемый результат:

- получение педагогами представления о методике работы по развитию речи приемами мнемотехники.

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Материалы и оборудование: мнемотаблицы, коллаж «Дельфин», тактильные дощечки, клей, кисти, фломастеры, тарелки, салфетки, шариковые ручки, листы А4, текст стихотворения, музыка (релаксация).

Ход мастер – класса

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе на тему: «Мнемотехника, как инновационная технология в речевом развитии дошкольников». Я рада нашей встрече!

Прошу ответить мне словами: да или нет.

Деток вы любите? (Да)

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю…

Как быть нам друзья?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (Да)

Знаю, знаю наперед -

Вы смекалистый народ.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

          Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в работе с детьми по речевому развитию.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна педагогам, работающим с дошкольниками.

В целевых ориентирах ФГОС ДО прописаны социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с гаджетами. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически грамотно излагать свои мысли, пересказывать тексты, делая этот процесс увлекательным и интересным.  И такой способ я нашла.

 В своей работе  по обучению детей связной  речи стала  использовать мнемотехнику, которая относится к технологии наглядного моделирования.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информацииИдея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематически. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.

Мнемокнижка – это книжка – малышка, где внутри вместо картинок и текста изображены символы или схематические рисунки.

Работа по мнемотаблице состоит из трёх этапов:

- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

-Преобразование из абстрактных символов в образы.

-Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы).

    Основной “секрет” мнемотехники прост – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. 

Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой.  Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого.

Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать мнемотаблицы при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

Мнемотаблицы:

- являются дидактическим материалом по развитию речи;

- их можно использовать для пополнения словарного запаса;

- применять при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть.

Уважаемые коллеги! Сегодня во время проведения мастер-класса мы вместе постараемся по-новому взглянуть на выбор методов и приемов мнемотехники при организации НОД. Представленный мною метод может эффективно использоваться в развитии связной речи дошкольников. Использование этого метода значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления и конечно развитие речи.

ПРАКТИКУМ.

Мнемотехника многофункциональна. На основе таблиц можно создать разнообразные дидактические игры, развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении, составлять рассказы и описательные загадки.

1 задание.

     Сейчас я предлагаю Вам  составить  мнемотаблицы для разучивания стихотворения по предложенному тексту. Но, что делать, если  мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).

     Так мы и сделаем. Перед Вами листы бумаги, карандаши и стихотворный текст (участники мастер-класса заполняют рисунками  ячейки таблицы картинками).

Мой мишка (отрывок)

Я рубашку сшила мишке, 

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить. 

 Задание 2

 Приглашаю поиграть  в игру « Цветик — семицветик»  (пословицы)

Для игры нам нужен цветок. Встаем полукругом. На «лепестке» зашифрована  пословица. Отрываем лепесток и называем пословицу.

  • Семеро одного не ждут
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
  • Не имей сто рублей, а имей 100 друзей
  • Что написано пером, не вырубишь топором
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь
  • Любишь кататься – люби и саночки возить

    Задание 3

Работа со сказками, угадывание сказок.  А вы любите сказки? Предлагаем вам узнать  «Какая сказка спряталась?». Ваша задача узнать сказку по мнемоквадратам, восстановить последовательность и сказать название сказки.   (картотека «Мнемотехника в сказках»)

Как же можно использовать мнемотаблицы, занимаясь  с ребёнком дома?

                    Варианты игр с мнемотаблицами:

1. Восстановить последовательность картинок по памяти;

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые  относятся к данной теме;

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4. Найти лишнюю картинку;

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6.«Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные  мнемотаблицы);

7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

    Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка, составлять рассказы – описания (предложить мнемотаблицу описание лисы, зайца). 

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям.   Это очень интересно и увлекательно!

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам упражнение «Сотвори в себе солнце».

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Мы  направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем. Представьте себе, что это наши дети.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.

А сейчас откройте глаза и давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС для педагогов на тему «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий»

laquo;Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий»...

Мастер-класс для педагогов на тему: ««Лэпбук» как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер класс для педагогов в ДОУ: «Лэпбук» как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Повышение уровня инновационного мышления у старших дошкольников, с помощью игрового набора «Дары Фребеля», первые шаги к робототехнике»

Цель: Повышение компетентности педагогов в применении игрового набора«Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в художественно-эстетическом...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Мнемотехника, как инновационная технология в речевом развитии дошкольников»

Данный мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ. Здесь представлена система методов и приемов мнемотехники как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающих эффектив...

Мастер-класс с педагогами ДОУ: «Сторителлинг – одна из инновационных технологий развития речи детей»

Техника сторителлинг, которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета,...

Сообщение на тему: " Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе".

Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе....