Мастер-класс «Скрайбинг - инновационная технология в речевом развитии дошкольников»
статья (старшая группа)

Саитова Галина Викторовна

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме   освоения и последующего активного применения технологии – скрайбинг в практической деятельности педагога.

 

Задачи:

1.Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

2.Раскрыть содержание понятия "скрайбинг".

 

2.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_skraybing_saitova_gv.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОО ЕЛЬНИКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "ТЕРЕМОК"

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ЕЛЬНИКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА,

 РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

САИТОВА ГАЛИНА ВИКТОРОВНА

Участница республиканского профессионального конкурса педагогического мастерства «Воспитатель года Республики Мордовия»

в 2025 году

«Мастер-класс»

 «Скрайбинг - инновационная технология в речевом развитии дошкольников»

Мастер-класс «Скрайбинг - инновационная технология в речевом развитии дошкольников»

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме   освоения и последующего активного применения технологии – скрайбинг в практической деятельности педагога.

Задачи:

1.Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

2.Раскрыть содержание понятия "скрайбинг".

2.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к данной теме.

Планируемый результат:

По окончании выступления слушатели узнают:

  • что такое «скрайбинг»;
  • какое оборудование необходимо для создания скрайбинга;
  • мастер-класс поможет участникам познакомиться с технологией скрайбинга, с вариантами использования данной технологии в работе с детьми дошкольного возраста и с родителями воспитанников.

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук.

 

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего сегодняшнего выступления «Скрайбинг - инновационная технология в речевом развитии дошкольников».

1.Теоретическая часть

         Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной. Огромное место в ДОУ уделяется игровым технологиям. И сегодня я хочу с вами поделиться одной из технологий, которую использую в речевом развитии детей. Что же это за технология?

         XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и

информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования.

        Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования открывают перед педагогом широкие возможности выбора различных форм и методов проведения образовательной деятельности, направленных на целостное, всестороннее развитие ребенка. И в первую очередь, перед воспитателем стоит задача сделать процесс увлекательным и интересным для детей. Добиться этого возможно, используя различные современные технологии и методики. — Это одна из современных технологий «скрайбинг». Скрайбинг от английского «scribe» – набрасывать рисунки или эскизы. Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит параллельно с докладом говорящего. Скрайбинг изобретен британским художником Эндрю Парком. Это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал. В том виде и в тех формах, в которых скрайбинг встречает нас сегодня, он существует не так давно. Но нельзя сказать, что он стал уникальным открытием, не имевшим аналогов.

      Мы все видели наскальные рисунки-истории, сделанные еще до нашей эры. Так, может, именно они и положили начало процессу, который любой способен с легкостью использовать, чтобы донести информацию без текста? Представьте себе, что вам нужно донести информацию о Солнечной системе до людей, которые увидят это сообщение только через тысячу лет. - Что вы будете использовать? Надпись «Солнечная система» или ее рисунок? - Если все-таки надпись, то, на каком языке? Вы уверены, что он будет понятен? А рисунки? Думается, что у них гораздо больше шансов быть понятыми через тысячу лет.

        Особенность скрайбинга в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. На первый взгляд, термин «скрайбинг» совершенно нам не знаком. На самом деле в детстве мы все были немного скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. С помощью обычных рисунков мы пытались передать определенную информацию, настроение, эмоции, чувства.

   Использование скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается, намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем их большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом. Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг весьма эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину.

         Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается образное мышление. Инструменты для скрайбинга Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент, который оставляет след, для визуализации изображения. Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:

• фломастер, маркер, ручка, карандаши, мел,

 • блокнот,

 • флипчарт,

• доска для рисования.

         В основе скрайбинга лежит формирование визуальных образов – знаков, символов, рисунков, которые мы считываем. И самое главное в этой технологии все-таки не картинки или схемы, а история, которая ведет за собой повествование. То, что представляет собой технология «скрайбинг» — это в принципе не новое в образовании, такие методы и приемы встречаются и в других технологиях. (тризовский прием - кодировка, мнемотаблицы, экранизация сказок).

        Но в этих технологиях детям даются готовые таблицы, что не развивает их творческое воображение, не дает возможность самим придумать какие, то символы. Но самое важное отличие в скрайбинге — это принцип параллельного следования, т. е. речь выступающего одновременно зарисовывается.

       Практика показывает, что при пересказе или рассказе дети с нарушением речи, а таких детей сейчас много, затрудняются строить фразы, теряют основную суть содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, а эта технология помогает детям четко и последовательно пересказать текст, выучить стихотворение.

Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:

Ручные и компьютерные.

Ручные в свою очередь делятся: 

Рисованные

Магнитные

Аппликационные

Фланелеграфный.

Рисованный скрайбинг — это ручной классический, когда взрослый или ребенок рассказывает о чем - либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Работа учителя на уроке во время объяснения нового материала с мелом в руках - пример классического скрайбинга. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени - Как вы думаете, когда ребенок быстрее сможет запомнить? Правильно, с помощью зарисовок или картинок.

     Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

    Аппликационный скрайбинг - техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. Предварительно проводится обсуждение содержания текста, отдельных фраз, разбор трудных слов. Картинки к трудным словам составляются совместно, дети сами ищут смысл этих слов, а затем придумывают к ним картинку в схеме.

     Скрайбинг «фланелеграфный» Для такого скрайбинга понадобится доска, обтянутая фланелью. На нее будут крепиться готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю. Такой скрайбинг похож на импровизированный театр. Он хорошо подойдет для «экранизации» сказок для детей.

Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы — SparcolVideoscribe. Их функционал довольно разнообразный: имеются различные виды рисующих рук и фломастеров для рисования; возможность наложения музыки (имеется библиотека бесплатной музыки) и голоса прямо в программе; различные фоны; существуют минимальные анимационные эффекты (например, возможность превращать один объект в другой)—Объясняшки.

2.Практическая часть.

А сейчас я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, поработать в группах.

1 группа.  Я предлагаю вам самим попробовать с помощью картинок пересказать стих. Магнитный скрайбинг

Предлагается стих:

Мышка мыла мылом нос,

Мыла уши, мыла хвост,

Мыла так, что стала белой,

И от счастья мыло съела.

- Какой это был скрайбинг? (магнитный, когда готовые изображения крепятся магнитами на магнитную доску).

2 -группа. Предлагается послушать стих:

«Елочка» Н.Нищевой.

Перед нами елочка,

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

 Зарисовать его и проговорить. Рисованный скрайбинг

Мы часто учим стихи с детьми. И многим детям сложно запомнить.

- Как вы думаете, когда ребенок быстрее сможет запомнить? Правильно, с помощью зарисовок или картинок.

Вывод:

В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников. В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких основных психических процессов как память, внимание, образное мышление. Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Для скрайбинга многого не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены. Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем.

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов на тему: «Мнемотехника, как инновационная технология в речевом развитии дошкольников»

Мастер – класс для педагогов на тему: «Мнемотехника, как инновационная технология в речевом развитии дошкольников»    ...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Мнемотехника, как инновационная технология в речевом развитии дошкольников»

Данный мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ. Здесь представлена система методов и приемов мнемотехники как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающих эффектив...

Мастер класс музыкального руководителя "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «...

Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников. Занятие по развитию речи и чтению художественной литературы. Чтение Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»

Конспект открытого просмотра к педсовету № 2Тема: «Использование инновационных технологийв речевом развитии дошкольников»...

Доклад к мастер классу: «Кластер, как инновационная технология для речевого развития детей дошкольного возраста»

Метод кластеров универсален – помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить....

Презентация к мастер классу: «Кластер, как инновационная технология для речевого развития детей дошкольного возраста»

Данная презентация помогает наглядно объяснить о кластере, как инновационной технологии для речевого развития детей дошкольного возраста...