"Путешествие в страну Красивой речи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Погорелая Виктория Борисовна

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon od_puteshestvie_v_stranu_krasivoy_rechi.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №132»

Советского района

г. Воронежа

НОД по речевому развитию детей

в старшей группе «Дюймовочка»

Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Составил:

Воспитатель ВКК Погорелая В.Б.

Ноябрь 2022г.

Цель: обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх.

Задачи:

Образовательные: 

совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования;

упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов; в умении деления слов на слоги;

формировать умения обобщать, классифицировать.

Развивающие: 

развивать диалогическую связную речь, образное представление;

расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;

развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;

формировать представление о фантазии.

Воспитательные: 

воспитывать в детях добрые чувства, взаимопомощь и сопереживания в сложившейся ситуации; воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту, уважение к окружающим.

Материалы и оборудование:

  • воздушные шары;
  • письмо;
  • картинки:  волшебная срана Красивой речи, ворота с замком;
  • «Лучи солнышка» с заданиями;
  • мелодия «волшебной музыки»;
  • клубок ниток;
  • колокольчик;
  • картинки членов семьи;
  • мешочек;
  • картинки к игре «Назови одним словом»;
  • картинки: дом, мост, парк, флаг, лес, книга, река;
  • книга;
  • сундучок с угощением;
  • микрофон

Ход ОД:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Но делать это мы будем необычным способом.

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем « Здравствуйте» ногами!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом! 

Воспитатель: Сегодня мы  с вами отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Только никому об этом не говорите.  Скажите, на чем можно отправиться в путешествие? (поехать на машине, на поезде, полететь на самолете, поплыть на корабле и т.д.)

- Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

- А что такое фантазия? (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем–то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.)

- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

- Итак, отправляемся в страну Красивой речи. (Включается  сказочная музыка. Дети садятся на разноцветный коврик, в руки даются большие воздушные шары) .

Воспитатель: Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя - Эмоциональная разрядка.

(Появляется картинка волшебной страны Красивой речи - замок, ворота).

2. Основная часть.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это? Как в любой сказочной стране, на её границе стоят волшебные ворота, а на них висит замок. Давайте его откроем! а поможет нам

Игра «Паутинка добрых слов»

Воспитатель: У меня есть клубочек дружбы, который я передам одному из вас. Вы обматываете свою ладонь нить и с добрым словом передаете клубочек другому, называя «доброе слово».

Воспитатель: Ребята вы сказали столько добрых слов, что  на душе стало тепло и хорошо, а вам? Не зря «ОТ ТЕПЛОГО СЛОВА «СПАСИБО»  -РАСТАЕТ ДАЖЕ ЛЕДЯНАЯ ГЛЫБА».

И наш замок  тоже не выдержал, открылся. Ой,  ребята, а здесь  Набережная,  как и у нашего любимого  города Воронежа. Красиво здесь, но чего - то не хватает. Солнышко не хватает, света.

- Ой, ребята, а здесь письмо!

«Здравствуйте, дорогие наши ребята! Пишут вам жители сказочной страны! Злые волшебники заколдовали наше солнышко и разбросали его лучики и в этой прекрасной стране стало темно! Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки, всё осталось без света и скоро погибнет! Помогите нам расколдовать нашу страну, а мы вас за это отблагодарим!"

Воспитатель: Ребята, посмотрите, без солнышка с его тёплыми лучами, в разноцветной стране Красивой речи стало тускло и безобразно! Солнышко совсем загрустило! (Воспитатель указывает на предметную доску, на которой помещено изображение грустного солнышка без лучиков) 

- Ребята, давайте поможем солнышку! Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания! Поможем жителям этой сказочной страны?

Дети: Да, поможем!

Воспитатель: Тогда садитесь скорее на стульчики!

(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку. Все лучики разбросаны по группе)

1 лучик - задание:

Воспитатель: Ребята фотограф запутался, он хотел сделать семейную фотографию, а рассадить членов семьи  не может. Давайте ему поможем.

Дети  по одному называют членов семьи (на доске выставляются).

Воспитатель: Ребята, наш  прекрасный город, нашу  любимую Набережную построили наши  родители, дедушки и бабушки, наши дяди и  тети. И я уверена, что когда вы станете большими, вы тоже будете стараться, чтобы  ваш город  стал еще  больше и  красивее.

Какое же 2 задание:

Игра фантазия «Мешочек мечтаний»

(Воспитатель дает детям  мешочек)

Воспитатель: Давайте от всего сердца помечтаем о том, что я сделаю для родного города когда стану большим. (рассказы детей)

Воспитатель: Я верю, что ваши мечты сбудутся, что вы всегда будете любить и помнить «милый сердцу уголок», для которого вы мечтаете сделать столько хорошего и прекрасного.

3 лучик – задание:

Пальчиковая игра« Люблю по Воронежу я  шагать...». 

Дети «шагают» пальчиками по столу.

Люблю по Воронежу я  шагать,

Люблю смотреть,

Люблю считать.

Набережная – раз (на каждое название загибают по одному пальцу),

Советская – два,

Три – фонтан-красавец,

А четыре – наш ДК,

Пять – по парку я гуляю,

Всякий уголок в нем знаю,

Шесть – в спортивный я хожу,

Там с ребятками дружу.

Семь, конечно, наш детсад,

Каждый побывать в нем рад!

Восемь – детская площадка – Здесь качели и лошадка.

Девять – это магазин, Много ярких в нем витрин.

Десять – из-за поворота вижу школьные ворота.

Очень любим мы наш город (разжимают кулачки),

Он красив и вечно молод. (делают руками сердечко)

Воспитатель: В стране Красивой речи живут удивительные  дети ,они любят играть в эту игру, а мне интересно  вы справитесь с заданием.

4 лучик – задание:

Дидактическая игра «Назови одним словом»:

- Валенки, сапоги, туфли, ботинки, кеды, галоши.

- Диван, стул, стол, кровать, шкаф, кресло.

- Помидор, огурец, морковь, свекла, лук, репа.

- Белка, лиса, заяц, медведь, еж, лось.

- Вертолет, корабль, самолет, автобус, грузовик, поезд.

- Повар, космонавт, пилот, парикмахер, врач, балерина.

- Достопримечательности Воронежа.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, давайте немножечко отдохнём!

Физминутка «Игра с колокольчиком»

– А жители очень любят играть. Воспитатель звонит в колокольчик, дети бегают по ковру, колокольчик не звенит – дети садятся на корточки. Воспитатель показывает одному ребенку иллюстрацию, он называет предмет, затем все дети называют предмет хором при этом хлопками разделяют слово на слоги. Ребенок отвечает – сколько слогов в слове.

(Картинки: дом, мост, парк, флаг, лес, книга, река)

5 лучик – задание:

Дидактическая игра:  «Скажи ласково». 

Воспитатель: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

Дети при помощи воспитателя образовывают слова

Дочь — доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек.

Папа – папочка, папенька

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабулечка

Сестра – сестрёнка

Внук – внучок

Внучка – внученька

Брат – братишка

Воспитатель подводит итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

6 лучик – задание:

Игра «Задай вопрос».

Дети: Что это?

Воспитатель: Это предмет, который любят дети и взрослые

Дети: А какого цвета?

Воспитатель: Оно может быть разного цвета, но сейчас золотистого.

Дети: Какой он формы?

Воспитатель: Может быть квадратным, но сейчас - прямоугольный.

Дети: Какого размера?

Воспитатель: он может быть большим, средним и маленьким.

Дети: Из чего он сделан?

Воспитатель: Он сделан из бумаги.

Дети: Что на нем нарисовано?

Воспитатель: на нем могут быть нарисованы животные, люди, волшебные предметы.

Дети: Какой он на ощупь?

Воспитатель: так как он из бумаги – он немножко шероховатый, но бывает и гладкий, глянцевый.

Дети: Как с ним играть?

Воспитатель: Это можно смотреть, читать самому или попросить взрослых, чтобы почитали.

Дети: Это книга?

Воспитатель: Да, это книга.

7 лучик – задание:

Упражнение «Чем угостят нас жители страны?»

Воспитатель: Жители страны хотят пригласить нас в гости и приготовить нам угощение, угадайте какое?

Из фруктов сварят…(компот, варенье, кисель…)

из овощей сделают …(салат, рагу…)

из муки испекут…(пирог, печенье, пироожки…)

 (Солнце улыбается со всеми лучиками)

Воспитатель: Посмотрите дети мы с вами  своей  красивой, правильной речью, душевными словами растопили злые сердца волшебников и они расколдовали солнце страны Красивой речи.

- Какое оно? (Ответы детей)

Воспитатель: И в знак благодарности жители сказочной страны передали вам угощение, которое мы попробуем чуть позже.

Ауторелксация

Воспитатель: А сейчас давайте все сядем, закроем глаза и представим, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми.

(Под спокойную музыку дети проводят самомассаж)

Воспитатель: Откройте глазки, посмотрите, лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все.

Теплеют и светлеют взгляды людей, улыбки расцветают на их лицах. Обнимитесь, улыбнитесь друг другу. Чувствуете, как изменилось ваше настроение? Дарите всем окружающим доброту и радость, как это делает наше солнышко.

Рефлексия

Воспитатель:  Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам: «Огромное спасибо!»

Воспитатель: Ну что ж настало время возвращаться домой!

Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

Интерактивная технология «Интервью».

Воспитатель: Вот мы и вернулись А сейчас, ребята, мы подведем итог нашему путешествию. Наш корреспондент возьмет у вас интервью.

Корреспондент:

- Вам понравилось сегодня путешествовать в страну Красивой речи?

- В какие игры вы сегодня играли?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что нового вы узнали, увидели, услышали?

Спасибо Мои дорогие ребятки, Вы у меня самые умные, самые хорошие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ КЛАСИФИЦИРОВАТЬ ,ОБОБЩАТЬРАСШИРЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС...

Занимательное дело по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей...