«Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей по изучению географии у дошкольников».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Харинова Наталия Александровна

            Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling  и в переводе означает «рассказывание историй». Однако, в русском языке этому термину имеется  синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа.  Методику «сторителлинга»  разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. «Сторителлинг»  – это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории.

Техника «сторителлинга» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_maou_210_ladushki.docx304.28 КБ

Предварительный просмотр:

Еремина Татьяна Викторовна,

Кузовова Кадрия Мокадэсовна,

Харинова Наталия Александровна

 воспитатели МАОУ детский сад №210 «Ладушки», г.о. Тольятти

 «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей по изучению географии у дошкольников».

Актуальность проблемы: 

1. Современное образование требует от педагога постоянное саморазвитие, поиск новых форм, приёмов и технологий организации образовательного процесса детей
2. Отсутствие у детей большого количества живого общения, из-за проведения времени с электронными устройствами  и погружения в виртуальную реальность.

3. Отсутствие времени, качественно проведённого с родителями приводит к недостатку речевого общения у детей. .

Одна из основных  задач  педагога – выбрать  оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развитие личности дошкольника.

  Основная цель мастер – класса – это дальнейшее повышение мотивации педагогов ДОУ к овладению интерактивным методом «сторителлинг» в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

•Познакомить с одним из средств интерактивного  метода «сторителлинг» и преимуществами его использования в организации деятельности с детьми.

•Повысить профессиональную компетентность педагогов в использование метода «сторителлинг»  в работе с детьми дошкольного возраста через практическую часть мастер – класса.

Ожидаемые результаты:

•проявление интереса педагогов к методу «сторителлинг»;

•использование игры-пособия «Кубики географических историй» в работе с детьми дошкольного возраста для развития речи детей.

Уважаемые коллеги! 

В последнее время мы сосредоточили наше внимание на новом подходе к взаимодействию, таком как, «сторителлинг». Нас интересует то, что он не только помогает развивать речь ребенка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает верить в себя, доверять сверстникам и чувствовать себя уверенно. Все мы, педагоги, которые работают с дошкольниками, так или иначе используем «сторителлинг».        

Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling  и в переводе означает «рассказывание историй». Однако, в русском языке этому термину имеется  синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа.  Методику «сторителлинга»  разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. «Сторителлинг»  – это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории. 

Техника «сторителлинга» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Мы несколько сузили область применения этой техники и адаптировали её для своих детей. Мы решили использовать в своей работе игру «Кубики историй».

Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Story cubes» («Кубики историй»).  9 кубиков, 54 картинки погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Люди разного возраста, пола и профессий придумывают невероятные истории, превращая обычную дружескую вечеринку в настоящий праздник воображения. Оригинальные «Story cubes» можно сейчас заказать через Интернет. Но для детей они сложные, т.к. на кубиках изображены лишь символы и знаки. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки. Взяв за идею оригинальную версию игры, мы решили сделать дидактическое пособие «Кубики географических историй», которое и предлагаем вашему вниманию.

В детском саду в рамках платной услуги географический клуб «Вокруг света» мы используем  уникальную игру-пособие инновационной технологии «сторителлинг» - «Кубики географических историй».

Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки, связанные с миром географии. Это картинки с изображением природных зон, растений, животных и птиц. С помощью  игры «Кубики географических историй» дети не только развивают речь, но и знакомятся с географией нашей страны, а также формируют понятийный аппарат о России. (Приложение 1)

Технику «сторителлинг» можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.

Как и у каждой игры в «сторителлинге» есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, тематику, договариваемся,  о ком будет история, т. е., выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив, смешная история или реальная история).

В структуру техники «сторителлинг»  входят следующие элементы:

1. Вступление.

Оно должно быть коротким, здесь дети входят в ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления:

• Когда-то давным-давно….

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были….

• Это произошло темной и дождливой ночью…

• Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2. Развитие событий.

Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.

3. Кульминация.

Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

4. Заключение.

Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением.

Вот мы и начинаем игру!

Ребенок достает из «волшебной коробочки» кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать своим друзьям невероятную историю, затем следующий игрок достает и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Таким образом, плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные смешные, а иногда и грустные истории.

Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди: первый кубик бросает ребенок, а следующий - воспитатель и т.д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Список литературы:

Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2019.

Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020.

Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. 2019.

Приложение 1

C:\Users\Еремины\Desktop\1.jpg

C:\Users\Еремины\Desktop\2.jpg