Мастер-класс «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей при формировании понятийного аппарата у дошкольников о России».,дидактическая игра Кубики географических историй
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Ерёмина Татьяна Викторовна

в данную разработку входит мастер-класс по теме «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей при формировании понятийного аппарата у дошкольников о России» , презентация и разработка  дидактической игры, предназначеной для формирования умения составлять географические рассказы и сказки; развития речи и фантазии; формирования представлений о природных зонах, об особенностях животного и растительного мира..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Кубики географических историй»

Игра для детей старшего дошкольного возраста.

Раздел: природное разнообразие.

Цель: Формирование умения составлять географические рассказы и сказки; развитие речи и фантазии; формирование представлений о природных зонах, об особенностях животного и растительного мира.

Материалы и оборудование: в состав игры входят кубики размером 4*4 см, на каждой из шести граней которых имеются предметные картинки с изображением природных зон России: арктическая пустыня, тундра, лес степь, пустыня, черноморское побережье; животных и птиц: верблюд, полярная сова, степной орёл, краб, белый медведь, дельфин, скорпион, бурый медведь, синий кит, тушканчик, рапана, морской заяц, белка, северный олень, тюлень, морской конёк, серая куропатка, морж, суслик, фенёк, лось, утка, росомаха, богомол, лемминг, заяц, косуля, чайка, песец, дятел, тигр, белая куропатка, сайгак, волк, актиния;  и растений и ягоды: сосна, брусника, морошка, ольха, карликовая берёза, мох, малина, верблюжья колючка, кипарис, саксаул, полярный мак,ковыль,берёза .

Предварительная работа: познакомить детей со структурой техники сторителлинга: вступление, развитие событий, кульминация, заключение. Познакомить детей с природными зонами России. Провести беседы о животном и растительном мире природных зон.

Правила игры: В игре принимают участие от 1 до 9 игроков. Начинать историю необходимо с выбора персонажа и со слов типа «Однажды…» или «Давным-давно…» и т.п., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, до тех пор, пока сказка не будет окончена.

Ход игры:

1 вариант:

Ребёнок и педагог садятся за стол. Ребёнок выбирает персонаж. Педагог бросает кубики на стол и начинает историю с каких-нибудь слов типа «Однажды…» и т.п. и предлагает ребёнку выбрать первый кубик, который привлёк внимание, и продолжить историю. И так, пока все кубики не будут использованы, и сказка не будет окончена.

Если ребёнок затрудняется в составление истории, педагог помогает: берут кубики по очереди.

2 вариант:

Дети и педагог садятся за стол. Дети выбирают персонаж. Первый участник круга историй берёт любой кубик и бросает его, чтобы по выпавшему рисунку определить сцену, на фоне которой будут происходить события, и начинает сочинять историю со слов типа «Однажды…» или «Жили-были…» и т.п. Затем другой участник бросает второй кубик и продолжает рассказ, присоединив детали к предыдущей завязке. И так далее, пока история не будет окончена.

     

                                      



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей при формировании понятийного аппарата у дошкольников о России».

Еремина Татьяна Викторовна, воспитатель

МАОУ детский сад №210 «Ладушки» г.о. Тольятти

               

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы вашему вниманию предлагаем мастер- класс «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей при формировании понятийного аппарата у дошкольников о России». 

Актуальность проблемы: 

1.Современное образование требует от педагога постоянное саморазвитие, поиск новых форм , приёмов и технологий организации образовательного процесса детей
2.Отсутствие у детей большого количества живого общения, из-за проведения времени с электронными устройствами  и погружения в виртуальную реальность.

3.Отсутствие времени, качественно проведённого с родителями приводит к недостатку речевого общения у детей. .

Как результат - негативное влияние на эмоциональное состояние детей, неуверенность в себе, безволие, склонность к жестокости. 

    Одна из основных  задач  педагога – выбрать  оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развитие личности дошкольника. 

    Основная цель мастер – класса – это дальнейшее повышение мотивации педагогов ДОУ к овладению интерактивным методом «сторителлинг» в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

• Познакомить с одним из средств интерактивного  метода «сторителлинг» и преимуществами его использования в организации деятельности с детьми.

• Повысить профессиональную компетентность педагогов в использование метода «сторителлинг»  в работе с детьми дошкольного возраста через практическую часть мастер – класса.

Ожидаемые результаты:

• проявление интереса педагогов к методу «сторителлинг»;

• использование игры-пособия «Кубики географических историй» в работе с детьми дошкольного возраста для развития речи детей.

Уважаемые коллеги! 

       В последнее время мы сосредоточили наше внимание на новом подходе к взаимодействию, таком как ,«сторителлинг». Нас интересует то, что он не только помогает развивать речь ребенка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает верить в себя, доверять сверстникам и чувствовать себя уверенно. Все мы, педагоги, которые работают с дошкольниками, так или иначе используем «сторителлинг.  Встречали ли вы раньше этот термин?
       Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling  и в переводе означает «рассказывание историй». Однако, в русском языке этому термину имеется  синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа.  Методику «сторителлинга»  разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.  «Сторителлинг»  – это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории. 

Техника «сторителлинга» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Мы несколько сузили область применения этой техники и адаптировали её для своих детей. Мы решили использовать в своей работе один из методов сторителлинга -  игру «Кубики историй».

      Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Story cubes» («Кубики историй»).  9 кубиков, 54 картинки погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Люди разного возраста, пола и профессий придумывают невероятные истории, превращая обычную дружескую вечеринку в настоящий праздник воображения. Оригинальные «Story cubes» можно сейчас заказать через Интернет. Но для детей они сложные , т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки. Взяв за идею оригинальную версию игры, я решила сделать дидактическое пособие «Кубики географических историй», которое и предлагаю вашему вниманию.

В детском саду в рамках платной услуги географический клуб «Вокруг света» я использую уникальную игру-пособие инновационной технологии «сторителлинг» - «Кубики географических историй».

       Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки, связанные с миром географии. Кубики можно взять как готовые, так изготовленные самостоятельно. Картинки используем по изученным темам, например, с изображением природных зон, растений, животных и птиц. С помощью  игры «Кубики географических историй» дети не только развивают речь, но и знакомятся с географией нашей страны, а также формируют понятийный аппарат о России. ( Приложение1)

Технику «сторителлинг» можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.

       Как и у каждой игры в «сторителлинге»  есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, тематику, договариваемся,  о ком будет история, т. е., выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив, смешная история или реальная история).

      В структуру техники «сторителлинг»  входят следующие элементы:

1. Вступление.

Оно должно быть коротким, здесь дети входят в ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления:

• Когда-то давным-давно….

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были….

• Это произошло темной и дождливой ночью…

• Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2. Развитие событий.

Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.

3. Кульминация.

Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

4. Заключение.

Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.

    И так! Игра начинается!

Ребенок достает из «волшебной коробочки» кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать своим друзьям невероятную историю, используя географические понятия, такие как «страна», «материк»,  «часть света», название животных , растений и т.д. Затем следующий игрок достает и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Таким образом, плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные, смешные, а иногда и грустные истории.

Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди : первый кубик бросает ребенок, а следующий-воспитатель и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

А сейчас предлагаю вам поупражняться в составлении историй.

Спасибо за внимание!

Список используемой литературы:

1.Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.

2.Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

3.Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.

   Приложение 1

C:\Users\Еремины\Desktop\1.jpg                 

                                                                                                                       C:\Users\Еремины\Desktop\3.jpg

                                       C:\Users\Еремины\Desktop\H4l8NgSUArU.jpg

C:\Users\Еремины\Desktop\2.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №210 «Ладушки» г.о . Тольятти Мастер-класс: « Сторителлинг » – одна из инновационных технологий развития речи детей при формировании понятийного аппарата у дошкольников о России». Подготовила : воспитатель Еремина Т.В.

Слайд 2

Задачи мастер- класса: - Познакомить с одним из средств интерактивного метода « сторителлинг » и преимуществами его использования в организации деятельности с детьми. - Повысить профессиональную компетентность педагогов в использование метода « сторителлинг » в работе с детьми дошкольного возраста через практическую часть мастер-класса.

Слайд 3

Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения . Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – « сказительство », подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа.

Слайд 4

Цель сторителлинга : – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Слайд 5

Задачи: • развивать творческое мышление, воображение; • развивать грамматически правильную речь; • способствовать раскрытию талантов и самовыражению. • наглядно мотивировать поступки героев; • научиться умственному восприятию и переработке информации, • c формировать желание общаться.

Слайд 6

История « сторителлинга » Методику « сторителлинга » разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг . Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

Слайд 7

Оригинальные « Storycubes » можно сейчас заказать через Интернет.

Слайд 8

Дидактическое пособие «Кубики географических историй»

Слайд 9

Для изготовления «кубиков историй» нам понадобилось:

Слайд 10

Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности: Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. Историю нужно сделать «живучей». История должна быть убедительной, правдивой. История должна быть трансформирующей. Важно учитывать психологические и организационные моменты. Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки

Слайд 11

Правила игры: Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, тематику. Договориваемся , о ком будет история, т.е. выбираем главного героя. Выбираем жанр рассказа ( фантастика, смешная история или реальная история). Первый игрок достаёт из «волшебного мешочка» кубик, бросает его, в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю. Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.

Слайд 12

Структура « сторителлинга » Вступление. Развитие событий. Кульминация. Заключение.

Слайд 13

Нетрадиционная техника « сторителлинга » с использованием «Кубиков историй». Суть игры в том, что вы бросаете кубики на стол и начинаете историю со слов «Однажды…» или «Давным-давно…», «Хочу рассказать, как я…», «Я сегодня шла в детский сад и увидела…», «Когда-то…», нанизывая на нить повествования все изображения, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлёк ваше внимание .

Слайд 14

«Кубики историй» - настоящий праздник воображения! Ведь сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно !

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СТОРИТЕЛЛИНГ» - одна из инновационных технологий развития речи дошкольников

Понятие «сторителлинг» в дословном переводе означает «рассказывание истории».  В русском языке синоним – «сказительство». Методику сторителлинга разработ...

«Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».

laquo;Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей»....

Консультация для родителей «Сторителлинг – одна из инновационных технологий развития речи детей»

Консультация для родителей «Сторителлинг – одна из инновационных технологий развития речи детей»...

«Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей по изучению географии у дошкольников».

          Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling  и в переводе означает «рассказывание историй». Однако, в рус...

Мастер-класс с педагогами ДОУ: «Сторителлинг – одна из инновационных технологий развития речи детей»

Техника сторителлинг, которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета,...


 

Комментарии

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

интересно и развивающе)) даже в школе