"Расскажем Кате о профессиях"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Вительханова Яха Рукмановна

Цель: развитие умения строить сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, называя основные признаки и действия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_no47_razvitie_rechi_rasskazhem_kate.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Развитие речи «Расскажем Кате о профессиях».

Цель: развитие умения строить сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, называя основные признаки и действия.

Задачи:

Познавательное развитие:

Расширить и конкретизировать представления детей о профессиях людей; вызвать интерес к труду взрослых разных профессий. Развивать образное мышление, умение понимать смысл загадки. Прививать любовь к народному фольклору.

Речевое развитие:

Закрепить в речи детей обобщающее понятие «профессии»; вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии и глаголы, характеризующие трудовые действия. Активизировать в речи языковые средства для соединения частей в предложении (чтобы, когда, потому что, если). Продолжать знакомить детей с пословицами, формировать умение понимать образный смысл пословиц. Упражнять детей в умении правильно использовать предлоги в речи; отвечать на вопросы педагога полным предложением, поддерживать диалог. Развивать фонематический слух: уметь различать на слух и называть слова, начинающие на определенный звук (повар, профессия, портной).

Социально-коммуникативное развитие:

Вызвать уважение и стремление подражать взрослым, трудиться добросовестно; создать условия для доброго отношения к людям разных профессий.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

 Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающие технологии.

Словарная работа: профессия, схема, фен, бигуди, здания, взвешивает, заворачивает, огнетушитель, родители, стройка, пословицы, умелые,

Материалы и оборудование: кукла Катя, предметные картинки с изображением людей разных профессий, фланелеграф, картинки с изображениями людей разных профессий, схема – алгоритм рассказывания про профессии, дидактическая игра «Что лишнее», пословицы о труде с иллюстрациями.

Предварительная работа: рассматривание тематического альбома «Профессии», «Кто чем занят», подвижно-дидактические игры «Назови действие», «Закончи предложение»; дидактические игры «Назови, какой звук»; восприятие художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремесла», В. Маяковский «Кем быть»; разучивание и обсуждение пословиц о труде; ситуативный разговор «Что будет, если не станет врачей»; беседы «Кем я стану, когда вырасту»,  сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Парикмахерская», «Оркестр», «Семья».

План занятия

Этапы занятия

Содержание

1-я часть

Мотивационный этап (постановка проблемы)

1 мин

Переключение внимания на предстоящую деятельность

Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. У нее недавно спросили, какая профессия у ее мамы и папы, а Катя не знает, что означает слово «профессия» и какие бывают профессии. Поможем Кате разобраться? Как? (Ответы детей). Расскажем Кате о профессиях.

2-я часть - основная

(актуализация уже имеющихся знаний, «открытие» детьми новых знаний, применение нового на практике)

17 мин

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие нужны,

И интересны, и важны.

У всех взрослых людей есть профессия. А что такое профессия? (Ответы детей). Профессия – это основное занятие человекаэто работа, дело, которым занимается человек. Давайте расскажем Кате о профессиях.

Ребята, на доске висит схема, она поможет нам составить рассказ о профессии: сначала надо назвать что это за профессия (обращает внимание на знак вопроса), затем, где человек этой профессии работает? (показывает на здания). Что человек данной профессии делает? (показывает на действие). Что ему необходимо для работы? (показывает разные инструменты).  

Воспитатель предлагает послушать пример рассказа:
Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые прически. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди.
Это врач. Он работает в больнице. Врач – нужная профессия, потому что он осматривает больных, лечит их. Для работы ему нужны халат, градусник, лекарства.

Это строитель. Он работает на стройке. Строитель строит здания. Для
работы ему нужны кирпичи, бетон, цемент, лопаты, краска.
Педагог предлагает детям присесть на стулья и просит подойти к доске 3-4 детей и рассказать о профессиях, изображенных на иллюстрациях.

Ребята, вы так хорошо рассказали Кате про профессии, она вспомнила, что мама ее работает продавцом в магазине игрушек, а папа – строитель.

Ребята, как вы думаете, а музыкант – это профессия? Что делают музыканты? (Ответы детей). Давайте мы тоже станем музыкантами и немного отдохнем.

Физминутка «Музыканты».

Мы на скрипочке играли: тили-тили-тили-тили;

Скачут зайки на лужайки: тили-тили-тили-тили;

А теперь на барабане: трам-трам-трам-трам,

В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам!

Мы рассказали Кате о профессиях, давайте напомним ей, что делают люди разных профессий.

Дидактическая игра «Кто что делает».

Педагог называет профессию, а дети говорят слова – действия, которые выполняют люди этой профессии: (врач – слушает, выписывает рецепт, смотрит горло, измеряет температуру, назначает лекарства; продавец – взвешивает, показывает, отрезает, заворачивает, считает; повар – режет, чистит, варит, жарит, печет, пробует, солит; парикмахер – причесывает, стрижет, моет волосы, делает прически) и т.д.

Хорошо, а теперь назовите профессии, которые начинаются на звук «п». (Ответы детей).

Как вы думаете зачем нужны профессии? Если бы не было, например, строителей, что бы было на земле? Если бы не было врачей?...учителей?... пожарных?...музыкантов? (Ответы детей).

Ребята, давайте поиграем вместе с Катей: здесь разложены предметы для людей разных профессий.  Давайте проверим, кому принадлежат эти предметы и что здесь лишнее».

Подвижно-дидактическая игра «Что лишнее».

1. Чайник, каска, огнетушитель, пожарная машина.

2.Нитки, ножницы, швейная машинка, газета.

3.Шприц, вата, бинт, указка.

4.Зеркало, расческа, тарелка, ножницы.

5.Краски, кисточка, альбом, руль.

6.Тарелка, половник, кастрюлька, автобус.

Молодцы ребята, с этим заданием вы тоже хорошо справились, помогли Кате разобраться с инструментами.

Теперь она много знает про профессии – что делают люди разных профессий, какие инструменты нужны им для работы. Вы ей помогли вспомнить профессии ее родителей.

А кто из вас знает, кем работают ваши родители? (Ответы детей).  Каждая профессия важна по- своему. Давайте с вами вспомним, какие пословицы о труде мы знаем. Я буду говорить начало, а вы продолжите:

«Сделал дело – гуляй смело»

«Без труда – не вытащить рыбку из пруда»

«Умелые руки – не знают скуки»,

«Делу время – потехе час».

Ребята, подумайте и попробуйте объяснить, почему так говорят: «Труд человека кормит, а лень портит». (Ответы детей).

Выбор профессии – дело непростое и очень ответственное. Ведь выбирая её, человек выбирает дело на всю жизнь. Чтобы овладеть любой профессией, необходимо долго учиться Ребята, сейчас вы мамины и папины помощники, а когда вырастете, станете большими, получите профессию и сами будете трудиться.

3-я часть - итоговая

Систематизация знаний, рефлексия

3 мин

Закрепление пройденного материала: О чем не могла сначала рассказать Катя друзьям? Что такое профессия? Зачем нужны профессии? Про какие профессии мы рассказали Кате? Кем работают родители Кати? Что делают люди этих профессий? Какие пословицы о труде вы знаете?

Когда вы вырастете, вы обязательно выберите себе дело по душе. А сейчас давайте помечтаем о том, кто кем хочет стать, когда подрастет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Расскажем Кате сказку про Репку»

Конспект контрольно-итогового занятия по развитию речи в ранней группе...

Расскажите детям о профессиях

Расскажите детям о профессиях«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, — кто ты будешь такой?»Всем знакома эта детская считалочка. У считалочки продолжение простое...

Конспект НОД «Расскажем кукле Кате о светофоре» Первая младшая группа

Цель: Познакомить детей со светофором, учить пониматьзначение красного, желтого, и зелёного цвета:«глаз» светофора. Задачи:1.Дать знание о сигналах светофора;2.Знакомства с дорожной р...

Образовательная ситуация по познавательному развитию на тему: «Расскажем кукле Кате, для чего нужны предметы». (3-4 лет)

Цель: дать детям представление о назначении предметов ближайшего окружения, особенностях их строения.Материал: кукла, разные книжки (маленькие, большие, музыкальные со звуками, с игрушками и т.д.); мо...

Расскажите о своей профессии

Консультация для родителей...

Презентация "Расскажи Маше о профессии. Продавец" по ознакомлению с окружающим для детей средней группы с ОНР по лексической теме: "Профессии. Продавец"

Презентация "Расскажи Маше о профессии. Продавец" по ознакомлению с окружающим для детей средней группы с ОНР по лексической теме: "Профессии. Продавец"...

Методическая разработка по взаимодействию с родителями «Расскажи о своей профессии»

Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе и профессиональной деятельности. Родитель может выступать как «эксперт» по ранней профориентации и поделиться информац...