Речевые игры с мячом для развития лексико-грамматического строя у дошкольника
картотека по развитию речи (старшая группа)

Применение речевых игр с мячом в практической работе с детьми даёт положительные результаты, являясь эффективным приёмом формирования у дошкольников правильных речевых навыков.

Грамматический строй речи - это умение изменять и образовывать слова, а также правильно согласовывать их в словосочетаниях и в предложениях.

Словарь у детей дошкольного возраста обогащается преимущественно в процессе игры. Игра – и речевая игра в том числе – приемлемая и интересная для любого ребёнка деятельность. Не секрет, что в игре сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко, непринуждённо и спонтанно, то есть – более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые умения и речевые навыки, усвоенные ранее, а так же учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. Немаловажно и то, что в ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.

Игры по расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. Но, наглядность не всегда есть под рукой. Именно поэтому, использование игр с мячом, особенно, вне занятий (в режимные моменты, на прогулке в тёплое время года), несомненно, принесёт положительные результаты в работе по обогащению словарного запаса детей, практическому усвоению сложных языковых понятий, формированию навыков словообразования и словоизменения.

Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_s_myachom_dlya_razvitiya.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры с мячом для развития
лексико-грамматического строя у дошкольника 

Применение речевых игр с мячом в практической работе с детьми даёт положительные результаты, являясь эффективным приёмом формирования у дошкольников правильных речевых навыков.

Грамматический строй речи - это умение изменять и образовывать слова, а также правильно согласовывать их в словосочетаниях и в предложениях.

Словарь у детей дошкольного возраста обогащается преимущественно в процессе игры. Игра – и речевая игра в том числе – приемлемая и интересная для любого ребёнка деятельность. Не секрет, что в игре сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко, непринуждённо и спонтанно, то есть – более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые умения и речевые навыки, усвоенные ранее, а так же учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. Немаловажно и то, что в ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.

Игры по расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. Но, наглядность не всегда есть под рукой. Именно поэтому, использование игр с мячом, особенно, вне занятий (в режимные моменты, на прогулке в тёплое время года), несомненно, принесёт положительные результаты в работе по обогащению словарного запаса детей, практическому усвоению сложных языковых понятий, формированию навыков словообразования и словоизменения.

Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.

                                       Игра «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры: взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом                                        Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком                                     шкаф – доской

Корова – телёнком                                       велосипед – железом

Дуб – жёлудем                                           рубашка – тканью

Рыба – икринкой                                         ботинки – кожей

Яблоня – семечкой                                       дом – кирпичом

Лягушка – головастиком                                 сильный – слабым

Бабочка – гусеницей                                     взрослый – ребёнком

   

Игра «Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход игры: взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

 Взрослый -  Дети

 Овощи - картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

 Фрукты – яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.

 Ягоды -  малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.

 Деревья – берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.

 Домашние животные – корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака.

 Дикие животные – тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.

 Перелётные птицы – стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль.

 Зимующие птицы – голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова.

 Мебель - стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа.

 Посуда – тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце.

 Одежда – пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы.

 Обувь – туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.

 Игрушки – кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.

 Инструменты – пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы.

 Транспорт – трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

 Взрослый – Дети

 Огурец, помидор  -  Овощи.

Игра с мячом «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.

 Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

Игра с мячом «Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: Взрослый поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

 Корова  мычит

 Тигр  рычит

 Змея шипит

 Комар пищит

 Собака лает

 Волк воет

 Утка крякает

 Свинья хрюкает

Вариант 2. Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

 

                                Игра «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: Взрослый, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

 -Ворона каркает, а сорока?

 Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

 -Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

 -Сова летает, а кролик?

 -Корова ест сено, а лиса?

 -Крот роет норки, а сорока?

 -Петух кукарекает, а курица?

 -Лягушка квакает, а лошадь?

 -У коровы телёнок, а у овцы?

 -У медвежонка мама медведица, а у бельчонка

Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в».

Ход: Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

 Взрослый – Дети

 Кто живёт в дупле? – Белка.

 Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.

 Кто живёт в гнезде? – Птицы: ласточки, кукушки, сойки.

 Кто живёт в будке? – Собака.

 Кто живёт в улье? – Пчёлы.

 Кто живёт в  норе? – Лиса.

 Кто живёт в логове? – Волк.

 Кто живёт в берлоге?-  Медведь.

Вариант 2.

 Взрослый – Дети

 Где живёт медведь? – В берлоге.

 Где живёт волк? – В логове.

Вариант 3.

 Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

 

Игра «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова  можно сгруппировать по сходству окончаний.

 Стол – столик, ключ – ключик.

 Шапка – шапочка, белка – белочка.

 Книга – книжечка, ложка – ложечка.

 Голова – головка, картина – картинка.

 Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.

 Кукла – куколка, свёкла – свёколка.

 Коса – косичка, вода – водичка.

 Жук – жучок, дуб – дубок.

 Вишня – вишенка, башня – башенка.

 Платье – платьице, кресло – креслице.

 Перо – пёрышко, стекло – стёклышко.

 Часы – часики, трусы – трусики.

Игра «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

 Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

 Логопед - Дети

 Солнце – что делает? – Светит, греет.

 Ручьи – что делают? – Бегут, журчат.

 Снег – что делает? – Темнеет, тает.

 Птицы – что делают? – Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

 Капель – что делает? – Звенит, капает.

 Медведь – что делает? – Просыпается, вылезает из берлоги.

 

Игра «Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: взрослый, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

 Взрослый – Дети

 Собака – стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит.

 Кошка – мяукает, ласкается, царапается, лакает.

 Мышка – шуршит, пищит, грызёт, прячется, убегает.

 Змея – ползёт, шипит, извивается, жалит, нападает.

 

Игра «Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

 Взрослый – Дети

 Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…

 Бежит – ручей, время, животное, человек, дорога…

 Летит – птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

 Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Игра «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнка, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

 Взрослый – Дети

 Горячий – холодный

 Хороший – плохой

 Умный – глупый

 Весёлый – грустный

 Острый – тупой

 Гладкий – шероховатый

 Лёгкий -  тяжёлый

 Глубокий – мелкий

 Светлый – тёмный

 Добрый – злой

 

Игра «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».

 Взрослый -  Дети

 Рукавички из меха – меховые

 Таз из меди – медный

 Ваза из хрусталя – хрустальная

 Рукавички из шерсти – шерстяные.

 

Игра «Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

 Взрослый -  Дети

 Красный – мак, огонь, флаг

 Оранжевый – апельсин, морковь, заря

 Жёлтый  – цыплёнок, солнце, репа

 Зелёный – огурец, трава, лес

 Голубой – небо, лёд, незабудки

 Синий-  колокольчик, море, небо

 Фиолетовый – слива, сирень, сумерки

Игра « Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый.

 Кабачок, огурец, тыква, лимон.

 Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Игра «Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

 У рыси голова – рысья

 У рыбы – рыбья

 У кошки – кошачья

 У сороки – сорочья

 У лошади – лошадиная

 У орла – орлиная

 У верблюда – верблюжья

 

Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: взрослый бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч логопеду.

 -что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

 -что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

 -что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

 -что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Игра «Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример: Стол – столы                             стул – стулья

 Гора – горы                              лист – листья

 Дом – дома                               носок – носки

 Глаз – глаза                             кусок – куски

 День – дни                               прыжок – прыжки

 Сон – сны                                гусёнок – гусята

 Лоб – лбы                                тигрёнок – тигрята.

 

Игра «Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: взрослый бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример:

 Один стол – пять столов

 Один слон – пять слонов

 Один журавль – пять журавлей

 Один лебедь – пять лебедей

 Одна гайка -  пять гаек

 Одна шишка – пять шишек

 Один гусёнок – пять гусят

 Один цыплёнок – пять цыплят

 Один заяц – пять зайцев

 Одна шапка – пять шапок

 Одна банка – пять банок

 Одна пуговица – пять пуговиц

 Одна мыльница – пять мыльниц

 Одна шляпа – пять шляп

 Одна книга – пять книг

 Одна конфета – пять конфет

 

Игра « Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: логопед задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Взрослый: Дождь.

Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и  деревьев,  полезен для земли и будущего урожая, но плохо -  намочит нас,  бывает холодным.

Взрослый: Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи

Игры предназначены для работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста для развития лексико-грамматического строя речи....

Комплекс речевых игр и упражнений на развитие лексико - грамматических умений у старших дошкольников

С помощью представленных игр и упражнений можно эффективно развивать у детей навыки образования новых слов, узнавать их значение, тренироваться в подборе суффиксов, приставок....

игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи

игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи...

Статья на тему:«Дидактические игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей с ТНР»

В данной статье подобраны игры и упражнения разного уровня сложности (для детей от 3 до 8 лет), которые направлены на формирование у детей грамматически правильной речи,расширение словаря, развитие ло...

Статья на тему:«Дидактические игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей с ТНР»

В данной статье подобраны игры и упражнения разного уровня сложности (для детей от 3 до 8 лет), которые направлены на формирование у детей грамматически правильной речи,расширение словаря, развитие ло...

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР по теме «Космос»

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР по теме «Космос»...

Игры с мячом для развития лексико-грамматического стороя у дошкольников

Применение речевых игр с мячом в практической работе с детьми даёт положительные результаты, являясь эффективным приёмом формирования у дошкольников правильных речевых навыков....