Комплекс речевых игр и упражнений на развитие лексико - грамматических умений у старших дошкольников
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Куклина Любовь Юрьевна

С помощью представленных игр и упражнений можно эффективно развивать у детей навыки образования новых слов, узнавать их значение, тренироваться в подборе суффиксов, приставок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_igr.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс   речевых игр и упражнений  на развитие лексико -         грамматических   умений   у старших  дошкольников

  1. Упражнение «Что делает» 

Цель:  сформировать умение образовывать приставочные глаголы со значением законченности и пространственной направленности действия.

На примере по картинкам показать образование слов со значением действия, используя с ними словосочетания (бежал –убежал от волка – выбежал из дома – забежал за угол, нес – унес – вынес , летел – улетел – вылетел - залетел ).

  1. Упражнение «Он – она 

Цель:направлено на закрепление образования слов по профессиональной тематике с дифференциацией по половому признаку.

На картинках изображены представители профессий, детям предлагается подобрать слово, относящееся к женскому или мужскому роду деятельности (пловец –пловчиха, учитель –учительница , продавец – продавщица и т.д.).

  1. Игра «Угадай, чьи это хвосты?»

Цель: закрепить образование притяжательных прилагательных

Детям предлагаются картинки: на одних картинках изображены животные без хвостов, на других – хвосты. Педагог  задаёт вопрос: «Кому принадлежит этот хвост?»

  1. Игра «Звериная семья»

Цель: совершенствовать образование существительных с помощью суффиксов по теме «Животные леса».

Дети встают в круг или колонну, ведущий бросает мяч ребенку и называет маму (папу), а ребенок подбирает детеныша, можно усложнить и предложить называть детенышей.

  1. Игра «Послушай и хлопни»

Цель: развитие слухового восприятия и анализа услышанных родственных слов в тексте.

Детям зачитываются фразы с использованием однокоренных слов, когда они слышат такие слова – хлопают.

Гуляла по улице кошка,                                    Я  маме собрал букетик цветов

Посмотрела она в окошко.                  Чтоб ей подарить в день рожденья.

Там сидел милый котик,                            А брат ей бумажный  цветочек принес,

Грел на солнце животик.                                       И мамочка просто в удивлении.

  1.  Упражнение «Приготовим обед»

Цель: образование родственных слов от названий продуктов.

Например, хлеб – хлебушек – хлебница, огурец – огуречный, томат – томатный, макароны – макаронный, соль – солить – соленый – солонка, сахар – сахарок – сахарная – сахарница и т.д.

  1. Упражнение «Кто что делает?»

Цель: образование слов по теме «Профессии».

Например, в форме вопросов – Что делает летчик? – летает.

- Что делает дворник? – двор метет.

- Что делает пожарник? – тушит пожар.

- Что делает сапожник? – сапоги чинит.

Или в форме добавления слова: - повар … (варит обед), дровосек…(рубит дрова), гонщик… (гонится).

  1. Коммуникативная игра  «Два брата ИК и ИЩ»

Цель: развитие образования слов со значением величины.

— Жили два брата. Одного звали ИК, он, был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ — большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)

У ИКА был носик, а у ИЩА?.. В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик — ротище, лобик — лобище, глазик — глазище, ручки — ручищи, ножки — ножищи.

  1. Упражнение « Изменить слово по аналогии» 

Цель: развитие образования слов со значением числа и величины..

а) виноград — виноградина, горох — ...

свинья — ...    жемчуг— ..

баран — ...      картофель — ...

теленок — ...   лед — ...

б) бусы — бусинка,  дождь — ...

пыль — ...      снег— ...

дождь — ...    песок — ...

изюм — ...      пух- …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

Требования ФГОС ДО нацеливают педагогов на формирование у дошкольников умения  владеть грамматическим строем языка, связной монологической и диалогической речью, правильно и грамотно выражать сво...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями»

Эффективныи средством формирования лексико - грамматического строя детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах детской деятельности....

Доклад на тему: «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста»

ДОКЛАД НА ТЕМУ :  «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста» ГБУ ДО ЦППМСП...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Картотека упражнений для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направленн...

КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР «Формирование лексико-грамматических конструкций у старших дошкольников через использование русских народных сказок»

Все дети любят сказки. Исользуя русско-народные сказки, можно формировать грамматический строй речи детей, а так же расширять, уточнять и активизировать словарь....

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР по теме «Космос»

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР по теме «Космос»...

Использование игр и упражнений в развитии лексико-грамматических категорий у дошкольников

Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи включает различные направления, среди которых основополагающим направлением является формирование лексико-грамматической стороны речи....