Использование игр и упражнений в развитии лексико-грамматических категорий у дошкольников
материал по развитию речи

Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи включает различные направления, среди которых основополагающим направлением является формирование лексико-грамматической стороны речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр и упражнений в развитии лексико-грамматических категорий у дошкольников

Коррекционная работа с детьми с ОНР включает различные направления, среди которых основополагающим направлением является формирование лексико-грамматической стороны речи.

Работа по коррекции и формированию лексики и грамматического строя речи осуществляется на всех занятиях. Используются подгрупповые и индивидуальные  формы  работы  (логопедические  занятия).

 Продолжительность индивидуальных и групповых занятий 15-20-25  минут.

Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Формирование словаря идет по следующим направлениям:                                                ‒ расширение объема словаря;                                                                                              ‒ уточнение значения слов;                                                                                                       ‒ формирование семантической структуры слова;                                                                          ‒ организация семантических полей, лексической системы родного языка;                                ‒ активизация словаря, совершенствование перевода из пассивного словаря в активный.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов

  • 1. Обучающая задача – основной элемент, которому подчинены все остальные. Для детей она формируется как игровая. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с её помощью стимулируется желание их выполнить. Часто, игровая задача заложена в названии самой игры: «Скажи наоборот».
  • 2. Игровые действия – это способы проявления активности ребёнка в игровых целях. Игровые действия меняются в зависимости от возраста и уровня развития детей.
  • 3. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участник игры  

Принципы осуществления словарной работы в дидактических играх

1. Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности. 

2. Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей. 

3. Все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.

Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста  выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

Игра «Жадина»

Цель игры:  Учить детей согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с существительными в роде и числе. Подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью и по заданному обобщению учить исправлять ошибки в согласовании.

C:\Users\Маша\Downloads\20221229_093000.jpg

C:\Users\Маша\Downloads\20221229_092922.jpg

Ход игры:

Логопед читает стихотворение «ЖАДИНА»: Илья к игрушкам побежал, все их в кучу он собрал:

-МОЙ медведь, МОЯ машина, фрукты  МОИ, МОЯ кошка, МОЯ лошадка! Никому я их не дам!- Ну сиди, играй в них сам! Затем уточняется, про какие игрушки Жадина говорил МОЙ, а про какие МОЯ!

Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.
 Дидактическую игру можно включить в разных видах деятельности и на любом этапе занятия:
– в организационный момент, сообщение темы и цели занятия;
– в основной части (игры-поручения, игры-поиски).
– в итоге занятия (как закрепление изученного).

C:\Users\Маша\Downloads\1675326333471.jpgC:\Users\Маша\Downloads\20221229_093201.jpg

Большая роль отводится играм сословами, в ходе которых дети старшего дошкольного возраста приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, практически усваивают структуру предложения. Это игры типа «Один-много-со словом «много»», «Скажи ласково», «Кто как голос подает?», «Папа-мама-детеныш» и др. Первоначально при введении игр со словами они должны сопровождаться более подробным комментарием, образцом выполнения. Постепенно, когда дети освоят все виды этих игр, достаточно просто объявить название игры.

Накопление словарного запаса происходит не изолированно, а одновременно с совершенствованием грамматического строя. Если в норме ребенок учится изменять слова и правильно употреблять их в предложении в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения лексико-грамматическими категориями на основе подражания речи окружающих.

 Формирование грамматических представлений включает:                                                    --упражнения на словоизменение (число, род, падеж);                                                                         ‒ упражнения на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы, относительные, притяжательные, качественные прилагательные, образование сложных слов);                                                            употребление предлогов;                                                                                                           --составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.

 При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают материал.                        Чтобы вызвать у детей интерес к обучению,  использую различные пособия,     настольно – печатные игры, игровые упражнения с использованием различных игрушек, игровые упражнения с использованием элементов рече двигательной ритмики, игровые упражнения с использованием музыкального сопровождения.

При регулярном выполнении заданий наиболее эффективно и качественно корригируется грамматический строй речи, значительно расширяется и обогащается активный словарь детей, улучшается слуховое внимание, память, развивается мышление. Задания на составление самостоятельных высказываний способствует формированию грамматических навыков и умений.

C:\Users\Маша\Downloads\20221229_094757.jpg

Игра «Какая, какое, какой, какие?» (Образование относительных прилагательных).Логопед: Раздает слоников. У каждого ребенка слоник из определенного материала.            Слон из фарфора, слон из серебра, слон  из глины, слон из металла и т.д. Дети подбирают себе слоников из такого же материала. – У меня из дерева- деревянный. Играем «Один- несколько».

Игра «О ком заботятся люди?»Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в предложном падеже.

Ход игры: На игровом поле перед детьми игрушки с различными домашними животными. Логопед спрашивает: «О ком заботятся люди?» Дети попеременно показывают понравившуюся картинку и составляют предложения: «Люди заботятся о коровах» или «Люди заботятся о лошадях» и т.п. Если ребенок составил предложение правильно и верно употребил в речи существительное в предложном падеже, он получает звездочку.

Характерная особенность  упражнений и дидактических игр – связь учебных элементов с элементами игры. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактических игр и упражнений – деятельностью. Деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры.
При проведении дидактической игры дети должны чувствовать всегда то, что они играют, а не учатся.

C:\Users\Маша\Downloads\20221229_092409.jpg

Упражнение «скажи одним словом»

Логопед:
Хотели гости сфотографироваться на празднике. Да фотоаппарат сломался. Посмотрите, что получилось.
(Использование индивидуальных карточек, с изображение домашних животных, без чего либо; с возможностью дорисовать недостающее)

Логопед:- Это кто?
Ребёнок:- Это 
кролик, у него нет ушей. Он безухий.
Логопед:- Ты дорисовал уши, и теперь кролик какой?
Ребёнок:- Ушастый.

Применение данной системы работы показало, что дети активно и с интересом участвуют в занятиях, не переутомляются, т.к. виды деятельности регулярно сменяют друг друга. Дети постепенно приобретают навыки учебной деятельности, работы в коллективе, что способствует успешному формированию и усвоению лексико-грамматических категорий.

Подготовила учитель-логопед                 Хабибулина Мария Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи у дошкольников

Консультация для родителей по использованию дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи...

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий.

представлены варианты работы с ребенком дома....

Комплекс речевых игр и упражнений на развитие лексико - грамматических умений у старших дошкольников

С помощью представленных игр и упражнений можно эффективно развивать у детей навыки образования новых слов, узнавать их значение, тренироваться в подборе суффиксов, приставок....

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий

В материале представлены игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных...

Картотека игр и упражнений по развитию лексико-грамматических категорий

Подборка игр и упражнений для коррекционной работы с детьми с ОНР...

Упражнения для развития лексико-грамматических категорий

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал необходимо подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить ...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ компенсирующих групп для детей с ТНР: "Игры и упражнения для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-6 лет с ОНР"

Данные методические рекомендации будут полезны для воспитателей ДОУ, работающих в группах компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ТНР. Методические рекомендации построены на основе 30 лексич...