Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_rol_didakticheskoy_igry_v_rechevom_razvitii_rebenka.docx | 135.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 4»
г.о. Шуя, Ивановская область
МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ:
Воспитатель: Решетова Е.Н.
г. о. Шуя
«Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка с нарушениями речи»
( теоретическая часть)
Речь – великая сила: она убеждает, обращает ,принуждает.
Р. Эмерсон
Уважаемые коллеги!
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Поэтому речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. И гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как именно в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Благодаря ее использованию, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом;
- настольно – печатные;
- словесные;
Методика организации дидактических игр имеет три направления:
- Подготовка
- Проведение.
- Анализ.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними дети, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так, как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам.
Дидактические игры в своей работе используют педагоги во всех возрастных группах. В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентации в пространстве. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свой мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Работая с детьми, мы накопили достаточный опыт в использовании дидактических игр, направленных на развитие речи. Сейчас нам предстоит этим опытом поделиться друг с другом.
Дидактические игры по развитию речи
( практическая часть)
Дорогие коллеги! Я предлагаю сейчас поиграть в некоторые словесные игры, но конечно, задания подобраны соответственно вашему возрасту, учитывая словарный запас взрослых людей.
1. Игра « Знакомство»
Давайте все встанем в круг, возьмем мяч и будем передавать его из рук в руки, чтобы познакомится ( но при этом нужно сочините двустишие в котором будет фигурировать Ваше имя , например « Меня зову Света , я люблю кушать конфеты», « Меня зовут Алина , я будущая балерина»)
2. Игра « Интересные рассказы и сказки по картинкам»
Игра рассчитан для детей среднего и старшего дошкольного возраста, у кого плохо развита речевая деятельность, воображения (для тех, кто затрудняется обобщать, анализировать имеет маленький словарный запас).
Цель: стимулировать речевую активность, расширять пассивный словарь, развивать связную речь, творческое мышление и воображение, мелкую моторику пальцев.
3. Игра « Состав сказку по картинкам»
Цель: Вовлекать детей в содержательное общение.
Задачи: Учить придумывать сказку по картинкам. Развивать связную речь детей через сочинение сказок .Развивать речь, память, мышление, фантазию, воображение, чувство юмора. Воспитывать чувство доброты к окружающему миру, уважения, честности, через сказки, умение слушать других детей.
(Присказка, зачин, развитие событий, концовка)
Я предлагаю сейчас поиграть в некоторые словесные игры, но конечно, задания подобраны соответственно вашему возрасту, учитывая словарный запас взрослых людей.
4. Словесная игра
Часы, которые помогают проснуться (будильник);
утренняя еда (завтрак);
большая ложка, помощью которой наливают суп (поварешка / половник);
Это настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума (книга);
Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
Какое блюдо солят трижды? (Пельмени: соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)
Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)
Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)
Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)
Что станет с зеленым платком, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым)
Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше)
Вот на этом мы, наверное, сегодня и остановимся. Я рассказала Вам об играх на развитие всех компонентов речи. Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия показанные и перечисленные сегодня Вам пригодятся в работе. Большое спасибо всем за помощь и внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"
Консультация для начинающих воспитателей....
Роль дидактической игры во всестороннем развитии ребенка
Роль дидактической игры во всестороннем развитии ребенка...
"Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка"
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени...
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются:Воспитание звуковой культуры речи.Работа по данному разделу включает:форм...
Консультация для молодых специалистов «Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников»
Консультация для воспитателей «Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников»...
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников".
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"....