Формирование критического мышления через прием Кубик Блума
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Фомина Зарина Владимировна

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться». А как развивать в ребёнке навыки критического мышления, словарный запас, диалогическую и монологическую речь? Ведь мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Какие приёмы и технологии использовать?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии по развитию речи»

Цель: знакомство с  одним из инновационных методов по развитию речи»

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться». А как развивать в ребёнке навыки критического мышления, словарный запас, диалогическую и монологическую речь? Ведь мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Какие приёмы и технологии использовать?

Одной из современных технологий, используемых для развития речи

дошкольников является технология развития критического мышления.

Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Одной из техник технологии критического мышления,  является "Кубик Блума", разработанных американским учёным и психологом Бенджамином  Блумом

Данная техника  больше всего подходит для детей старшего дошкольного возраста, т. к. он вносит элемент игры в занятие, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребёнка.

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

«Кубик Блума» можно использовать по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.

На шести гранях куба детям предлагаются шесть алгоритмов: опиши, сравни, предложи ассоциацию, проведи анализ, используй, оцени.

 - Опиши. Что можно описать? Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

      - Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

     - Предложи ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?

       - Проведи анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и   прочее.

      - Используй. Приведи примеры использования или покажи применение.

       - Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

Для детей, которые не умеют читать, вместе с текстом на «Кубике Блума» размещены пиктограммы, которые помогают запомнить вопрос на грани кубика. Грани кубика перефразированы для детей дошкольного возраста они затрагивают познавательную, креативную и эмоциональную стороны личности. Педагог может задавать и свои вопросы. Это зависит от темы материала, от того, что же хочет добиться педагог и от уровня усвоения материала детьми.

Варианты использования "Кубика Блума" на занятиях

"Кубик Блума" универсален. Возможны два варианта:

-Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

-Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности. Но практика показывает, что приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот приём помогает в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста. Задачи: 1.Вовлечь педагогов в сов...

Мастер-класс на тему: «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»

(мастер-класс был проведен в рамках городского фестиваля методического мастерства в апреле 2022 года)...

Игры на развитие критического мышления с приёмом «Кубик Блума»

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа.Работа с кубиком строится следующим образом:Формулируется тема и круг вопросов, кот...

Развитие критического мышления у дошкольников. «Кубик Блума».

Работая с детьми с нарушениями речи необходимо как можно раньше и на постоянной основе развивать у детей критическое мышление. Стараться использовать разные технологии и  методики обучения, котор...