Конспект родительского собрания в средней группе. Тема: « Как помогать ребенку развивать речь " Собрание-практикум.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Сапронюк Мария Викторовна

Конспект родительского собрания в средней группе.

Тема: « Как помогать ребенку развивать речь "

Собрание-практикум.

 

Цели и задачи:

  1. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;
  2. Познакомить с основными проблемами речевого развития у детей;
  3. Побуждать родителей, помогать ребенку развивать речь;
  4. Познакомить родителей с играми, которые можно использовать для развития речи детей дома и на улице;
  5. Ориентировать родителей на ценность домашнего чтения;

 

План:

  1. Организационный момент.
  2. Выступление воспитателя с презентацией и играми с родителями на тему: "Как помогать ребенку развивать речь?"
  3. Памятка : «Как читать детям».
  4. Итог. Обмен мнениями.

Ход собрания:

           Уважаемые родители!

      Мы рады вам.   Сегодня нам предстоит разговор об одном из важнейших познавательных процессов человека, конечно же о  речи.

     Думаю, никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего.

Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте.

 Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребенка затрудняет его общение и накладывает на характер ребенка много комплексов, которые будут мешать в дальнейшей жизни и  которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других.

К сожалению у многих детей имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи.

СЛАЙД 2 Предлагаю вашему вниманию наиболее актуальные проблемы, характерные для многих детей  дошкольного возраста:

1.Бедный словарный запас;

2. Недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие: Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, сон-нос), в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения  грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков  и их количество в слове.

3. Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении;

4. Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь;

6. Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).

 Значимым фактором влияющим на речь ребенка-это образец речи взрослого. Которыми зачастую являются воспитатель и родители. Поэтому речь взрослого должна быть грамотной, четкой, последовательной, ярко окрашенной.

В детском саду, конечно же, уделяется большое внимание развитию речи, но без помощи родителей, без нашего тесного общения не удастся справиться со всеми трудностями. Только совместно действуя мы сможем добиться хороших результатов.

Еще одним фактором влияющим на речь ребенка это мелкая моторика. Влияние мелкой моторики на речь ребенка уже давно доказано. Другими словами можно сказать, что моторика и речь неразрывно связаны между собой.

Так, что же можно выполнять дома, чтобы помочь детям развивать моторику.

Задание для родителей:  (на полу по кругу стоят тарелочки с предметами по количеству родителей: тряпочка и таз с водой; тряпочка и цветок, пульверизатор; точилка и карандаш; конструктор "лего"; лист с пунктирным рисунком и карандаш; нарисованные предметы со штриховкой и карандаш; шаблон, лист и карандаш; раскраска и карандаши; пластилин; ножницы и детали обведенные по контуру; клей, картон, детали аппликации; кисти и краски; предметы сложенные в технике "оригами"; мелки; пришитые пуговицы с иголкой).  Я предлагаю каждому родителю подойти к тарелочкам с предметами и взять предметы в руки. А теперь попробуйте рассказать, как можно развивать моторику ребенка используя данные предметы не только в саду, но и дома.

- Большие возможности для развития моторики дает участие в творческих выставках. Здесь вы можете использовать различные техники. Конечно, развивать мелкую моторику можно и при помощи пальчиковой гимнастики (Воспитатель проводит с родителями пальчиковую гимнастику)

СЛАЙД 3 с текстом пальчиковой  гимнастики.

- Конечно, это не все упражнения для развития мелкой моторики, но если вы будете выполнять даже эти, результат не заставит себя ждать.

-Но, чтобы у детей был стимул выполнять задания в детском саду: лепить, клеить , рисовать, его необходимо хвалить, интересоваться его работами.

- А вот вы, уважаемые родители, рассматриваете работы своих детей? На примере рисунков хотелось бы увидеть интересуетесь ли вы их работами. Ведь  в рисунке у ребенка  готовится рука к письму, он учится вести линии в различных направлениях.

Задание для родителей:(на мониторе слайды с детскими работами) -Попробуйте узнать рисунок своего ребенка.

 

Но мелкой моторики не достаточно для развития речи, необходимо развивать связную речь, обогащать словарный запас. Хочу предложить вам игры способствующие развитию речи:

1. Игра «Один - много».

СЛАЙДЫ

Её можно проводить и на улице, и дома.

В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании «много».

 

Один дом – много домов

Один камень - много камней

Одна птица- много птиц

Одна собака- много собак

Один стол- много столов

Один шкаф - много шкафов

 

 

1. (игра с мячом). Дети учатся подбирать  прилагательные к существительным уточнение представлений о признаках предметов.

- Для игры я приглашаю родителей встать в круг.

Игра "Скажи какой?".

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

-родитель (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т.д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т.д.)

-ребенок (веселый, добрый, радостный и т.д.)

-яблоко – какое оно – вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.

-вода – какая она – прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.

-солнце – какое оно – яркое, желтое, теплое, круглое и т.д.

 

  Игры на кухне

2. СЛАЙДЫ  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

 Грамматика. Дети учатся образовывать новые слова.

Игра « Где живут продукты?»

- для игры вы можете использовать предметы на кухне.

 ( у каждого продукта есть свой домик , угадай название домика)

Сахар –(ница); хлеб – ( ница); масло – (ница); соль – ( онка); - перец, чай, кофе, салат, конфеты.

3. СЛАЙДЫ Игра «Готовим сок». Образуем слово: «Из яблок получается сок…яблочный, из груш…..грушевый, из слив, вишни, моркови…», а теперь «Морковный сок из….моркови».

 

 

5. УСТНО

Игра « Продолжи цепочку».

     Чай – чайник – чайничек.

     Кофе – кофейник – кофейничек.

     Нож, ковш, таз, кувшин.

6. РОДИТЕЛИ С МЯГКИМИ ИГРУШКАМИ

Игра "Продолжи цепочку" -Дома у каждого есть мягкие игрушки- животные, которые тоже могут стать помощниками в развитии речи.

Задание для родителей

-Предлагаю взять игрушки  в руки.

А теперь называем животное и всех  членов его семьи. Например:

Коза-козел-козленок

корова-бык-теленок

лошадь-конь-жеребенок

курица-петух-цыпленок

овца-баран-ягненок

верблюдица-верблюд-верблюжонок

свинья-кабан-поросенок

 

7. «Подбери слова»

 Расширяется словарный запас. Задания помогут разобраться в словах обобщениях. Я знаю молочные продукты…

Я знаю комнатные растения…

Я знаю перелетных птиц…

Я знаю луговые цветы…

Я знаю лиственные деревья…

 

5.  УСТНО

«Скажи наоборот»

Цель: умение подбирать слова, противоположные по значению.

Взрослый произносит слово, а ребенок должен произнести слово с противоположным значением

Холодный – горячий, большой – маленький, тяжелый – легкий, широкий- узкий, глубокий- мелкий, грустный-веселый

 6. УСТНО

"Скажи по-другому" Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи.

веселый мальчик - радостный;

поезд идет - движется

на дне рождения веселятся, радуютя

умный – толковый

 

7. СЛАЙДЫ

 «Я знаю три части»

Расширение словаря, уточнение представлений детей о предмете

Я знаю 3 части машины…

Я знаю 3 части вертолета…

Я знаю 3 части компьютера…

Я знаю 3 части дивана…

Я знаю 3 части велосипеда…

Я знаю 3 части грузовика…

8. «Найди ответ»

Цель: развивать понятийный аспект значения слов, развитие связанной речи.

Больничный халат такого же цвета, как…

Помидор такого же цвета, как…

Елка такого же цвета, как…

Вишня такого же цвета, как…

Цыпленок такого же цвета, как…

Облако такого же цвета, как…

11. СЛАЙДЫ

Игра"Кто больше назовет предметов сделанных из..?"

дерева, металла, пластмассы, стекла, бумаги,

 (В словарь детей входят слова, обозначающий материал, из которого сделан предмет)

 

 

Словесная игра «Почемучка» (педагог проводит игру с родителями)

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

 

Игра «Назови предмет»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр…)

 2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок…)

 3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало…) и т.д.

Огромное значение для развития речи являются пересказы, составление рассказа по картине или серии картинок.

«Игра « Составь предложения из набора слов».

Игра « Расскажи и обыграй сказку».

Загадываем загадки.

учим чистоговорки и скороговорки, стихи.

     

 

Большую роль в развитии речи ребенка играет художественное слово.

. Речевое развитие не является обособленным процессом напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – все это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребенка.

      Мы предлагаем вам, уважаемые родители, познакомится с памяткой:

 

СЛАЙДЫ

«Как читать детям»

  1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи – все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
  2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребенка.
  3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
  4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
  5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 20 минут. Найдите эти 20 минут для своего ребенка.
  6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному. Задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.

- Кто герои произведения? -Кто поступил хорошо, а кто плохо? Чему учит произведение?

  1. Объясните незнакомые слова.
  2. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

     Большую роль в развитии речи играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связанно с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по - разному : монотонно и с интонацией. Ребенок сразу поймет разницу. Поэтому так важно при чтение произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясните ребенку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, отношение к другим людям.

Интонация включает в себя:

  • Мелодика ( повышение и понижение голоса)
  • Темп ( ускорение или замедление скорости произнесения фразы)
  • Ритм ( чередование ударных)
  • Тембр ( эмоциональную окраску голоса)
  • Логическое ударение ( выделение наиболее важного по смыслу слова)

 

 

СЛАЙД

Работа над эмоциональной окраской речи

Прочитаем предложение "Идет снег."

- спрашиваем

- радуемся

-грустим

-сердимся

-удивляемся

- испугались

-шепотом

-громко

-быстро

-медленно

-будто зеваем

Логическое ударение

 

Упражнения на  формирование фонематического слуха, восприятия и правильного звукопроизношения.

СЛАЙДЫ

Игра "Похожие слова"

Мишка-мышка

галка-галька

сова-софа

катим тачку- строим дачку

корка-корка

Том-сом

коза-коса

крыша-крыса

чаша-чаща

кошка-кочка

Петька- печка

рожки-ложки

Марина-малина

марка-майка

 

 

Мы с ребятами изучаем сейчас звуки. Учимся правильно произносить звук. Слышать его в словах. Учимся определять место положения звука.

Дома нужно будет закреплять эти знания и умения.

- На примере звука (А)

Желательно брать те слова, где звук совпадает с буквой, так как дети орфограммы не проходили.

- Произносим слово и слушаем первый звук: АНАНАС

- Какой первый звук? (А)

- Подберите слова, которые начинаются со звука (А)

- Звук может быть в конце слова. Например: рука, шторка итд

- А может быть в середине. Например: сад, кран, мак, бак, лак, кулак.

Игра "Поймай слово" приготовили руки если звук (А) есть- хлопним

-пират, стул, клад, банк, белка, крем, муха, автобус, книга, лист, астра.

-А теперь определим положение звука в слове. Произносим медленно и слушаем, где звук.

Аналогично вам нужно будет повторять звуки дома.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_razv_rechi_v_sr.gr_.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «КОРАБЛИК» ПОСЕЛКА ПРОВИДЕНИЯ»

Конспект родительского собрания в средней группе.

Тема:

« Как помогать ребенку развивать речь "

Собрание-практикум.

Подготовила: Сапронюк М.В.

Конспект родительского собрания в средней группе.

Тема: « Как помогать ребенку развивать речь "

Собрание-практикум.

Цели и задачи:

  1. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;
  2. Познакомить с основными проблемами речевого развития у детей;
  3. Побуждать родителей, помогать ребенку развивать речь;
  4. Познакомить родителей с играми, которые можно использовать для развития речи детей дома и на улице;
  5. Ориентировать родителей на ценность домашнего чтения;

План:

  1. Организационный момент.
  2. Выступление воспитателя с презентацией и играми с родителями на тему: "Как помогать ребенку развивать речь?"
  3. Памятка : «Как читать детям».
  4. Итог. Обмен мнениями.

Ход собрания:

           Уважаемые родители!

      Мы рады вам.   Сегодня нам предстоит разговор об одном из важнейших познавательных процессов человека, конечно же о  речи.

     Думаю, никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего.

Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте.

 Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребенка затрудняет его общение и накладывает на характер ребенка много комплексов, которые будут мешать в дальнейшей жизни и  которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других.

К сожалению у многих детей имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи.

СЛАЙД 2 Предлагаю вашему вниманию наиболее актуальные проблемы, характерные для многих детей  дошкольного возраста:

1.Бедный словарный запас;

2. Недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие: Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, сон-нос), в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения  грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков  и их количество в слове.

3. Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении;

4. Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь;

6. Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).

 Значимым фактором влияющим на речь ребенка-это образец речи взрослого. Которыми зачастую являются воспитатель и родители. Поэтому речь взрослого должна быть грамотной, четкой, последовательной, ярко окрашенной.

В детском саду, конечно же, уделяется большое внимание развитию речи, но без помощи родителей, без нашего тесного общения не удастся справиться со всеми трудностями. Только совместно действуя мы сможем добиться хороших результатов.

Еще одним фактором влияющим на речь ребенка это мелкая моторика. Влияние мелкой моторики на речь ребенка уже давно доказано. Другими словами можно сказать, что моторика и речь неразрывно связаны между собой.

Так, что же можно выполнять дома, чтобы помочь детям развивать моторику.

Задание для родителей:  (на полу по кругу стоят тарелочки с предметами по количеству родителей: тряпочка и таз с водой; тряпочка и цветок, пульверизатор; точилка и карандаш; конструктор "лего"; лист с пунктирным рисунком и карандаш; нарисованные предметы со штриховкой и карандаш; шаблон, лист и карандаш; раскраска и карандаши; пластилин; ножницы и детали обведенные по контуру; клей, картон, детали аппликации; кисти и краски; предметы сложенные в технике "оригами"; мелки; пришитые пуговицы с иголкой).  Я предлагаю каждому родителю подойти к тарелочкам с предметами и взять предметы в руки. А теперь попробуйте рассказать, как можно развивать моторику ребенка используя данные предметы не только в саду, но и дома.

- Большие возможности для развития моторики дает участие в творческих выставках. Здесь вы можете использовать различные техники. Конечно, развивать мелкую моторику можно и при помощи пальчиковой гимнастики (Воспитатель проводит с родителями пальчиковую гимнастику)

СЛАЙД 3 с текстом пальчиковой  гимнастики.

- Конечно, это не все упражнения для развития мелкой моторики, но если вы будете выполнять даже эти, результат не заставит себя ждать.

-Но, чтобы у детей был стимул выполнять задания в детском саду: лепить, клеить , рисовать, его необходимо хвалить, интересоваться его работами.

- А вот вы, уважаемые родители, рассматриваете работы своих детей? На примере рисунков хотелось бы увидеть интересуетесь ли вы их работами. Ведь  в рисунке у ребенка  готовится рука к письму, он учится вести линии в различных направлениях.

Задание для родителей:(на мониторе слайды с детскими работами) -Попробуйте узнать рисунок своего ребенка.

Но мелкой моторики не достаточно для развития речи, необходимо развивать связную речь, обогащать словарный запас. Хочу предложить вам игры способствующие развитию речи:

1. Игра «Один - много».

СЛАЙДЫ

Её можно проводить и на улице, и дома.

В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании «много».

Один дом – много домов

Один камень - много камней

Одна птица- много птиц

Одна собака- много собак

Один стол- много столов

Один шкаф - много шкафов

1. (игра с мячом). Дети учатся подбирать  прилагательные к существительным уточнение представлений о признаках предметов.

- Для игры я приглашаю родителей встать в круг.

Игра "Скажи какой?".

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

-родитель (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т.д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т.д.)

-ребенок (веселый, добрый, радостный и т.д.)

-яблоко – какое оно – вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.

-вода – какая она – прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.

-солнце – какое оно – яркое, желтое, теплое, круглое и т.д.

 

  Игры на кухне

2. СЛАЙДЫ  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

 Грамматика. Дети учатся образовывать новые слова.

Игра « Где живут продукты?»

- для игры вы можете использовать предметы на кухне.

 ( у каждого продукта есть свой домик , угадай название домика)

Сахар –(ница); хлеб – ( ница); масло – (ница); соль – ( онка); - перец, чай, кофе, салат, конфеты.

3. СЛАЙДЫ Игра «Готовим сок». Образуем слово: «Из яблок получается сок…яблочный, из груш…..грушевый, из слив, вишни, моркови…», а теперь «Морковный сок из….моркови».

5. УСТНО

Игра « Продолжи цепочку».

     Чай – чайник – чайничек.

     Кофе – кофейник – кофейничек.

     Нож, ковш, таз, кувшин.

6. РОДИТЕЛИ С МЯГКИМИ ИГРУШКАМИ

Игра "Продолжи цепочку" -Дома у каждого есть мягкие игрушки- животные, которые тоже могут стать помощниками в развитии речи.

Задание для родителей

-Предлагаю взять игрушки  в руки.

А теперь называем животное и всех  членов его семьи. Например:

Коза-козел-козленок

корова-бык-теленок

лошадь-конь-жеребенок

курица-петух-цыпленок

овца-баран-ягненок

верблюдица-верблюд-верблюжонок

свинья-кабан-поросенок

7. «Подбери слова»

 Расширяется словарный запас. Задания помогут разобраться в словах обобщениях. Я знаю молочные продукты…

Я знаю комнатные растения…

Я знаю перелетных птиц…

Я знаю луговые цветы…

Я знаю лиственные деревья…

5.  УСТНО

«Скажи наоборот»

Цель: умение подбирать слова, противоположные по значению.

Взрослый произносит слово, а ребенок должен произнести слово с противоположным значением

Холодный – горячий, большой – маленький, тяжелый – легкий, широкий- узкий, глубокий- мелкий, грустный-веселый

 6. УСТНО

"Скажи по-другому" Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи.

веселый мальчик - радостный;

поезд идет - движется

на дне рождения веселятся, радуютя

умный – толковый

7. СЛАЙДЫ

 «Я знаю три части»

Расширение словаря, уточнение представлений детей о предмете

Я знаю 3 части машины…

Я знаю 3 части вертолета…

Я знаю 3 части компьютера…

Я знаю 3 части дивана…

Я знаю 3 части велосипеда…

Я знаю 3 части грузовика…

8. «Найди ответ»

Цель: развивать понятийный аспект значения слов, развитие связанной речи.

Больничный халат такого же цвета, как…

Помидор такого же цвета, как…

Елка такого же цвета, как…

Вишня такого же цвета, как…

Цыпленок такого же цвета, как…

Облако такого же цвета, как…

11. СЛАЙДЫ

Игра"Кто больше назовет предметов сделанных из..?"

дерева, металла, пластмассы, стекла, бумаги,

 (В словарь детей входят слова, обозначающий материал, из которого сделан предмет)

Словесная игра «Почемучка» (педагог проводит игру с родителями)

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

Игра «Назови предмет»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр…)

 2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок…)

 3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало…) и т.д.

Огромное значение для развития речи являются пересказы, составление рассказа по картине или серии картинок.

«Игра « Составь предложения из набора слов».

Игра « Расскажи и обыграй сказку».

Загадываем загадки.

учим чистоговорки и скороговорки, стихи.

     

Большую роль в развитии речи ребенка играет художественное слово.

. Речевое развитие не является обособленным процессом напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – все это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребенка.

      Мы предлагаем вам, уважаемые родители, познакомится с памяткой:

СЛАЙДЫ

«Как читать детям»

  1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи – все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
  2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребенка.
  3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
  4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
  5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 20 минут. Найдите эти 20 минут для своего ребенка.
  6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному. Задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.

- Кто герои произведения? -Кто поступил хорошо, а кто плохо? Чему учит произведение?

  1. Объясните незнакомые слова.
  2. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

     Большую роль в развитии речи играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связанно с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по - разному : монотонно и с интонацией. Ребенок сразу поймет разницу. Поэтому так важно при чтение произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясните ребенку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, отношение к другим людям.

Интонация включает в себя:

  • Мелодика ( повышение и понижение голоса)
  • Темп ( ускорение или замедление скорости произнесения фразы)
  • Ритм ( чередование ударных)
  • Тембр ( эмоциональную окраску голоса)
  • Логическое ударение ( выделение наиболее важного по смыслу слова)

СЛАЙД

Работа над эмоциональной окраской речи

Прочитаем предложение "Идет снег."

- спрашиваем

- радуемся

-грустим

-сердимся

-удивляемся

- испугались

-шепотом

-громко

-быстро

-медленно

-будто зеваем

Логическое ударение

Упражнения на  формирование фонематического слуха, восприятия и правильного звукопроизношения.

СЛАЙДЫ

Игра "Похожие слова"

Мишка-мышка

галка-галька

сова-софа

катим тачку- строим дачку

корка-корка

Том-сом

коза-коса

крыша-крыса

чаша-чаща

кошка-кочка

Петька- печка

рожки-ложки

Марина-малина

марка-майка

Мы с ребятами изучаем сейчас звуки. Учимся правильно произносить звук. Слышать его в словах. Учимся определять место положения звука.

Дома нужно будет закреплять эти знания и умения.

- На примере звука (А)

Желательно брать те слова, где звук совпадает с буквой, так как дети орфограммы не проходили.

- Произносим слово и слушаем первый звук: АНАНАС

- Какой первый звук? (А)

- Подберите слова, которые начинаются со звука (А)

- Звук может быть в конце слова. Например: рука, шторка итд

- А может быть в середине. Например: сад, кран, мак, бак, лак, кулак.

Игра "Поймай слово" приготовили руки если звук (А) есть- хлопним

-пират, стул, клад, банк, белка, крем, муха, автобус, книга, лист, астра.

-А теперь определим положение звука в слове. Произносим медленно и слушаем, где звук.

Аналогично вам нужно будет повторять звуки дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе. Тему: «Знаете ли вы своего ребенка»

Цель: вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребенка. Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность....

Конспект родительского собрания в средней группе. Тема: «Особенности образовательного процесса»

Задачи: Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачами образовательной работы на новый учебный год; научить родителей наблюдать за ребёнком, изучат...

План-конспект родительского собрания в средней группе Тема: « Счастливый ребёнок – в счастливой семье.»

Цель:Создание оптимального доброжелательного и благополучного климата в семье для ребенка .Повысить уровень педагогической культуры родителей.Использовать образовательный потенциал родителей для обуче...

Конспект родительского собрания в средней группе. Тема: «Особенности образовательного процесса»

Конспект родительского собрания в средней группе.Тема: «Особенности образовательного процесса»Задачи: Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачам...

План-конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Речевое развитие ребенка»

Тема: «Речевое развитие ребенка»Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;- Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с разными видами игр и и...

Конспект родительского собрания в средней группе . Тема: «Начало учебного года - начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»

Конспект родительского собрания в средней группе .Тема: «Начало учебного года - начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»Воспитатель: Кирюхина В.В.Цели: расширение кон...