Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
презентация по развитию речи

Смирнова Ольга Сергеевна
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом. Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха. Исследователи детской речи подчеркивают, что звуковая сторона речи является тем средством, которое позволяет каждому из участников речевого общения передавать другим содержание своих мыслей (А.Н. Гвоздев), задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. Воспитание звуковой культуры речи - задача большой общественной значимости, и ее серьезность должны осознать и родители, и педагоги. Работа по воспитанию звуковой культуры речи в ДОО проводится на протяжении всего дошкольного детства. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста Воспитатель дошкольной группы Смирнова Ольга Сергеевна

Слайд 2

Сущность звуковой культуры речи, ее значение Звуки речи как природное явление имеют акустическую и артикуляционную стороны. Для обучения говорению важна артикуляционная сторона - производство человеком звуков речи. В соответствии с тремя сторонами звуков речи и других фонетических единиц выделяют три аспекта фонетики, три фонетические дисциплины - акустику речи, физиологию речи и фонологию. Звуки - это минимальные речевые единицы, способ существования всякого языка. Они выполняют две функции:  доведения речи до восприятия слухом различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Звуки, образующие его фонологическую систему, изменяющие смысл форму слова, называют фонемами. Звуки реально произносимые, но не изменяющие значения или формы слова, называют оттенками фонем.

Слайд 3

Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи.  л инейные (расположенные в линию, один за другим),слог, фраза - объединяясь, образуют слова. звуковые единицы – звук, слог, фраза – объединяясь образуют слова. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становиться словом, приобретает определенный смысл. надлинейные звуковые единицы – ударение, элементы интонации (характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком детской звуковой речи) Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи ( звуко - и словопроизношение ), так как самым трудным для них является усвоение артикуляции отдельных звуков (« р », «л», «ж», « ш »).

Слайд 4

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом. Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха. Исследователи детской речи подчеркивают, что звуковая сторона речи является тем средством, которое позволяет каждому из участников речевого общения передавать другим содержание своих мыслей(А.Н. Гвоздев), задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. Воспитание звуковой культуры речи - задача большой общественной значимости, и ее серьезность должны осознать и родители, и педагоги. Работа по воспитанию звуковой культуры речи в ДОО проводится на протяжении всего дошкольного детства.

Слайд 5

Особенности овладения детьми звуковой стороной языка  Усвоение звуковой стороны языка начинается, когда дети начинают понимать слова взрослых и произносить первые самостоятельные слова.  Ребенок оказывается способным усваивать звуковую сторону речи в определенной последовательности: сначала интонацию, затем ритм и звуковой состав слова (после одного года).  Фонематический слух у ребенка формируется в самом раннем детстве.  Овладение детьми звуками речи предполагает совместную деятельность слухового и речедвигательного анализаторов.  Дошкольники усваивают не те звуки, которые они хорошо слышат, а те, которые им легче произнести .

Слайд 6

Младший дошкольный возраст: В этом возрасте речь детей еще недостаточно ясна и чиста по звучанию. Большинство малышей не произносят шипящие звуки заменяя их свистящими например: (шапка – сяпка , щетка – сётка). Звук « р » или совсем не произносят, или заменяют другими звуками. («л», «м», «в», ). Речь детей не всегда выдержана в нужном темпе, не всегда выразительна, продолжительность выдоха составляет 3 – 5 секунд. Средний дошкольный возраст: В этом возрасте у детей полностью исчезает смягчение согласных. У большинство детей в речи появляются шипящие звуки «л» « р ». Большинство детей произносят звук « р », однако они еще не владеют им прочно. Старший дошкольный возраст: В этот возрастной период обычно заканчивается процесс овладения звуками родного языка. Дети хорошо различают на слух по звуку, выделяют в словах знакомые звуки.

Слайд 7

Особенности овладения детьми звукопроизношением во многом объясняется анатомо-физиологическими особенностями и прежде всего деятельностью речедвигательного аппарата. К дошкольному возрасту он уже вполне сформирован, однако центральный аппарат речи, находящейся в коре головного мозга еще недостаточно функционирует, голосовые связки короче чем у взрослого, гортань почти вдвое короче. Движения органов речевой артикуляции (мягкое нёбо, язык с нёбным сводом и зубной системой; губы и нижняя челюсть) недостаточно развиты, слабо координированы, язык заполняет большую часть ротовой полости. У дошкольников отмечается также несовершенство речевого дыхания , которое призвано обеспечивать нормальное голосообразование, способствовать изменять силу звучания, верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять её громкость. У детей наблюдаются слабость дыхательной мускулатуры, малый объем легких, вдох с резким поднятием плеч, неустойчивость направления и слабость силы выдувной струи воздуха.

Слайд 8

Овладение звуковой стороной речи зависит не только от анатомо-физиологических особенностей, но и от особенностей психики ребенка : от состояния внимания, памяти, от слуховой и зрительной выдержки. Огромное значение в развитие звуковой культуры имеет подражание . К условным рефлексам, формирующимся путем подражания, А.Г.Иванов – Смоленский относил всю систему речевых реакций. Поэтому важно, чтобы ребенок с раннего возраста воспринимал образцы правильной речи. Совершенно не допустимо, чтобы взрослые в разговоре с ребенком подделывались под детскую речь (сюсюкали, картавили). Педагог должен говорить ясно, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не искажая звуков, не «съедая» слогов и окончаний слов. Поэтому педагоги должны не только предоставлять детям образец совершенной речи, но и проявлять большую заботу о физическом состоянии самого ребенка, об охране его органов чувств и нервной системы.

Слайд 9

Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников Особенности овладения детьми произношением звуков родного языка свидетельствуют о том, что дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, и в частности ее звуковой стороны. Важно подчеркнуть, что невмешательство а процесс формирования детской речи ведет за собой отставание в развитии ребенка, ведет к косноязычию, поэтому необходимо целенаправленное обучение, основной формой которого, являются фронтальные занятия с детьми. В формировании правильного произношения решающую роль играет своевременно начатое обучение. По мнению Л.С. Выготского , слишком ранние или слишком поздние сроки обучение всегда оказываются с точки зрения развития детей вредными и неблагоприятно отражаются на их умственном развитии. Фронтальные занятия следует проводить 1-2 раза в месяц.  Проведение занятий в разных возрастных группах, имеют свои особенности.

Слайд 10

В младших группах занятия следует проводить в форме: дидактических игр с игрушками на звукоподражание ( «Угадай, кто кричит»);  рассказов-драматизаций с игрушками;  рассказов педагога с включением высказываний детей. Целесообразно использовать наглядный материал ( игрушки, картинки, предметы домашнего обихода и пр.), так же часто используется образец педагога, игровые приемы. Для начало целесообразно строить занятия на хоровых ответах , когда дошкольники овладеют двигательными навыками следует использовать игры с элементами движения и звукоподражанием. Младшая группа

Слайд 11

Средняя группа В средней группе при обучении правильному произношению применение образца для подражания и игровых приемов уже не достаточно. Здесь можно использовать несложные объяснения артикуляции звука , так же можно поставить учебную задачу : научить произносить тот или иной звук. Отработка звуков родного языка у детей 3-5 лет предусматривает 4 вида работы, сменяющие друг друга: 1.Подготовку органов артикуляционного аппарата (воспитатель дает игровые упражнения для развития или уточнения движения, выработки определенных положений, способствуют правильной артикуляции звуков) 2.Уточнение произношения изолированного звука (в слогах) (воспитатель использует игры или игровые упражнения, где внимание детей фиксируется на положении органов артикуляционного аппарата при произнесении этого звука и его звучания, так же используют игры для выделения звука из группы звуков) 3.Выработка умения выделять этот звук, отличать его о других (педагог использует различный игровой материал, в основном дидактические игры, способствующий четкому и правильному употреблению звуков в словах. Сначала даются те слова, в котором отрабатываемый звук стоит в ударном слоге, в дальнейшем не только выделять, но и определять его место в слове. 4.Закрепление правильного произношения звука во фразовой речи (воспитатель подбирает специально подобранный материал: словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, сказки, стихи, рассказы и др.)

Слайд 12

Старшая группа В старших группах основой занятий является установка на звук , которая обеспечивается использованием специфических приемов обучения. Наиболее эффективный прием – показ артикуляции звука , сопровождаемый объяснением положения органов артикуляции с последующими упражнениями в произнесении звука изолированно и в сочетании его с другими звуками. Формирование звуковой культуры речи связано с работой по дифференциации звуков , предусматривает три вида работы: 1.Дифференциацию изолированных звуков (воспитатель осуществляет работу по различению звуков по их акустическим и артикуляционным свойствам, при этом используют картины-образы, т.е условно соотносить звук с определенным звуком, издаваемым животным, предметом, действием. 2.Дифференциацию звуков в словах (воспитатель подбирает различные картинки. Предметы, игрушки, в названии которых имеются дифференцируемые звуки, и учат детей различать их. 3.Дифференциацию звуков и речи (воспитатель подбирает словесные игры, рассказы, сюжетные картинки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки и др., насыщенный дифференцируемыми звуками.

Слайд 13

В процессе формирования звуковой культуры речи используют разнообразные средства: игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, стихи и т.д. Ведущее место занимают игры . С их помощью можно обучать детей в игровой форме. Игры со звукоподражанием. Содержание игр подбирается с постепенным усложнением в них звукового материала , особенно в младших и средних группах. Где одновременно с закреплением трудных звуков преодолевается возрастная смягченность речи. Поэтому сначала звуки предлагаются в изолированном виде («у-у-у»- гудит поезд; «и-и-и»- кричит жеребенок) или в простых сочетаниях с твердыми согласными (тик-так»-тикают часы, «тук-тук»- стучит молоток, « га-га »- кричит гусь. Показывая образец произношения воспитатель делает четкие движения ртом и слегка протягивает гласный звук. В дальнейшем в содержание игры включаются более трудные звуки: шипящие (« ш », «ж», «ч», « щ »), а также «л», и « р ». Игры дидактические. Используются во всех возрастных группах на занятиях и вне занятий. С их помощью решаются все задачи звуковой культуры речи. Например, для того чтобы научить детей различать тембр и качество голоса, можно провести игру «Угадай, кто позвал?»: малыши угадывают товарища по голосу, а старшие дети – по тому, как их позвали (тихо, громко, медленно, быстро, ласково ит.д ). Средства и методические приемы воспитания звуковой культуры речи

Слайд 14

Широко используются подвижные и хороводные игры. Они не только дают возможность подвигаться, но и упражняют детей в произношении отрабатываемых на занятии звуков . Игра «Жуки», »Пузырь». Игры инсценировки Произносят отдельные слова и фразы, в которых встречается осваиваемый звук. Параллельно осуществляется работа по формированию интонационной выразительности . Дети следя за ходом инсценировки, повторяют за воспитателем (индивидуально, подгруппами, всей группой) слова и фразы, насыщенные отрабатываемым звуком. Например: «Жила-была мышка,» Чистоговорки и скороговорки Для развития произносительной стороны речи - закрепления и дифференциации определенных групп звуков, отработки отчетливой дикции, для развития голосового аппарата, умения говорить громко и тихо, быстро и медленно, изменять тон голоса часто используются чистоговорки и скороговорки. При работе с детьми 3-х – 5-и лет использовать небольшие по объему и простые по содержанию чистоговорки. Их смысл должен быть понятен ребенку, близок его жизненному опыту (« ду-ду-ду , растут яблони в саду» « му-му-му », молока кому?» Детям старшего возраста: на дифференциацию звуков и на развитие и совершенствование речевого слуха (« фа-ва , фа-ва , фа-ва , во дворе растет трава»

Слайд 15

Пословицы и поговорки Используются для закрепления звуков, для развития фонематического восприятия. «Семь раз отмерь, один раз отрежь» используют в качестве упражнения для дифференциации звуков « р » и « рь » (примерь, отрежь) Стихи и считалки Способствуют закреплению звуков , применяются в качестве упражнений для выработки четкой дикции, для развития голосового аппарата. Например, заучивая стихи «Белка» З.Александровой, дети упражняются в четком произнесении звуков «л» и « р » а также узнают о том, чем питается белка.. Разучивая стихотворение о природных явлениях, дети усваивают интонационные средства выразительности. Считалки упражняют в отчетливом, громком произнесении и закрепляют, уточняют некоторые знания, полученные на других занятиях.

Слайд 16

Специальные методические приемы 1. Сопряженная и отраженная речь При сопряженной речи воспитатель и дети вместе повторяют слова или фразу, сказанные воспитателем. В младшей группе этот прием используется часто, а в старших группах лишь по отношению к детям с серьезными речевыми недостатками. Но уже со средней группы воспитателю следует использовать способы, требующие от ребенка большой активности внимания. Среди них - прием отраженной речи, когда воспитатель предлагает ребенку вслушаться в то, как он произносит слова, стихи, а затем самому повторить их. При этом развиваются внимание и память детей. («Послушай, как я скажу: «Ворона закаркала кар- кар-кар!» А теперь ты скажи».) При использовании этого приема у ребенка развивается активное слуховое восприятие. 2. Хоровая речь С помощью этого приема достигаются хорошие результаты в укреплении неторопливого темпа и ритма речи, а также других сторон звуковой культуры речи. Хоровую речь лучше использовать в работе с подгруппами, чтобы улавливать особенности речи детей. Речь хором должна быть легкой, плавной четкой и сохранять свою выразительность. Этот прием хорошо сочетать с индивидуальным повторением: «У-у-у»- сигналит паровоз. Как он сигналит? (хоровой ответ). Послушайте, как сигналит Олин паровоз, Сашин… Танин»

Слайд 17

3. Показ и объяснение артикуляции звука с использованием «Сказки о веселом язычке» М. Генинг и Н. Герман. Воспитатель средней группы рассказывает, что существуют специальные органы, при помощи которых человек произносит звуки речи. В процессе уточнения и закрепления звуков воспитатель указывает на то, что при произнесении, например гласных звуков «о», «у» губы надо вытягивать вперед и делать круглыми (как бублик). При знакомстве детей с более сложными звуками воспитатель рассказывает и неоднократно показывает, какое положение принять язык, губы и зубы для того, чтобы правильно произнести звук 4.Упражнения на звукопроизношение, слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, темп речи и т.д. Чтобы развить речевое дыхание, в младшей группе детям предлагается подуть на ватку, султанчик, в средней- на шарики, игрушки, находящиеся в тазу с водой. При выполнении упражнения, направленного на развитие слухового внимания, детям младшей группы предлагают определить на слух, на каком инструменте (барабане, бубне, металлофоне, дудке) играет Петрушка, а детей пяти лет просят указать направление их звучания. В старшей группе можно проводить словесные упражнения- соревнования типа «Кто лучше скажет?» В соревновании участвуют две команды ( по2-3 ребенка в каждой). Одна команда произносит трудные слова и словосочетания, а другая слушает, затем- наоборот.

Слайд 18

5.Рассказ-драматизация Используется принцип постепенности восприятия образца для подражания и игровых действий с игрушками , создается возможность многократного повторения детьми речевого материала. 6. Использование пособий «Волшебный кубик», «Звуковые часы». Задания для детей 4 лет: «Произнесите названия изображенных предметов; вслушайтесь, как звучат эти слова; найдите два слова-названия, сходные по звучанию, и укажите на них стрелками; отыщите два слова названия, не сходные по звучанию». Задания для детей 5 лет. Найдите на часах самые короткие слова; укажите стрелками два длинных слова; отыщите два слова: одно короткое (укажите на него маленькой стрелкой), а другое- длинное (направьте на него длинную стрелку),; найдите два слова-названия, в которых есть звук »е» , есть ли на ваших часах слова без звука «а» ит.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учетом ФГОС ДО

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учетом ФГОС ДО...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1.     Вводная...

«Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

                          В последние годы все чаще наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.   ...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенности формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста....

Картотека игр и упражнений по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Набор игр и упражнений для формирования у детей звуковой культуры речи. Данные игры можно использовать как для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста в закреплении поставленных звуков, та...

Практикум для педагогов ДОУ ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС

В работе освещаются методы и приемы развития восприятия речи, речедвигательного аппарата дошкольников....