Главные вкладки

    Практикум для педагогов ДОУ ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС
    консультация по логопедии

    Абраменко Елена Николаевна

    В работе освещаются методы и приемы развития восприятия речи, речедвигательного аппарата дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ns_portal_word.docx16.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практикум для педагогов ДОУ

    ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
    У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В УСЛОВИЯХ ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС

    Учитель-логопед: Абраменко Е.Н.

    Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

    Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

    Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом:

    • правильное произношение звуков,
    • правильное произношение слов,
    • громкость и скорость речевого высказывания,
    • ритм,
    • паузы,
    • тембр,
    • логическое ударение и пр.,
    • нормальное функционирование речедвигательного аппарата,
    • нормальное функционирование слухового аппарата,
    • наличие полноценной окружающей речевой среды

    Часто воспитатели работу по формированию правильной речи у детей и предупреждение недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Но воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.

    В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи:

    • формирования у них правильного звукопроизношения,
    • четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами,
    • развития голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз),
    • выработки умеренного темпа речи,
    • формирования правильного речевого дыхания,
    • формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.),
    • воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.

    Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

    1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

    2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

    Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах:

    • на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;
    • различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;
    • отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
    • интегрированные занятия со специалистами ДОУ;
    • дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.) 

    Артикуляционная гимнастика:

    «Улыбка» - «хоботок»;

    «Качели»;

    «Часики»;

    «Футбол»;

    «Чашка» - «горка»;

    «Барабанщик» или «Дятел»;

    «Лошадка» медленно цокать языком. Губы в улыбке!

    Тренировка нижней челюсти - открыть рот: для «собачки», для «кошки», для «мышки»;

    Элементы самомассажа: покусать нижними зубами верхнюю губу, верхними зубами нижнюю губу.

    Пропевание гласных звуков А, У, И, О, Ы, Э.

    Проговаривание слогов

    Ма –ма – ма – На – на - на

    Па –па -па – Ба – ба - ба

    Да –да - да –Та - та - та

    Ва – ва - ва – Фа – фа - фа

    Га – га - га –Ка – ка - ка

     Дуть на вертушки (кончик языка зажат между губами).

    Показ учителем-логопедом артикуляционных укладов свистящих, шипящих, сонорных звуков.


    Список литературы:

    1. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. “Дошкольная педагогика и психология”. / А.М. Бородич - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
    2. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.
    3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии; Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.0308 “Дошк.воспитание”. - М.:Просвещение, 1989, - 239 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

    Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

    Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

    Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

    Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

    В консультации раскрывается основное значение  звуковой культуры речи  как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы  усвоения ребёнком ...

    Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учетом ФГОС ДО

    Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учетом ФГОС ДО...

    Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

    Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...

    Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».

    В конспект педсовета включены теоретическое обоснование основных направлений работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников и практическая часть в форме представленных педагогами мастер-...

    Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».

    Конспект тематического педсовета в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ»....