Главные вкладки

    Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».
    методическая разработка по развитию речи

    Борисова Виктория Анатольевна

    Конспект тематического педсовета в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedsovet_konspekt.doc79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тематический педсовет в форме круглого стола

    «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».

    Подготовила: старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Юбилейный» г. Лихославль Борисова Виктория Анатольевна

    Цель: совершенствование работы ДОО по формированию звуковой культуры речи (ЗКР) дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО;

    Задачи: 

    1. Повысить уровень компетентности всех педагогов в организации работы с детьми по формированию ЗКР.
    2. Организовать обмен опытом педагогов в организации различных видов деятельности с детьми по воспитанию ЗКР и опытом использования различных методов и приемов работы. Способствовать творческому поиску новых педагогических идей.
    3. Проанализировать состояние работы по воспитанию ЗКР детей в ДОО. Обсудить возможные пути решения острых проблем ЗКР детей в современных условиях.

    План педсовета:

    1. Итоги выполнения решения предыдущего педагогического совета (заведующая ДОУ).

    2. Теоретический доклад по теме педсовета (старший воспитатель).

    3.Практическая часть

    1. Мастер-классы педагогов:

    «Проведение артикуляционной гимнастики (АГ)»

    «Артикуляция звука (с использованием индивидуальных зеркал)»

    «Использование загадок в НОД по обучению грамоте. Приемы деления слов на слоги.»

    «Сравнительный звуко-буквенный анализ слов при знакомстве с буквой»

    «Разучивание чистоговорок и скороговорок»

    «Проведение музыкальных игр на развитие слухового внимания»

    Выступление «Опыт работы с родителями по воспитанию ЗКР детей»

     «Интерактивная  игра по воспитанию звуковой культуры речи»

    «Проведение логоритмического упражнения»

    1. «Игралочка» (работа в группах, дидактические игры по развитию ЗКР детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста)

    4. Аналитическая справка по результатам тематического контроля.

    5.Обсуждение проекта решения педагогического совета.

       Рефлексия.

    Ход педсовета

    1. Итоги выполнения решения предыдущего педагогического совета

    (заведующая ДОУ).

    Одна из задач на учебный год звучит так:

    Усовершенствовать работу ДОУ по воспитанию у дошкольников звуковой культуры речи в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    Для решения этой задачи проделана большая работа. Пополнена РПП среда в группах по речевому развитию. Приобретены новые пособия по развитию речи в методическом кабинете. Проведен тематический контроль по теме «Состояние работы в ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп».

    Тема педсовета: «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ»

    Цель: совершенствование работы ДОО по формированию звуковой культуры речи (ЗКР) дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО;

    План педсовета:

    1. Итоги выполнения решения предыдущего педагогического совета (заведующая ДОУ).

    2. Теоретический доклад по теме педсовета (старший воспитатель).

    3.Практическая часть

    Мастер-классы педагогов по теме педсовета        Мастер-классы педагогов:

    «Игралочка» (работа по группам)        «Игралочка» (работа в группах, дидактические игры по развитию ЗКР детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста)

    4. Аналитическая справка по результатам тематического контроля (старший воспитатель)

    5.Обсуждение проекта решения педагогического совета.

    1. Теоретический доклад «Воспитание звуковой культуры речи детей

    дошкольного возраста в условиях современного ДОУ»

    (старший воспитатель)

    Эпиграф

    Д. C. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга».

    B этих словах подчеркивается именно взаимность влияния людей друг на друга и важность речевого общения в жизни каждого человека. Хочется верить, что наше общение сегодня будет взаимнообогащающим и каждый из нас получит практические знания для работы.

    Звуковая сторона речи

    Речь является одной из главных потребностей и функций человека.  Речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

    Звуковая сторона речи – средство, позволяющее каждому из участников речевого общения передавать другим содержание их мыслей, задавать вопросы, договариваться.

    Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность и четкую дикцию.

    Проблема

    Статистические данные по материалам медицинского сообщества:

    Согласно статистике, более 25% детей дошкольного возраста по всему миру страдает серьезными нарушениями в речевом развитии. Тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями растет с каждым годом. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным доктора медицинских наук И.С.Скворцова, у 70% новорожденных детей выявлены различные перинатальные поражения мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения отрицательно сказываются на последующем развитии ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. В норме уже к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Различные нарушения речи у детей дошкольного возраста ведут к отставанию психического развития, ограниченности мышления, трудностям в дальнейшем овладении чтением и письмом.

    Дислалия – нарушение устной речи дошкольников, в школе сопровождается дисграфией. Согласно исследованиям, дисграфия (специфическое нарушение письма) выявляется у 53 % учащихся вторых классов. Высокая распространенность дисграфии среди школьников специалисты связывают с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН (фонетико-фонематическим недоразвитием) или ОНР (общим недоразвитием речи). Они выявляются при специальном логопедическом обследовании, при их наличии невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

    Распространенность дислексии (расстройство навыков чтения) среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией от 20-50% случаев. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова и т.д.).

    Проблема

    Чтобы выяснить реальную картину состояния ЗКР воспитанников в сентябре мы провели дополнительное мониторинговое исследование, использовали дополнительную диагностическую карту по развитию ЗКР.

    Результаты диагностики:

    Продиагностированы дети 5 групп двух средних, старшей, подготовительной и старшей разновозрастной (общее количество 120 человек). 30 % детей от общего количества имеют низкий результат, т.е. недостатки произношения по показателям «Звукопроизношение» и «Дифференциация звуков». А в некоторых группах до 50% детей имеют недостатки звукопроизношения в той или иной степени.

    Актуальность

    Отсутствуют ставки логопеда и психолога в саду. Да в некоторых вопросах мы не компетентны, когда речь идет об определенных диагнозах и специальной коррекционной работе. Но «Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя» предъявляет новые требования к воспитателю детского сада. Наступает время, когда профстандарты из рекомендаций становятся обязательными нормами.

    Разработчики программы «Радуга» прекрасно понимают современные проблемы детского сада, очень большое внимание уделяется в новых методических пособиях по речевому развитию под редакцией Т.И.Гризик ЗКР. И это уже требования программы.  Мы обязаны их выполнять.

    Направления речевого развития в ДОО

    Работа по развитию речи в детском саду проводится в системе, по следующим основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову.

    Содержание образовательной области «Речевое развитие» по ФГОС ДО

    Речевое развитие выделено в отдельную образовательную область во ФГОС ДО. Стандарт определяет содержание образовательной области «Речевое развитие» следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

    (Пункт 2.6 ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»))

    Формы работы по ЗКР

    - НОД по речевому развитию, знакомству с буквами, обучению грамоте

    - НОД по другим образовательным областям. Отдельные разделы по звуковой культуре речи включены в НОД по музыке (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные, хоровые дидактические игры)

    - В совместной и индивидуальной работе вне НОД

         (АГ, ПГ, ДГ; прогулка и другие режимные моменты; игры:      

         дидактические, подвижные (с произношением    

         слов), сюжетно-ролевые, театрализованные, словесные игры)

    Для правильного и эффективного педагогического воздействия воспитателю необходимо знать возрастные особенности речевого развития воспитанников. Попробуйте угадать возраст детей по описанию возрастных особенностей развития ЗКР.

    3 года

    Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме.

    В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.

    Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.

    Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.

    5 лет

    У детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании, нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорит о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.

    Дети осуществляют более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.

    Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных.

    Большинство детей усваивают и правильно произносят шипящие и сонорные звуки, отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.

    Задачи воспитания ЗКР

    Воспитание звуковой культуры речи включает следующие задачи:

    - Укреплять голосовой аппарат. Совершенствовать моторику артикуляционного аппарата посредством АГ, проводимой систематически. Упражнять детей и знать самим воспитателям в умении проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя).

                      Оля важно так шагает.
                                    Далеко? Сама не знает. 
                            По дорожке: "Топ-топ",
                                   Через кочку - оп.

           

          Мастер-класс «Проведение артикуляционной гимнастики (АГ)»

    - Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка.

    Мастер-класс «Артикуляция звука (с использованием индивидуальных зеркал)»

    - Развивать речевое дыхание через игры на выработку воздушной струи через игры на сдувание и поддувание. (Правильное речевое дыхание: короткий вдох через нос и длительный выдох. Плечи не поднимаем, щеки не надуваем.) Упражнения на развитие речевого дыхания помогают развивать способность произносить длинные фразы и являются профилактикой физиологического заикания.

    Дыхательное упражнение «Карандаш»

    - Развивать речевой слух, развивать слуховое внимание (через ЧХЛ, произведений УНТ, слушание музыки, звучания инструментов, шумелок, словесные игры и т.д.)

    речевой слух – способности точно воспроизводить все стороны звучащей речи;

    слуховое внимание – способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука;

    - Знакомить со слоговой структурой слова. Упражнять в умении определять количество слогов в словах (по схеме, на слух).

    Мастер-класс «Использование загадок в НОД по обучению грамоте. Приемы деления слов на слоги»

    - Развивать фонематический слух. (Фонематический слух – это способность различать звуки речи. Дети с хорошим фонематическим слухом способны опознавать звук в речевом потоке, понимать значение слов, различающихся одним звуком (мишка-миска)). - Ввести понятия «гласные и согласные звуки», «мягкие и твердые согласные звуки», «звонкие и глухие согласные звуки».

    - Упражнять в умении выделять слова с заданным звуком из речевого потока, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец слова), последовательность звуков в простых словах (суп, мак, лук).

    Мастер-класс «Сравнительный звуко-буквенный анализ слов КОТ и КИТ»

    Он мяукал  у дверей?

    Открывайте мне скорей,

    Очень холодно зимой!

    Кто же просится домой?

    (Кот.)

     - Скажем вместе КОТ. В слове спрятались три звука. Какие?

    -. Послушайте меня (утрированное произношение)

    К-К-О-О-О-Т-Т.

    - Давайте определим первый звук [K]-

    - Он гласный или согласный? Почему? (Мы не можем его пропеть. Значит он – согласный) - Он твердый или мягкий?

    - Он звонкий или глухой? Как вы определили? (произносится без голоса, горлышко не дрожит)

    - Какой второй звук в слове КОТ? [О]

    - Гласный ли согласный? Почему?

    - Какой третий звук? [T]

    - Гласный или согласный? Почему?

    - Он твердый или мягкий?

    - Он звонкий или глухой? Как вы определили? (произносится без голоса, горлышко не дрожит)

    Рассекает океан,

    Из спины живой фонтан!

    Страшен и огромен он,

    Но ест крошечный планктон.

    (Кит)

    - Сколько звуков в этом слове?

    - Первый? [K']- согласный, мягкий, глухой

    - Второй? [И] – гласный

    - Третий? [T] – согласный, твердый, глухой

    -  Слово КОТ начинается с твердого звука [K]

    -  Слово КИТ начинается с мягкого звука [K']

    - Звуки [K]  и [K'] обозначаются буквой КА Кк (Это первый раз, когда произносится название буквы, второй раз, когда её рисуем или лепим, или выкладываем из разных материалов. Все.)

    - [K], [K']. Что вы слышите? (Вы слышите звуки) Я произнесла звуки.

    - Что вы видите? (Вы видите букву КА) Я нарисовала букву КА.

    - Смотрим на буквы, а произносим звуки, которые они обозначают.

    - А (а) Б (б, б') В (в, в') и т.д.

    - Дошкольники могут и не знать названия букв с призвуком, им не обязательно знать алфавит. Мы их должны научить различать звуки.

    - Упражнять детей в дифференциации звуков (ш-с), (ж-з), (ц-с) и т.д.         

    - Развивать интонационную выразительность речи (силу, высоту, темп и ритм речи).

    - Работа над дикцией. Использование чистоговорок, скороговорок.

    Мастер-класс «Разучивание чистоговорок и скороговорок»

    - Развитие мелкой моторики. Часто у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. Средняя группа -15 заданий (Кольцо, Коза, Заяц и т.д.). Развитие тактильных ощущений: Чудесный мешочек (качество и форма предмета). Упражнения на координацию «Ладонь-ребро-кулак», «Коза-заяц». Пальчиковые игры. Ниткопись. Бисерография.

    - Знакомить с орфоэпическими нормами русского языка. Познакомить с ударением. (Речь воспитателя – образец для детей)

     

    РППС по речевому развитию

    - Проделана большая работа в группах. Часть РППС по ЗКР представлена на слайдах.

    Взаимодействие сада и семьи в вопросах воспитания ЗКР детей

    Цель взаимодействия детского сада и семьи в свете концепции ФГОС ДО: объединить усилия взрослых для успешного развития детей, сформировать желание у родителей помогать ребенку преодолевать проблемы и радоваться успехам.

    Взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет получить желаемый результат в речевом развитии воспитанников.

    Выступление «Опыт работы с родителями по воспитанию ЗКР детей»

    Формы взаимодействия по речевому развитию детей:

    - анкетирование,

    - родительские собрания-встречи (организационное, тематическое, итоговое),

    - индивидуальные беседы,

    - участие в речевых традициях группы: «Копилка слов» (оформление в книжечку «Мягкие слова», «Ласковые слова»), «Я дарю тебе словечко» (веселые слова, ласковые слова и т.д.),  «День рождения звука» (стихи, песенки картинки с трудным звуком),

    - Газета по различным речевым проблемам (рубрики «Зачем языку делать зарядку?», «Почему сначала звуки, а потом буквы?», «Как руки помогают язычку?» и т.п.)

    - Домашние задания.

    - Проектная деятельность.

    - Досуги, праздники.

    - Игротека - подборка игр определенного содержания («Кто так кричит?», «Слушаем звуки улицы», «Рифмы»).

     «Игротека»

     Игротека – уникальная форма взаимодействия. Организуется в вечернее время, является досуговой деятельностью. Подбораются игры определенного содержания (например по ЗКР). Это могут быть настольно-печатные игры, подвижные и словесные дидактические игры, интерактивные игры. Можно включать стихотворения на заданный звук, который дети научились говорить, песенки, загадки, чистоговорки, логоритмические упражнения и другие формы совместной деятельности.

    Мастер-класс «Проведение музыкальных игр на развитие слухового внимания»

    Мастер-класс «Интерактивная игра по воспитанию звуковой культуры речи»

         Мастер-класс «Проведение логоритмического упражнения»

    «П/и «Цветы и пчелки»

    Цель: Автоматизация звука Ж.

    Описание игры: часть участников – пчелки, другая часть – цветы. Пока играет музыка, все участники легким бегом перемещаются по залу врассыпную, руки на поясе. Музыка останавливается, цветы присаживаются на колено, а пчелки летают между цветами, машут крыльями и жужжат. Потом меняются ролями.

    Работа по подгруппам. Настольно-печатные игры по ЗКР.

    Аналитическая справка по результатам тематического контроля.

    Обсуждение проекта решения педсовета:

    1. Продолжать работу по формированию, развитию и совершенствованию ЗКР детей, используя формы работы, предлагаемые в методических пособиях Гризик Т.И «Развитие речи детей» с пометкой ФГОС ДО: ежедневно планировать и проводить в соответствии с методическими рекомендациями АГ, ПГ (три раза в день), упражнения по развитию речевого дыхания (вечер), использование в работе дидактических игр и упражнений по ЗКР.

    Ответственные: воспитатели групп

    Срок: постоянно

    2. Пополнить развивающую среду в группах игровыми пособиями по развитию речевого дыхания, по развитию мелкой моторики, предлагаемыми в соответствии с возрастными возможностями детей в методичках по «Развитию речи детей» Гризик Т.И. Обратить внимание на предлагаемые в пособиях для использования в работе с детьми «Речевые традиции группы»: «Речевой дворик», «Чудо-дерево» и «Копилка слов».

    Ответственные: воспитатели групп

    Срок: январь 2016г.

    3. Реализовать педагогический проект по развитию ЗКР у детей.  Запланировать и провести в рамках проекта мероприятие совместно с родителями (литературный вечер, театрализованный досуг, «Игротеку» по речевому развитию) или пригласить родителей посетить НОД по развитию речи.

    Ответственные: воспитатели групп

    Срок: апрель 2016г.

    Рефлексия

    Слова бывают разные:

    Хорошие, простые.

    Слова бывают праздные,

    Ненужные, пустые.

                           А.Л. Барто.

    -Какие «нужные» слова вы сегодня услышали. Что узнали нового и обязательно будете применять в работе?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

    Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

    Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

    Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

    Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

    Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

    Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

    Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

    Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

    laquo;Скороговор­ки — этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего орга­на, который был бы способ...

    Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».

    В конспект педсовета включены теоретическое обоснование основных направлений работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников и практическая часть в форме представленных педагогами мастер-...