Стихи о зиме
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Дмитренко Елена Борисовна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_razvitie_rechi_zauchivanie_stihotvoreniy_o_zime.docx37.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  «Речевое   развитие»

«Чтение и заучивание стихотворений о зиме»

 в средней группе

Цель: приобщать детей к поэзии.

Программное содержание:

Обучающие:

  • Учить детей  запомнить стихотворение В. Орловой «Почему медведь спит зимой».
  • Формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу.

Развивающие:  

  • Развивать познавательные способности, умение анализировать, делать выводы.
  • Развивать диалогическую и интонационную выразительность речи.
  • Развивать память детей, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию положительных эмоций детей, при общении друг с другом.
  • Воспитывать интерес к литературе, эстетические чувства. 

Словарная работа: активизировать в речи детей прилагательные - снежная, холодная, морозная, ветреная; пушистый, мягкий, грязный, холодный.  Закрепить в словаре детей слова - метель, ветер, вьюга.

Предварительная работа: беседа о зиме, наблюдения на прогулке, разучивание игры «Ой, мороз, мороз, мороз...».  

Методы и приёмы:

Игровой:  организационный момент «Солнышко, солнышко, в небе свети!», игра «Ой, мороз, мороз, мороз...»,  инсценировка стихотворения В.Орловой  «Почему медведь спит зимой».

Наглядный:   рассматривание иллюстраций.

Словесный:  беседа по   рассматриванию иллюстраций, чтение воспитателем  стихотворения И. Сурикова «Зима» беседа по стихотворению, чтение воспитателем стихотворения  В.Орловой  «Почему медведь спит зимой», дети читают совместно с воспитателем стихотворение В.Орловой  «Почему медведь спит зимой».

Материал: 

Демонстрационный:  иллюстрации о зиме.

Ход НОД.

I часть.

Дети с воспитателем в игровой зоне стоят в кругу.

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки  и улыбнемся друг другу самой доброй и приветливой улыбкой в мире.

Солнышко, солнышко, в небе свети!

(дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни.

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим в ладоши твои.

(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

Нас покружи, оторвав от земли.

(Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок

(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки),

Там все мы встанем дружно в кружок

(образовывают круг),

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко с нами по кругу идет.

(Идут по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки,

(хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки.

(Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой

(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку),

Мы же на место сядем с тобой

(тихо, спокойно садятся на свои места).

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Маша. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, почему Маша так тепло одета?

Дети: Холодно, зима.

Воспитатель: Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?

Вот сейчас мы с вами поиграем – Маша будет передавать вам снежинку, а вы попробуйте ответить на вопросы.

Воспитатель: Какая у нас зима?

Дети:  Снежная, холодная, морозная, ветреная.

Воспитатель: Что бывает зимой?

Дети: Метель, ветер, вьюга, река замерзла.

Воспитатель: Что можно сказать о снеге? Какой он?

Дети: Пушистый, мягкий, укрыл всю землю, грязный, холодный.

Воспитатель: Молодцы, хорошо описали зиму!

  Кукла спрашивает, когда же будет тепло, будет ярко светить солнышко, можно будет загорать.

Дети: Летом.

II часть. Основная часть.

Воспитатель: Не расстраивайся, Лида, зима тоже хорошее время года. Давайте посмотрим, как красиво зимой! 

   Рассматривание иллюстраций.

Воспитатель: Ребята, какие краски в основном использовали художники в своих работах?

Дети: Синюю, голубую, белую

Воспитатель: Почему?

Дети: Изображали снег.

Воспитатель: А снег какой?

Дети: Белый, холодный, пушистый, мягкий.

Воспитатель: На что он похож?

Дети: На одеяло, покрывало, пеленку.

Воспитатель: Ребята, Маша, вам понравилась зимняя природа?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Ой, мороз, мороз, мороз...»:

Ой, морозморозмороз,

Щиплет щечки, (по тексту выполняем пощипывания)

Щиплет нос,

Щиплет ушки,

Щиплет губки,

Забирается под шубки, (ручки спрятать подмышки)

Чтоб согреться, посмотри,

Все как следует, потри. (По тексту выполнять растирания)

Потри щечки,

Потри нос,

Потри ушки,

Потри губки.

Пар пошел даже из шубки.

(Сложить губки трубочкой, сделать долгий плавный выдох).

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились. Ребята, не только художники, но и поэты в своих стихах передают красоту зимней природы. Послушайте внимательно стихотворение И. Сурикова «Зима».

     Чтение воспитателем стихотворения.

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Божьи дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозцы - и зима настала.

Воспитатель:  Вам понравилось?

Дети: Да.

Воспитатель: Какой снег в стихотворении?

Дети: Белый, пушистый.

Воспитатель: Что он делает?

Дети:  В воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.

Воспитатель: С чем сравнивает поэт снег в стихотворении? На что он похож?

Дети: Белая пеленка, пелена.

Воспитатель: Ребята, кукла Маша спрашивает: «Как понять слова: «темный лес – что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею крепко, непробудно»? О какой шапке говорит поэт?

Дети: Снег.

Воспитатель: Ребята, а еще мне очень нравится стихотворение В.Орловой  «Почему медведь спит зимой». Давайте, я прочитаю вам четверостишие, а вы внимательно послушаете:

- Мишка, мишка,

Что с тобой?

Почему ты спишь

Зимой?

- Потому, что

Снег и лед

Не малина

И не мед.

Стихотворение педагог читает несколько раз. Затем дети читают совместно с воспитателем.

Воспитатель: Дети, предлагаю вам не только заучить слова этого стихотворения. Чтобы смотрелось и слушалось более интересно, это стихотворение можно инсценировать. Мы с вами, с помощью, считалочки, выберем медведя. Остальные ребята будут интересоваться у него, почему он спит зимой, а «медведь» объяснять причину своей спячки.

Сценку можно повторить несколько раз, выбирая в роли «медведя», другого ребенка.

III часть. 

Итог и анализ деятельности:

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали?

  Ответы детей.

Воспитатель:  Что вам понравилось больше всего?

  Ответы детей.

Воспитатель: Кукла Маша говорит спасибо, ей теперь тоже очень понравилось у вас в гостях. Давайте скажем "До свидания!".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

стихи о зиме

подборка стихов...

Картотека стихов о зиме.

Картотека стихов о зиме....

Стихи о зиме.

Стихи о зиме.Воспитывать интерес и любовь к художественным произведениям.Видеть и понимать красоту окружающую нас....

ЗИМА. Загадки, пословицы, приметы, поговорки и стихи про зиму

Загадки, пословицы, приметы, поговорки и стихи про зиму...

Методическая разработка.Сценарий конкурса стихов о зиме "Поёт зима, аукает..."

Методическая разработка.Сценарий конкурса стихов о зиме "Поёт зима, аукает..."...