«Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»
проект по развитию речи (старшая группа)

Гарина Светлана Леонидовна

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mnemotehnika.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Малиновский детский сад», Красноярский край, Ачинский район,

п. Малиновка

По доминирующей деятельности: речевой

По количеству участников: групповой

Характер контактов: среди детей одной группы

По продолжительности: краткосрочный (07.11.2021-18.11.2021)

Заявитель: дети старшей группы

Автор проекта: воспитатель Гарина Светлана Леонидовна.

Проблема:

Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, недостаточный словарный запас, плохая дикция.

       Актуальность проекта

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связанных друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать, о чем -нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).

Дошкольный возраст — это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

По моему мнению, мнемотехника является эффективным средством развития связной речи дошкольников.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Результаты диагностики показали, что определенное количество детей имеет недостаточный уровень речевого развития. Именно эта проблема послужила созданию проекта.

Цель проекта: 

развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники

Задачи проекта:

- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.;

- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

- формировать навыки культурного речевого общения;

- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)

Гипотеза: эффективность формирования связной речи у старших дошкольников будет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.

Ресурсы проекта:

Программное обеспечение: используемый проект разработан мною в полном соответствии с требованиями комплексной программы «Детство» (Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой)

Материально-технические ресурсы: Группа детского сада, игровая комната, музыкальный зал соответствуют современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям, аудио проигрыватель.

дидактические игры,

сюжетно-ролевые игры,

подбор наглядного материала (иллюстрации, зарисовки,

Кадровые ресурсы: Воспитатели, дети, родители, логопед, музыкальный руководитель, инструктор физ. воспитания.

Этапы проекта:

Организационный Оценка уровня словесно-логического мышления; Постановка проблемы и цели. Проведение методику «трёх вопросов». Составление перспективного плана работы по проведению проекта. Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой Проявление интереса и помощь в подборе тематического материала. Проявление интереса к теме проекта и принятие участие в сборе тематического материала.

Участие в анкетировании.

Основной. В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта: Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх. Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.

Заключительный.Оформление выставок детско-родительских работ, презентация проекта. Создание детьми своих творческих мини-проектов: рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материала. Оформление наглядной информации в родительском уголке.

План образовательной деятельности.

Речевое развитие: работа с мнемотаблицей по теме «Времена года», «Перелетные птицы», «Космос».

Составь пословицы и поговорки (работа с мнемоквадратами).

Пересказ сказки «Гуси- лебеди» по мнемотаблице. Составление загадок. Отгадывание мнемозагадок.

Составление предложений о весне, птицах, планетах по мнемодорожкам. Мнемотаблицы, мнемокавдраты для составления рассказов.

Дидактические игры «Звуковые кармашки», «Рассели по домикам».

Заучивание стихов на тему «Весна», с привлечением родителей (мнемотехника).

Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям (сказки).

Составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице.

Социально-коммуникативное развитие «Найди по описанию»; «Узнай и назови»; загадки о животных; «Цветы»; «Звуковая ромашка»«Кто в домике живёт»«Угадай кто?» Размещение игр в центры активности «Собери поговорку», «Расскажи сказку».

Познавательное развитие 

Беседы «Перелётные птицы».

Наблюдения за объектами и явлениями природы.

Н\п игры на тему «Перелётные птицы»«Космос». Выставка мнемотаблиц для развития речи детей

Консультация для родителей «Мнемотехника».

Проведение индивидуальных бесед с родителями.

Художественно-эстетическое развитие.

 «Рисуем слова».

Графическая зарисовка мнемотаблиц. Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами, иллюстрациями. Атрибуты для театрализованной деятельности. Пластилин, карандаши, мелки, краски,

Ожидаемый результат раскраски, трафареты.

Физическое развитие. П/и «Охотники и утки»«Кошка и скворцы». Спортивный инвентарь: скакалки, мячи, кольцебросс: Улучшение показателей связности речи;

У детей сформированы умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

Родители проявили большой интерес к теме проекта.

Критерии оценки результатов по диагностике:

Низкий: Ребёнок не проявляет интереса к теме проекта, не проявляет интереса к пересказу сказок, разучивает стихи загадки только по предложению воспитателя. Не всегда включается в коллективную деятельность по изготовлению мнемоквадратов, мнемодорожек. Не может раскодировать значение образов в таблицах.

Средний: Ребёнок проявляет интерес к теме только после предложения воспитателя, с помощью взрослого преобразовывает образы в слова, пересказывает рассказы и заучивает стихи по мнемотаблицам. Включается в коллективную познавательную деятельность группы, но только по предложению воспитателя. Проявляет интерес активность творческой деятельности.

Высокий: Ребёнок проявляет интерес к теме проекта, инициативу в речевой деятельности по составлению, пересказу, сочинению по мнемотаблицам. Самостоятельно придумывает образы заменяемые слова, сочиняет загадки, составляет поговорки по мнемотехнике. Проявляет инициативу в творческой и познавательной деятельности.

Продукт проекта:

Картотека мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям.

Мнемоквадраты

Мнемопоговорки, мнемозагадки.

Дидактические игры по мнемотехнике

Презентация проекта: «Мнемотехника как средство мотивации речевой активности»

Рефлексия: в результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;

появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно;

заучивание стихов превратилось в игру, которая очень нравится детям, что является одним из эффективных способов развития речи детей.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогают нам в развитии речи наших детей.

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции:

Низкая мотивация детей. Подобрать как можно больше интересного материала по мнемотехнике.

Отказ родителей от сотрудничества. Предоставить доступную информацию по данной теме, о её эффективности в процессе развития речи.

Высокая заболеваемость в группе. Провести беседы и с родителями, и с детьми о мерах профилактики простудных заболеваний.

Список использованной литературы:

Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.

Бондаренко Т. М «Практический материал по освоению образовательных областей»;

Волочкова В. Н и Степанова Н. В «Конспекты занятий в старшей группе» ИЗО;

Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.

Голицына Н. С «Конспекты комплексно-тематических занятий»;

Интернет ресурсы

Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Работа с мнемотехникой, как и все остальное , строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с мнемоквадратов, затем мнемодорожек и переходить постепенно к мнемотаблицам. Причем, в младше...

Опыт работы по теме: "Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников"

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

Статья :"Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников."

В статье описана предыстория появления мнемотехники,а так же современные её приёмы,для облегчения запоминания материала и развития связной речи у дошкольников....

Консультация для логопедов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР"

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников ...

Консультация «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:-Односложная, состояща...

презентация "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

в презентации даны цели и задачи , решаемые с помощью мнемотехники, где её можно применять....

Проект по познавательно-речевому развитию «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Данный проект предназначен для работы педагогв, если в группе у детей недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут рассказать литературное произведение....