Консультация для педагога
консультация по развитию речи

Консультация для педагогов с элементами практического показа  на тему: "Речедвигательная игра. Использование фольклора в группах раннего возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 51»

городского округа город Салават Республики Башкортостан

Консультация для педагогов с элементами практического показа

на тему:

«Речедвигательная игра. Использование фольклора в группах раннего возраста»

                                                                                        Подготовила: воспитатель            

                                                                                        Оськина А.В.

                                     

г. Салават

Консультация для педагогов с элементами практического показа

на тему: «Речедвигательная игра. Использование фольклора в группах раннего возраста»

Слайд 1 – титульный лист

В ДОО на сегодняшний день одна из самых актуальных тем – коррекция речевых нарушений, поскольку именно эта патология наиболее часто встречается в этом возрасте, а также наиболее эффективно поддаётся коррекции. Коррекционная направленность упражнений, объединяющих речь, интонацию, звук, жест, мимику, движение, ощущение, даёт положительные результаты, имеющие доказательство в педагогической практике.  

Голос – важное средство общения человека с окружающим миром. Овладение ребёнком речью сначала связано с интересом к звуковой её стороне, поэтому первый опыт реализации себя в звуках обычно начинается со звукоподражания. Это вызванные звуком эмоции, к которым добавляется и имитационно-двигательная активность. Сила голоса и движения помогают ребёнку сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение.

Слайд 2

Речедвигательные игры и упражнения – разговорно-игровой метод, дают детям         почувствовать         возможности         своего голоса, поиграть         им, одновременно выплёскивая лишнюю энергию и снимая эмоциональное напряжение. Этот метод делает развитие голоса и решение коррекционных задач весёлым и интересным для детей занятием.  

Слайд 3

Задачи речедвигательных упражнений:

  • Развивать музыкально-двигательные способности, чувство ритма, память, речевое интонирование, певческие навыки;
  • Корректировать речевые нарушения;
  • Развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентацию, двигательную память;
  • Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
  • Воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность, творчество, чувство коллективизма;
  • Использовать игровую мотивацию, элементы психогимнастики, пантомимы
  • Расширить лексический запас детей.
  • Учить детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.
  • Развивать творческую фантазию и воображение.

Систематическое использование голосовых игр готовит ребёнка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный         и         музыкально-певческий         слух,         помогает         устранению дефектов речи, а добавление различных видов движений (от мимики до танца) решает ещё более обширный комплекс психофизических задач.  

Слайд 4

Речедвигательные игры и упражнения основаны на взаимосвязи речи и движения, и в этом их особая польза для развития ребёнка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи – при участии движения. Язык жестов, телесно-пластическая деятельность человека предшествовали звуковому языку исторически.  

Поиск пластического сопровождения текста является способом эмоционального вовлечения ребёнка в процесс. Пластическое отображение текста создаёт особое мотивационное пространство, в котором каждый ребёнок оказывается сотворцом если на занятиях используются стихийные идеи детей, лишь иногда корректируемые педагогом.  

Простейшим движением и в то же время простейшим пластическим отображением текста станет использование при декламации «звучащих жестов».

Слайд 5

Этапы работы над речедвигательными играми и упражнениями:

На первом этапе работы текст выразительно декламируется педагогом.

На втором этапе, когда текст уже на слуху, или даже выучен детьми, добавляется метр «звучащих жестов», сопровождение на шумовых инструментах (использование шумовых инструментов как вид движения), или же музыкальное сопровождение.

Такая разнообразная работа с одной моделью позволяет не понятийно, а практически и в очень доступной форме представить детям многообразие выразительных возможностей текста.

  Небольшой объём коротких стишков, четверостиший позволяет каждому ребёнку воспринять (понять, осознать) и быстро запомнить новый текст, помогает ему и мнемотехника, образные картинки, сопровождение движениями по тексту. Повторение стишка с разной интонацией, тембровой окраской развивает эмоциональную сферу. Подобные упражнения обеспечивают развитие ребенка, а также имеют общеоздоровительную и профилактическую функцию.

Слайд 6

Речедвигательные игры и упражнения можно рекомендовать самым маленьким – подпевание взрослому.

Дошкольники могут разыгрывать песенки вместе с взрослыми, а также исполнять их сами, включаясь в спонтанное голосовое музицирование.

Для старших дошкольников песенки и игры могут стать основой для творческого исполнения, что развивает восприятие и музыкальное мышление.  

Детские голосовые игры готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению в обыденной жизни и являются полезными для развития    речи и свободы самовыражения.

Использование фольклора в группах раннего возраста

Слайд 1

Фольклор – устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, колыбельные.

Слайд 2

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Русские народные сказки.

Разные фольклорные формы всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников.

Так же, дети очень любят сказки. Сказка является нравственным поучением, доступным детям в любом возрасте. Важно, при рассказывании сказки использовать наглядность: иллюстрации, инсценировки. При знакомстве со сказкой необходимы повторы. Что бы у детей не пропадал интерес к сказке, используют различные виды театра для инсценировки (кукольный, пальчиковый, театр би-ба-бо).

Произведения фольклора используются как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность русского фольклора привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, имитировать движения. Это в свою очередь способствует развитию мелкой моторики, разговорной речи, позволяет сделать речь детей эмоционально-выразительной.

Слайд 3

Через устное народное творчество обогащается словарь дошкольников, происходит развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха, произведения народного творчества помогают не только овладеть родным языком, но и, понять его красоту, лаконичность, приобщают к культуре своего народа.

Малые формы фольклора «являются первыми художественными произведениями», которые слышит ребенок.

Презентация прилагается.


РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПОКАЗА

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)

«Осень»

Ветер по лесу летал,                      (Плавные, волнообразные движения

Ветер листики считал:                    ладонями.)

Вот дубовый,                                    (Загибают по одному пальчику на

Вот кленовый,                                    обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки - золотой,

Вот последний лист с осинки          (Спокойно укладывают ладони на стол.) 

Ветер бросил на тропинку.

«Дождик»

Координация речи и движения

К нам на длинной тонкой ножке     (Прыжки на одной ноге по кругу.)  

Скачет дождик по дорожке.              

В лужице – смотри, смотри! –          (Дети стоят лицом в круг;

Он пускает пузыри.                             ритмичные приседания.)

Стали мокрыми цветы.                       (Руки верх потряхивания кистями.)

Мокрый серый воробей                      (Встали, руки вдоль тела, потряхивания

Сушит пёрышки скорей.                      кистями.)

«Капуста»

Тук! Тук! Тук! Тук!             (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,

Перетерли,                             (Хватательные движения обеими рука-

ми.)

Посолили                                (Указательный и средний пальцы трутся о большой.)

И набили плотно в кадку.      (Удары обеими руками по столу.)

 

Все теперь у нас в порядке.   (Отряхивают руки.) 

«Апельсин»

Мы делили апельсин.               (Дети разламывают воображаемый апельсин                                                                      на дольки.)

Много нас,                                  (Показывают 10 пальцев)

А он один.                                   (Показывают 1 палец.)  

Эта долька        для ежа.             (Загибают большой палец левой руки.)

Эта долька        для стрижа.     (Загибают указательный палец.)  

Эта долька        для утят.         (Загибают средний палец.)

Эта долька        для котят.        (Загибают безымянный палец.)

Эта долька        для бобра.        (Загибают мизинец.)

А для волка — кожура.        ( Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас                     (Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)

Беда!!!

Разбегайтесь —                          («Бегут» пальцами по столу.)

Кто куда!

«Птички»

Эта птичка – соловей,              (Дети загибают по одному пальчику на обеих                                                              

Эта птичка – воробей,               руках.)

Эта птичка – совушка,

сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель.

Эта птичка - злой орлан.           (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам.        (Машут обеими руками, как крыльями.)

«Медведь»

Координация речи с движением, развитие ловкости,

развитие речевого дыхания

Как на горке — снег, снег, (дети стоят кружком, в центре которого «спит медведь»; руки постепенно поднимаются вверх — вдох.)

И под горкой — снег, снег,          (Приседают, опускают руки — выдох.)

И на елке — снег, снег,                    (Опять встают и поднимают руки — вдох.)

И под елкой — снег, снег.          (Приседают, опускают руки — выдох.)

А под снегом спит медведь.

Тише, тише… Не шуметь. (На цыпочках бегут по кругу. На последних

словах «медведь» просыпается и бросается ловить детей.)

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....