"Русская народная игрушка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

"Русская народная игрушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_russkaya_narodnaya_igrushka.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

 «Русская народная игрушка».

Цель: Развитие связной речи детей, дать представление об истории возникновения русской народной игрушки – матрешке

Задачи:

Образовательные:

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства предметов. Упражнять в образовании прилагательных от существительных.

Звуковая культура речи: закреплять четкое и правильное произношение звука [с] в чистоговорке .

Уточнять представление о значении слов «мудрец», «пестрый», «сарафан», «передник».

Развивающие:

Развивать связную речь, внимание, мышление.

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Воспитательные:

Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к изделиям мастеров, народному творчеству.  

Воспитывать умение слушать и слышать друг друга и воспитателя.

Предварительная работа: беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов.

ХОД НОД:

Воспитатель:  «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было все понятно. Усядемся на пригорке да расскажем чистоговорку: «Купила бабуся бусы Марусе». (чистоговорку произносят все вместе медленно и тихо, затем еще раз громко и быстро). 

Дети сидят полукругом на стульчики

Воспитатель: Одна знакомая девочка, мне рассказала  историю, которая приключилась у них в детском саду. Слушайте внимательно и запоминайте, мы будем ее обсуждать.

«Однажды Катя принесла из дома не совсем обычную куклу. Сделана она была из дерева. Она была очень красиво расписана. На ней был синий, словно летнее небо, сарафан с цветочками и такой же платочек. Ее можно было собирать и разбирать. Когда ее разберешь, то получалось много кукол. Эта кукла называлась – матрешка. Ребятам очень понравилась кукла. Все стали рассматривать и восхищаться, до чего же она красивая. Одна Маша стояла немного в стороне и думала: «Подумаешь, матрешка!» Ей не хотелось, чтобы все говорили, какая у Кати замечательная кукла.

Когда дети стали собираться на прогулку, Маша немного задержалась в группе. Она взяла самую маленькую матрешку и спрятала ее.

Вечером Катя обнаружила пропажу. Она сильно расстроилась, так как это был подарок бабушки. Миша увидел, что Катя расстроилась. Он подошел к ней и предложил поискать матрешку. Вдвоем ребята быстро нашли пропавшую куклу».

Воспитатель: Понравилась вам история?

Дети: история понравилась

Воспитатель: Вам кого-нибудь стало жалко в этой истории? Почему?

Дети: жалко Катю, потому что у нее спрятали матрешку

Воспитатель: Чей поступок можно назвать неправильным и почему?

Дети:  Маша поступила не правильно спрятав матрешку

Воспитатель: Как по-другому можно назвать поступок Маши?

Дети: Нехороший, плохой, вредный, некрасивый

Воспитатель: Что нужно сказать Маши, чтобы она поняла, что поступила плохо?

Дети:  чужие вещи брать не хорошо, нужно спрашивать, если хочешь поиграть

Воспитатель: Кто-нибудь может рассказать, кого следует похвалить и почему?

Дети: мальчика Мишу

Воспитатель: Как можно назвать поступок Миши?

Дети: хорошим, отзывчивым

Воспитатель: Миша как поступил?

Дети: настоящий друг

Воспитатель: Как бы вы поступили, если бы увидели, что ваш друг или подруга чем-то огорчены?  

Дети: спросить что случилось, пожалеть, помочь

Воспитатель: Я надеюсь, что у нас в группе таких ситуаций не будет, когда кто-то специально совершает нехорошие поступки, чтобы досадить своему другу.

Физкультминутка

 Солнце яркое встает, (пальцы растопырены, руки подняты до уровня лица) 

В мастерскую собирается народ (ходьба на месте)

Под руками глина – слой на три аршина (руками «обхватывают большой ком») 

Стали шарики катать – как снежки, бывало (изображают, как лепят снежки) Глину щупать, глину мять (сжимают и разжимают пальцы)

Кто-то сделал индюка – распушенные бока, (руки на поясе, повороты вправо, влево)

У кого-то глина стала вдруг павлином (руки за спиной, ладони «хвост павлина») 

Удивительному чуду мы поклонимся не раз, (наклоны вперед) 

А затем пойдем мы в пляс (кружатся.)

Воспитатель: А сейчас мы узнаем кто из вас самый внимательный. Вспомните, какую игрушку принесла Катя  в группу?

Дети: матрешку

Воспитатель: Почему она была необычная?

Дети: Она была красиво расписана.  Ее можно было разбирать и собирать

Воспитатель: А вам нравится матрешка?

Дети: нравится, она веселая игрушка, расписная матрешка 

Воспитатель: Матрешка родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Владимирович Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика – мудреца. Это была игрушка – неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая кукла только поменьше.

Воспитатель: Скажите, что значит «мудрец»?

Дети: очень умный человек, мудрый

Воспитатель: художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японского старика-мудреца. Кукла эта была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой сидела кукла поменьше, а в той еще меньше и т. д. Он нарядил каждую куклу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек.

Воспитатель: Кто знает, что такое «сарафан»?

Дети: женское платье без рукавов, под него одевается рубашка с длинными рукавами

Воспитатель: Что такое «передник»?

Дети: фартук

Воспитатель: Что значит «пестрый» передник?

Дети: разноцветный

Воспитатель: А какие передники у этих матрешек: пестрые или одного цвета?

Дети: пестрые

Воспитатель:  у матрешек одинаковые наряды или нет?

Дети:  разные

Воспитатель: А кто вспомнит, какой наряд был у матрешки, которую принесла девочка Катя в нашей истории?

Дети: синий сарафан с цветочками и такой же платочек

Воспитатель: С чем сравнивается сарафан матрешки в рассказе?

Дети: он был синий, словно летнее небо

Воспитатель: Малютин назвал куклу Матрешей, старинным русским именем. Потому что, так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась Матрешка.

Рассматривание народных игрушек. 

Воспитатель: здесь представлены предметы, сделанные руками русских мастеров и современные игрушки. Посмотрите и выберите, какие еще старинные русские игрушки, кроме матрешки, вы здесь видите

Дети: петух, барыня, конь.

Воспитатель: Возьмите в руки по народной игрушке, расскажите, как называется ваша игрушка и из чего она сделана.

Дети: (по одному: у меня конь, он сделан из глины. Он глиняной и т.д.).      

 

Игра  «Скажи правильно» (Какие?)

Игрушки из глины – глиняные,

Из дерева - деревянные,

Из пластмассы – пластмассовые,

Из резины –  резиновые,

Из стекла –  стеклянные,

Из бумаги – бумажные,

Из картона –  картонные,

Из тряпочек – тряпичные.

Воспитатель: Что нового узнали о народной игрушке?

Дети: из какого материала сделана, кто их создал и т.д.

Воспитатель: Я хочу вам подарить Матрешку, чтобы вы с ней поиграли

Занятие закончено, спасибо, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...