Дополнительная деятельность "Музыкальный говорунчик"
методическая разработка по развитию речи

Савостьянова Алена Михайловна

Совместная дополнительная деятельноять музыкально - логопедического кружка учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию и совершенствованию речи детей  старшего дошкольного возраста, используя альбомы для закрепления звуков: "Ль", "Л", "Ш", "Р", "Рь".

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Абанский детский сад №3 «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей

ПРИНЯТО:                                        УТВЕРЖДАЮ:

На заседании                                       Заведущий Абанским д/с

Педсовета                                       №3 «Светлячок»

№ протокола________                                       С.А Лукшиц__________

«____»_________20__г.                                      «____»___________20__г.

Дополнительная деятельность - музыкально-логопедического кружок

«Музыкальный Говорунчик»

по развитию и совершенствованию речи детей дошкольного возраста.

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Срок реализации: 1 учебный год.

Составила: учитель-логопед

Савостьянова А.М.

Пояснительная записка

Ни для кого не секрет, что за последние годы возросло количество детей, имеющих нарушения   речи. И, к сожалению, из года в год их становится всё больше и больше. Поэтому проблема сопровождения таких детей приобретает особую актуальность. Важно помнить, что именно в дошкольный период звуковая сторона речи ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – успешно поддается коррекции.

Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью. Это связано с тем, что у ребенка необходимо затормозить привычное для него ненормативное произношение и сформировать новое правильное.

Перед нами стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, которые обеспечивали бы наиболее успешное овладение навыками правильного произношения. И всё это нужно делать слаженно, легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая коррекционно-развивающую работу в нудные тренировки.

Так как логопедические занятия посещает лишь часть детей (20-25 детей) в учебный год, остальные дети стоят на очереди либо занимаются дома с родителями по рекомендациям. Перед нами был поставлен вопрос,  – каким образом организовать больший охват детей, нуждающихся в логопедической помощи?

Уже доказано, что более быстрые положительные результаты появятся тогда, когда эта работа  проводится совместно всеми участниками образовательного процесса, образуя единую систему.

Поэтому для уменьшения количества воспитанников, которые нуждаются в корректировке речи,  нами была разработана дополнительная образовательная деятельность «Музыкальный говорунчик»,  при которой эффективность коррекционно - развивающей работы увеличивается, если  осуществлять эту деятельность по автоматизации звуков в тесной взаимосвязи с музыкальным руководителем.

Пение — это удивительное занятие, при котором развиваются память, внимание, мышление, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка. Он учится прислушиваться к исполнению мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных предложений, сравнивать свое пение с пением других, оценивать качество исполнения.

Певческая деятельность также является сложным процессом звукообразования, в котором наиболее важной считается вокально-слуховая координация, т. е. взаимодействие певческого, слухового и мышечного ощущения. Причинами несовершенного пения детей являются нарушения слухового и голосового аппаратов, т.е. отсутствие связи между ними. Чтобы добиться устойчивых, правильных певческих навыков необходимо научить детей, в первую очередь, различать на слух нормальный и нарушенный тембр, изменения силы, высоты голоса, т. е. сформировать у них эталон правильного голосоведения и интонирования.

Процесс развития вокальной, исполнительской культуры у детей с речевыми нарушениями является, с одной стороны, одним из направлений формирования их художественной культуры, а с другой — средством коррекции голоса, артикуляции и дыхания.

Значит, пение можно использовать как коррекционное средство для развития чувства ритма, голоса, для формирования выразительной интонации  и правильной артикуляции при произнесении звуков речи.

Для того, чтобы сделать процесс автоматизации звуков эффективным и интересным, мы решили использовать разные речевые распевки. Логопедические распевки  – это короткие фразы, рифмовки, стишки, чистоговорки для пропевания, которые применяются для коррекции звукопроизношения, темпа речи, развития речевого дыхания, слоговой структуры слова и т. д.

При проведении диагностики речи у старших дошкольников было выявлено, что в основном  у детей отсутствуют, заменяются и искажаются одни и те же звуки. Это шипящие: «Ш», «Ж», но в основном это соноры: «Ль», «Л», «Р», «Рь». После чего мы решили сделать альбомы-памятки  речевого материала по всем этапам закрепления звуков. За основу мы взяли методику Т.С.Овчинниковой «Логопедические распевки», но материал подобрали сами.

В логопедии есть своя особая система освоения звуков родного языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков; затем выговариваются слоги с «трудными» согласными – [с], [з], [ш],[ж], [ч], [щ], [ц], [л], [р], и наконец, поставленные звуки дифференцируются. Именно в этом порядке  предлагается осваивать «логопедические распевки», которые начинаются с простейших слоговых песенок и заканчиваются более сложными по  содержанию и речевому материалу песнями.

После получения полноценного устойчивого звука голоса можно переходить к пропеванию слогов, затем музыкальных фраз и маленьких песенок. При пении попевок педагог должен помочь ребенку правильно распределить дыхание.

Музыкальный руководитель организует деятельность воспитанников по автоматизации звуков в различных попевках в соответствии проходимого звука. Каждый музыкальный раздел завершается стихотворениями или рифмовками для проговаривания, своего рода речевой экзамен для оценки достижений в логопедической коррекции.

Работа логопеда заключается в развитии артикуляционного аппарата, постановке звуков, чёткой его артикуляции, идёт  процесс по автоматизации и дифференциации звуков.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Также необходимо развитие  фонематического слуха. Так как недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Из вышесказанного, основной целью данной дополнительной программы является  коррекция речи детей старшего дошкольного возраста с помощью взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя, используя логопедические речевые распевки.

Задачи:

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции, укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

2. Развивать фонематические представления и навыки.

3. Постановка и автоматизация звуков в речи.

4. Развитие музыкального слуха, чувство ритма.

5. Укрепление голосового аппарата.

6. Развитие памяти, внимания, мышления.

Основной смысл такой работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь и довести правильное произношение звука до автоматизации в свободной речи.

Данная программа составлена с учётом  использования  самомассажа языка, элементов Су – джок терапии, самомассажа   ладоней апликатором Кузнецова, массажными мячиками.

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста и включает в себя ___занятий. Занятия проходят 1-2 раза в неделю одним педагогом, либо совместно продолжительностью 25-30 минут, с подгруппой детей.

Результаты коррекционно – развивающего процесса фиксируются в журнале регистрации по итогам диагностики (первичной, итоговой).

Ожидаемые результаты:

В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Дети свободно используют в связной речи поставленные звуки родного языка.

Приложение № 1

Календарно тематическое планирование

Месяц-Октябрь

№ п/п

Тема

Деятельность на занятии учителя-логопеда

Деятельность на совместном занятии учителя - логопеда и музыкального руководителя

1

Знакомство.

Знакомство детей друг с другом, профессией логопед, понятием логопедический кабинет, логопедическое занятие. Знакомство с органами артикуляции.

Приветствие детей, создание эмоционально-положительного фона. Знакомство с педагогом, совместной деятельностью, правилами поведения на занятии.

Беседа – органы речи.

Активизация слухового внимания.

2

Речевая разминка.

Самомассаж языка. Знакомство с гимнастикой для языка. Выделение звука из ряда других звуков.

Развитие чувства ритма. Отстукивание ритмических упражнений. Музыкальная голосилка.

3

Наш весёлый язычок.

Развитие общей артикуляционной моторики. Выделение звука из ряда других звуков.

Пение гласных звуков. Прослушивание отрывков песенок, отгадывание упражнения для языка, его выполнение под музыку.

4

Нужная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика на определённую группу звуков. Выделение звука на фоне слога.

Артикуляционная гимнастика на определённую группу звуков под музыку. Удерживание артикуляционной позы.

Месяц-Ноябрь

№ п/п

Тема

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность музыкального руководителя

1

Звуки речи.

Беседа о звуках речи. Постановка звука по подражанию. Самомассаж кистей и пальцев рук су-джок шариками. Выделение звука на фоне слога.

Беседа – артикуляционный уклад. Протягивание звука кто дольше. Задавание ритмического рисунка для пропевания поставленного звука.

2

Слоговые песенки.

Автоматизация звука в прямых слогах. Самомассаж кистей рук су-джок шариками. Выделение звука на фоне слова.

Артикуляционный уклад. Произношение звука по одному, в паре и в подгруппе. Пропевание прямых одинаковых слогов по одному, по два и по три сразу. Затем разных слогов.

3

Песенки наоборот.

Автоматизация звука в обратных слогах. Самомассаж кистей рук су-джок шариками. Выделение звука на фоне слова.

Артикуляционный уклад. Произношение звука по одному, в паре и в подгруппе. Пропевание обратных одинаковых слогов по одному, по два и по три сразу. Затем разных слогов.

4

Начало слова

Закрепление звука в начале слов.

Вычленение звука. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Кузнецова.

Пение слов по одному, по два и по три слова сразу. (Работа организуется сопряжённо, индивидуально, парами).

5

Середина слова

Закрепление звука в середине слов.

Вычленение звука. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Кузнецова.

Пение слов по одному, по два и по три слова сразу. (Работа организуется сопряжённо, индивидуально, парами).

Месяц-Декабрь

№ п/п

Тема

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность музыкального руководителя

1

Конец слова.

Закрепление звука в середине и конце слов.

Вычленение звука. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Кузнецова.

Повторение. Пение слов по одному, по два и по три слова сразу. (Работа организуется сопряжённо, индивидуально, парами).

2

Фраза.

Закрепление звука во фразах, предложениях. Определение места звука в слове. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Ляпко.

Пропевание распевок (фраз) вместе с педагогом, затем по одному, в паре и подгруппе.

3

Быстрый язычок.

Закрепление звука в чистоговорках. Определение места звука в слове. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Ляпко.

Пропевание распевок (чистоговорок) вместе с педагогом, затем по одному, в паре и подгруппе.

4

Речевой экзамен

Закрепление звука в стихах-рифмовках.

Пропевание стишков (рифмовок) вместе с педагогом, затем по одному, в паре и подгруппе

5

Свободная речь

Закрепление звука в связной речи. Учить контролировать свою свободную речь.

Повторение пройденного материала. Разучивание и пение песенки.

Приложение № 2

Месяц-Январь

№ п/п

Тема

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность музыкального руководителя

1

2

3

Месяц-Февраль

№ п/п

Тема

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность музыкального руководителя

1

2

3

4

Месяц-Март

№ п/п

Тема

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность музыкального руководителя

1

2

3

4

Месяц-Апрель

№ п/п

Тема

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность музыкального руководителя

1

2

3

4

5


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ Абанский детский сад № 3 «Светлячок» учитель-логопед Савостьянова Алёна Михайловна музыкальный руководитель Иванова Вероника Николаевна

Слайд 2

Коррекция речи детей с помощью дополнительной образовательной деятельности «Музыкальный говорунчик »

Слайд 3

Диагностика развития речи старших дошкольников

Слайд 4

Цель дополнительной деятельности- коррекция речи детей с помощью взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя, используя логопедические речевые распевки .

Слайд 5

Пение Память Внимание М ышление Эмоциональная отзывчивость Музыкальный слух Укрепление голосового аппарата Правильная артикуляция звуков Развитие чувства ритма

Слайд 6

Содержание альбома Музыкальная голосилка Цепочки звуков Речевая разминка Слоговые упражнения Закрепление в словах фразы чистоговорки рифмовки песня

Слайд 10

Промежуточные итоги дополнительной деятельности

Слайд 11

Сравнительная диагностика развития речи старшего дошкольного возраста:

Слайд 12

Спасибо за внимание 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников

Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...

Дополнительная образовательная программа по развитию речи "Говорунчик" для детей 6-7 лет

В материале размещены планы-конспекты кружка по развитию речи для детей 6-7 лет. Программа разработана с октября по апрель....

Рабочая программа дополнительного образования "Говорунчики" в подготовительной группе

Рабочая программа дополнительного образования "Говорунчики" в подготовительной группе...

Логопедический кружок «ГОВОРУНЧИК»

Бесспорным является утверждение, что речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительност...