Постановка звука Щ
план-конспект занятия по развитию речи

Голушко Евгения Александровна

Постановка звука Щ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Постановка звука Щ389.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №13 "АРБУЗЁНОК" Г.СОЛЬ-ИЛЕЦКА" ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

КОМПЛЕКТ ЗАНЯТИЙ

по постановке звука Щ у детей  

5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Составила:

Учитель-логопед

ГОЛУШКО ЕВГЕНИЯ

АЛЕКСАНДРОВНА

Соль-Илецк, 2020

Конспекты  (технологические карты)  индивидуально-подгрупповой НОД по  постановке звука Щ.

Звук Щ произносится как долгий мягкий фрикативный шипящий (ШьШь).

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ  ЗВУКА  Щ

  1. Губы вытянуты вперед и округлены, как при произнесении Ш
  2. Коник языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при Ш)
  3. Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть – приподнимается к твердому нёбу, задняя часть – опущена и продвинута вперед
  4. Нёбная занавеска поднята, голосовые связки разомкнуты и не вибрируют
  5. Сильная струя выдыхаемого воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами или альвеолами.

В результате образуется сложный шум, более высокий, чем при Ш.

ДЕФЕКТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Щ

  1. Наиболее часто встречается замена Щ мягким свистящим Сь; так же возможны замены на Ш, Ч, ЦЬ, СЬТЬ и др. (парасигматизмы).
  2. Укороченное произношение звука Щ (длительность такого звука такая же, как при Ш).
  3. Произнесение Щ с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание    ШЬЧ («ШЬЧУКА»  - вместо «ЩУКА»)
  4. Возможны все виды сигматизма (боковой, межзубный, губно-зубной и др.)

  1. Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Щ  у детей 4-7 лет.

Тема: «Звук Щ» (Постановка звука Щ от мягкого Сь)

(Лексическая тема: «По щучьему веленью»)

Цель: Постановка звука Щ

Задачи:

  1. Научить ребенка правильно произносить звук Щ;
  2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
  3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
  4. Развивать фонематический слух;
  5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
  6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Щ, схема характеристики звука, мяч, раскраска для домашнего задания, разрезная картинка из сказки «По щучьему велению».

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1.  Организационный момент

 Логопед: Малыш, сегодня к нам на занятие пришел гость. Хочешь узнать, кто это?

Тогда отгадай загадку.

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

Логопед: Правильно, это  Емеля. Ты помнишь сказку, из которой он пришел к нам в гости? (По щучьему веленью).

Выставляется картинка (или игрушка).

Логопед: Малыш, посмотри, какой Емеля грустный. Знаешь, почему ему не весело? Завтра ему нужно ехать во дворец к царю, а он не выговаривает звук Щ. Поможем ему?

Физическое развитие

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед:  Емеля хочет научить тебя одной игре, она называется:

Ссора рыб

Окунь, сом, лещ, язь, карась

( Дети разгибают пальцы на левой руке, перечисляя рыб).

Обругали щуку всласть.

(Прижатыми друг к другу пальцами изображают щуку).

Щука долго их терпела,

(Мизинец правой руки то прижимается к остальным пальцам, то отводится от них).

А потом взяла и съела.

(Пальцы правой руки обхватывают все пальцы левой руки).

Логопед: Как ты думаешь, почему Емеля очень любит эту игру? (Потому что она про ЩУКУ, у Емели тоже была ЩУКА).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Упражнения на развитие речевого дыхания

Логопед: Давай вспомним, куда ходил Емеля из сказки зимой? (ЗА ВОДОЙ, К ПРОРУБИ)

Как ты думаешь, у него замерзли руки? (да)

Давай поиграем в игру «Погреем ручки»

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Малыш, а что нужно для того, чтобы красиво и правильно выговаривать все звуки? (нужно делать гимнастику для язычка!) Правильно. Давай покажем Емеле несколько нужных упражнений – пусть учится!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА НА ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ (см. конспект № 1)

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мимической мускулатуры

 Логопед: А как ты думаешь, когда Емеля сидел дома на печи и ел калачи, ему было весело или скучно? ПОКАЖИ! (СКУКА)

А когда он поймал щуку, он расстроился или удивился?  Покажи? (УДИВЛЕНИЕ)

А когда он понял, что не умеет правильно говорить звук Щ, он обрадовался или загрустил? Покажи? (ГРУСТЬ)

А если мы его научим правильно произносить звук Щ, он обидится или обрадуется? Покажи? (РАДОСТЬ).

Физическое развитие,

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи

Логопед: Малыш, вспомни, какую фразу говорил Емеля, когда поехал в лес за дровами:

«СТУПАЙТЕ САНИ В ЛЕС САМИ!»  - давайте и мы скажем эту фразу выразительно громко, очень тихо, быстро, медленно, как приказ, как просьбу. 

Речевое развитие, Познавательное развитие

Речевая деятельность

Познавательная деятельность

  1. Постановка звука Щ

 Логопед: Ну а теперь, будем учиться произносить звук Щ вместе с ЕМЕЛЕЙ!

Постановка Щ от Сь

Предложите ребенку произнести слог СЯ (или АСЬ) и в это время приподнимите его кончик языка шпателем или зондом за верхние резцы.

Можно попробовать обойтись без механической помощи, предложить ребенку сказать за верхними резцами «на бугорках» СЯ (АСЬ) и прислушаться к тому, что получилось?

- Говорил СЯ, а получилось ЩА!

- Говорил СЮ, а получилось ЩУ!  ЩУКА!!!

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Артикуляционный уклад звука  Щ

Логопед:

- Губы  выдвинуты вперед,

- Зубки сближены и видны,  

- Кончик языка поднят к альвеолам, образует с ними щель;

- Воздушная струя теплая, идет посередине языка

 - Голосовые связки не работают.

Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Щ  и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Щ.

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Характеристика звука Щ

Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что   – это и есть звук Щ.

Логопед: Какой звук Щ?  

Звук Щ – согласный, всегда мягкий, глухой, обозначается зеленой  фишкой.  (по схеме для характеристики звуков)

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка – игра с мячом

Логопед: Малыш, Емеля хочет поиграть с тобой. Он будет бросать тебе мяч и называть разных водных обитателей, а ты должен вернуть мяч и  назвать их ласково.

СОМ - … сомик

ЩУКА - … щучка

КАРАСЬ - … карасик

ОКУНЬ - …Окунек

ЛЕЩ - … лещик

ЕРШ -… ершик

РАК - .. рачок и др.

Познавательное развитие

Игровая деятельность  Познавательная деятельность

  1. Игры на развитие ВПФ

Логопед: Емеля принес тебе в подарок картинку из своей сказки. Только она вся рассыпалась на множество кусочков. Поможем Емеле ее собрать? 

(разрезная картинка – см. ниже)

Познавательное развитие

Умственная деятельность, игровая деятельность

  1. Игры на развитие фонематического слуха.

Логопед: Давай научим Емелю играть в нашу любимую игру «Поймай звук»

На уровне звуков: Щ, Ш, Ч, Щ, Ж, СЬ, Щ,

На уровне слогов АСЬ, АЩ, АЧ, АШ, УЩ, УЧ, УСЬ и др.

На уровне слов: ЩУКА, ШУБА, ЩЕНОК, СИНИЙ, ЩЕТКА, СЕТКА, ШАПКА, ЩЁКИ, СЁМА и др.

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Итог НОД, оценка работы ребенка

 Логопед: Малыш! Кто приходил к нам сегодня в гости? Чему мы научили Емелю? А ты научился произносить звук Щ?

ТЫ МОЛОДЕЦ!

Речевое развитие  Художественно-эстетическое развитие

Речевая деятельность  Изо-деятельность

  1. Домашнее задание

 Раскраска – соединить с буквой Щ картинки, в которых есть звук Щ и раскрасить их. (см. ниже)

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

http://2.bp.blogspot.com/-rMTpn1PeaJo/UJE25oC8nrI/AAAAAAAAAcQ/MMGVSWAyqcI/s1600/naitiSh.jpg

  1. Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Щ  у детей 4-7 лет.

Тема: «Звук Щ» (Постановка звука Щ по Богомоловой А.И.)

(Лексическая тема: «Домашние животные и их детеныши»)

Цель: Постановка звука Щ

Задачи:

  1. Научить ребенка правильно произносить звук Щ;
  2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
  3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
  4. Развивать фонематический слух;
  5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
  6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Щ, схема характеристики звука, мяч, раскраска для домашнего задания (ДЕТЕНЫШИ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ), разрезная картинка «НА ФЕРМЕ»,  предметные картинки домашних животных и их детенышей.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Организационный момент

 Логопед: Малыш, доброе утро. У нас сегодня маленький гость. Хочешь узнать, кто это? (ДА)

Тогда отгадай загадку:

Вот пушистенький комок,
Косолапый колобок,
Шубка меховая и скулит, и лает.
Жмётся к мамочке сынок,
Потому что он …
(
Щенок)

Логопед: Правильно, это щенок. А зовут его ЩЕНЯ.

А кто такой щенок? (это детеныш собаки)

Логопед: сегодня мы поиграем со щенком и поговорим о домашних животных и их детенышах.

Физическое развитие

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед:  Давай вспомним пальчиковую игру про щенка:

Вытянуть указательный палец и вращать им. Выполнить поочередно каждой рукой.
На двери висел замок.
Взаперти сидел щенок.
Хвостиком вилял,
Хозяев поджидал.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Упражнения на развитие речевого дыхания

Логопед: Малыш, а ты знаешь, как дышат собаки, когда им жарко? (Они высовывают язык). Правильно. Давай мы тоже подышим, как собаки.

ВДОХ И ВЫДОХ РТОМ.

А теперь по-другому.

ВДОХ НОСОМ, ВЫДОХ РТОМ (теплый воздух выходит изо рта)

ВДОХ НОСОМ, ВЫДОХ НОСОМ.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Наш друг ЩЕНОК ЩЕНЯ очень хочет, чтобы ты научился произносить его любимый звук Щ. А для этого нам потребуется упражнение «Грибок». Давай потренируемся его делать.

  1. Грибок
  2. Гармошка

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мимической мускулатуры

 Логопед: Малыш, а ты любишь домашних животных? Кто у тебя есть? (ответы детей). А как они радуются, когда ты приходишь домой из детского сада? ИЗОБРАЗИ! (РАДОСТЬ)

А как они грустят, когда расстаются с тобой надолго? ПОКАЖИ? (ГРУСТЬ)

А какие чувства ты испытываешь, когда общаешься со своим домашним питомцем? ПОКАЖИ?

Физическое развитие,

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи

Логопед: Малыш, давай сыграем в игру «Собака и щенок».  Если я говорю «собака», то вы «лаете» низким голосом, если я говорю «щенок», то высоким. 

ГАВ-ГАВ-ГАВ

Точно так же можно сыграть в игру «Кошка и котенок»  и др.

Речевое развитие, Познавательное развитие

Речевая деятельность

Познавательная деятельность

  1. Постановка звука Щ

 Логопед: Ну, вот мы потренировались и теперь готовы научиться правильно произносить любимый звук Щенка ЩЕНИ.

  1. Постановка звука Щ по подражанию от артикуляции.

Выставляется картинка «Воздух выходит из мяча» - Щ-Щ-Щ

Логопед: посмотри, малыш, как мяч проткнули и воздух выходит из него Щ-Щ-Щ. Давай попробуем сделать так же, выдвини губки вперед, покажи заборчик, подними язычок кверху и скажи Щ-Щ-Щ. Подставь ладошку – выходит теплый воздух, как из мячика.

  1. Постановка с механической помощью. Если постановка по подражанию не дает эффекта, переходим к упражнениям.
  • Открыть рот, присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уздечка» - упражнение «грибок». Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Это упражнение ребенок выполняет с помощью логопеда, который подкладывает ему под язык свой палец в горизонтальном положении. Палец должен прижимать  язык к нёбу в средней части.

Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный звук Ш. Будет слышаться звук Щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулируются логопедом за счет давления пальцем.  Необходимо добиться долгого звучания. Для большей наглядности при произнесении звука логопед произносит звук Щ вместе с ребенком.

Примечание: Какие могут быть ошибки при постановке звука Щ?

  1. При выдыхании (когда произносится звук Ш) кончик языка отходит от альвеол. Образуется большая щель, через которую проходит воздух. Вместо звука Щ слышится звук Ш или просто глухой свист. При правильном выполнении упражнения кончик языка служит как бы щитком, не пропускающим частично воздух. Воздух прорывается через более узкую щель, чем при произнесении звука Ш.
  2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Кончик языка  лежит у альвеол. Если же кончик языка  ускользает  из-под пальца  и продвигается вглубь  рта (за альвеолы), то звук Щ либо не слышен, либо слышен неясно.
  • Выполнять это же упражнение без помощи логопеда. Палец под язык подкладывает и прижимает сам ребенок.
  • Выполнять это же упражнение без помощи пальца. Если это упражнение не получается, допускается произнесение слогов и слов с подкладыванием пальца. 

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Артикуляционный уклад звука  Щ

Логопед: КАК МЫ ПРОИЗНОСИМ ПЕСЕНКУ ЛОПНУВШЕГО МЯЧИКА?

- Губы  выдвинуты вперед,

- Зубки сближены и видны,  

- Кончик языка поднят к альвеолам, образует с ними щель;

- Воздушная струя теплая, идет посередине языка

 - Голосовые связки не работают.

Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Щ  и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Щ.

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Характеристика звука Щ

Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что ПЕСЕНКА ЛОПНУВШЕГО МЯЧИКА  – это и есть звук Щ.

Логопед: Какой звук Щ?  

Звук Щ – согласный, всегда мягкий, глухой, обозначается зеленой  фишкой.  (по схеме для характеристики звуков)

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка – игра с мячом

Логопед: Малыш, давай поиграем со щенком. Он будет называть тебе детеныша домашнего животного, а ты – его маму.

ЩЕНОК  - … собака

КОТЕНОК -… кошка

ПОРОСЕНОК - … свинья

ЖЕРЕБЕНОК - … лошадь

ЯГНЕНОК - … овца

КОЗЛЕНОК - …коза

ТЕЛЕНОК - … корова

КРОЛЬЧОНОК - … крольчиха

Познавательное развитие

Игровая деятельность  Познавательная деятельность

  1. Игры на развитие ВПФ

Логопед: Щенок ЩЕНЯ хочет еще немного поиграть с тобой. Собери разрезную картинку, которую он тебе приготовил, и у тебя будет красивая фотография его друзей – домашних животных.  (см. ниже) 

Познавательное развитие

Умственная деятельность, игровая деятельность

  1. Игры на развитие фонематического слуха.

Логопед: Давай еще немного поиграем. Щенок ЩЕНЯ очень любит игру «Где звук спрятался?»

Найди звук Щ в словах: ЩЕНОК, ЩЕКИ, ОВОЩИ, ПЛАЩ, БОРЩ, ЩЕТКА, ЯЩИК, ХИЩНИК, ХВОЩ и др.

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Итог НОД, оценка работы ребенка

 Логопед: Малыш, кто приходил к нам сегодня в гости? Что ты делал на занятии? Что тебе понравилось? Чему ты научился? У тебя хорошо получается ПЕСЕНКА ЛОПНУВШЕГО МЯЧА – звук Щ? Давай попробуем еще раз. ТЫ МОЛОДЕЦ! 

Речевое развитие  Художественно-эстетическое развитие

Речевая деятельность  Изо-деятельность

  1. Домашнее задание

Раскраска – детеныши домашних животных. (см. ниже)

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

1020

http://rukadelkino.ru/uploads/posts/2016-02/1455903242_10-y.jpghttps://www.megakniga.com.ua/images/mod_catalog_prod/468546/5904438013197_3%20price.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...

Этап постановки звука. Способы постановки.

Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционну...