Консультация для родителей " Игры для развития речи для детей 3-4 лет."
консультация по развитию речи (младшая группа)

Если наблюдать за компанией детей-трёхлеток, можно удивиться, насколько отличаются их речевые навыки. Одни без проблем выражают свои мысли, делают умозаключения о предметах и явлениях. Другие с трудом выговаривают слова, ограничиваются односложными или двусложными предложениями. Дело в том, что у норм речевого развития в 3 года очень широкий диапазон. В статье расскажем, чему пора научиться малышу в 3-4 года, предложим игры и упражнения на развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx14.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Игры для развития речи для детей 3-4 лет.

 Если наблюдать за компанией детей-трёхлеток, можно удивиться, насколько отличаются их речевые навыки. Одни без проблем выражают свои мысли, делают умозаключения о предметах и явлениях. Другие с трудом выговаривают слова, ограничиваются односложными или двусложными предложениями. Дело в том, что у норм речевого развития в 3 года очень широкий диапазон. В статье расскажем, чему пора научиться малышу в 3-4 года, предложим игры и упражнения на развитие речи.

Речевое развитие трёхлетки предполагает большой вариант упражнений и игр. Ребёнок в этом возрасте активно пополняет словарный запас, учится правильно использовать грамматические категории, а также составлять связные предложения. Надолго внимание малыша не удержать, 15-20 минут – предел усидчивости ребёнка в 3 года. Поэтому детям больше подходят не занятия за партой, а игры, в том числе, активные, на свежем воздухе. Развивать речь ребёнка можно во время всех бытовых дел: на пути в детский сад, во время повседневных игр и чтения сказок перед сном. Чтобы определить, в каком направлении развивать речь ребёнка, нужно понимать нормы развития в этом возрасте.

Нормы речевого развития детей 3-4 лет Если ребёнок уже начал говорить и у него не выявлено задержки речевого развития, то, скорее всего, он молчит только когда спит. То есть, трёхлетки очень много говорят – по делу и без него, с ошибками и чисто, осмысленными предложениями и несуществующими фразами. Вот усреднённые нормы речевого развития детей 3-4 лет: Знает и говорит свои имя и фамилию, возраст, имена родственников. Обобщает предметы в группы, например, одежда, овощи и фрукты, звери, игрушки. Умеет рассуждать о предметах или явлениях, описывать их, делать простые выводы. Называет признаки предметов, например, яблоко зелёное, сладкое, сочное. Говорит простыми предложениями, используя подлежащее, сказуемое и одно-два второстепенных члена предложения. Использует глаголы. Регулирует громкость своего голоса. Замечает неправильное произношение звуков в собственной речи – ближе к 4 годам. Повторяет за взрослым предложения и может рассказать в общих чертах сюжет истории. Активный словарный запас быстро пополняется – в среднем, он достигает 800-1000 слов к 3 годам и увеличивается за последующий год ещё вдвое. Пассивный словарь значительно шире, ребёнок знает значения многих слов, что говорит об усвоении родного языка. Улучшается фонематический слух.

Ближе к 4 годам дети учатся различать слова, отличающиеся одной фонемой. Во всех этих направлениях ещё можно и нужно работать, совершенствуя навыки. Со временем дети будут расширять свой словарный запас, совершенствовать навык связной речи. Особое внимание стоит уделить развитию грамматических категорий, то есть связности слов в предложениях. Так как дети к этому периоду говорят практически всеми частями речи, то их нужно научить изменять их форму по числу, роду, склонению, спряжению, времени.

Также стоит пополнять активный словарный запас, работать над памятью и мелкой моторикой – она напрямую связана с речью. Не зря многие упражнения на развитие речи проходят совместно с совершенствованием мелкой моторики, например, с прописями или раскрасками. К особенностям речевого развития в 3-4 года и трудностям можно отнести: Появление словотворчества.

Дети активно придумывают новые слова, используя суффиксы и приставки из других слов, соединяя корни, используя за основу буквально всё, что было услышано. Сокращение длинных слов. Пропускается, как правило, или начало, или середина. Перестановка букв в середине слова. Пропуск согласных звуков при их стечении. Неправильное произношение сонорных и шипящих.

Смягчение согласных там, где стоит твёрдый звук. В течение года, занимаясь с ребёнком, вы заметите, что он будет пропускать всё меньше звуков, станет реже переставлять слоги. К 4 годам при правильном развитии его речь станет чище и совершеннее, она наполнится новыми словами и более сложными синтаксическими конструкциями. Развивая речь, нужно уделить внимание не только словесным играм. Важно развивать и другие умения: Логика помогает составлять логично построенные предложения, осмысленные высказывания. Она необходима при выполнении таких заданий, как расставить картинки по порядку и рассказать по ним историю.

Память и внимание. Чем лучше ребёнок будет воспринимать и запоминать информацию и детали, тем больше слов он будет использовать в речи, лучше будет составлять пересказ истории. Большинство норм языка ребёнок не изучает, а просто запоминает. И хорошая память – это прямая дорога к так называемой «врожденной грамотности». Мелкая моторика отвечает за координацию движений пальцев рук. Участок мозга, отвечающий за мелкую моторику, находится очень близко с тем, который распознаёт и синтезирует речь. Поэтому дети, любящие перебирать крупы и быстро осваивающие точные движения руками, скорее начинают говорить. Поэтому большинство игр и упражнений будут не только увеличивать словарный запас и тренировать произношение, но и совершенствовать логику, память, внимание, мелкую моторику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры для развития речи детей дошкольного возраста"

  Важное значение для своевременного развития речи малыша имеет отношение взрослых к развитию ребенка. Умелое использование специальных игр будет способствовать  развитию речевой акти...

Консультация для родителей "Игры по развитию речи детей дома”.

Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многопланову...

Консультация для родителей "Игры, способствующие развитию речи детей своими руками"

Консультация для родителей "Игры, способствующие развитию речи детей своими руками"...

Консультация для родителей"Игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Консультация" Игры для развития речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Игры для развития речи детей подготовительной группы»

Цель:Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.Задачи:1. Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей 6-го года жизни;2. Формировать ...