Современные подходы к изучению и развитию башкирской речи у детей дошкольного возраста
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Кутдусова Гульнара Ураловна

Одной из важнейших задач в детских садах Республики Башкортостан является развитие устной речи дошкольников на их родном, башкирском, языке. В городских условиях она осложняется тем, что большинство детей башкирской национальности не владеют родным языком, то есть генетически родное слово оказывается для них функционально неродным, что в свою очередь отдаляет их от истории, культуры, обычаев и традиций своего народа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республиканский онлайн –семинар для педагогов ДОУ, проходивший в рамках курсов повышения квалификации « Методика обучения английскому и башкирскому языкам в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»

Обобщение опыта работы по теме:

«Современные подходы к изучению и развитию башкирской речи у детей дошкольного возраста»

Подготовила учитель – логопед МБДОУ «Башкирский детский сад №102» Кутдусова Г.У.

Сегодня хотелось рассказать об обучении башкирскому (государственному) языку, об особенностях фонетической системы башкирского языка, и применение в работе  различных как традиционных, так и инновационных образовательных технологий.

Одной из важнейших задач в детских садах Республики Башкортостан является развитие устной речи дошкольников на их родном, башкирском, языке. В городских условиях она осложняется тем, что большинство детей башкирской национальности не владеют родным языком, то есть генетически родное слово оказывается для них функционально неродным, что в свою очередь отдаляет их от истории, культуры, обычаев и традиций своего народа.

Первостепенная задача воспитателя - научить детей воспринимать башкирскую речь на слух, при этом различать специфические звуки башкирского языка и правильно их выговаривать. Вторая задача воспитателя - научить составлять небольшие диалоги о себе, о своей семье, друзьях, о любимых занятиях, составлять небольшие описания картин.

В современном  башкирском  литературном языке в фонетическом плане его своеобразие проявляется в том, что  из 42 букв алфавита 9 являются исконно национальными. Это такие буквы, как  ә, ө, ү, ң, ҙ, ҫ, һ, ҡ, ғ. Характерной особенностью башкирской фонетики является различие в произношении   ударных и безударных гласных. Башкирские гласные как ударные, так и безударные произносятся без напряжения, с меньшим раскрытием рта, имеют малую длительность. А также нужно знать, что в башкирском языке нет категории рода. Если по-русски мы скажем «красивАЯ девочка» и «красивЫЙ» мальчик, то в башкирском ребенок будет «матур» в независимости от того, кто перед нами — «ҡыҙ» (девочка) или «малай» (мальчик). Еще одна особенность башкирского языка — в нем нет предлогов.

С так называемой категорией одушевленности еще сложнее: вопрос «кто?» (кем? кемдәр?) задается только по отношению к человеку. Все остальные живые существа, предметы и явления- нимә?- «что?». 

Таким образом, определяя специфику и особенности методики обучения башкирскому языку, следует учитывать принципиальные отличия русского и башкирского языков.

Вопрос речевого развития детей на башкирском языке имеет большую социальную значимость, возникает необходимость и возможность широкого применения различных как традиционных, так и инновационных образовательных технологий.

Наиболее актуальны здоровьесберегающие технологии.Цель данных технологий: обеспечить дошкольникам возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В работе используются:

- различные виды дыхательной и голосовой гимнастики;

- артикуляционная, мимическая гимнастика;

          - упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук.

На каждом занятии используются игровые технологии. Игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов - от самых простых до самых сложных.  В занятия включаются  различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки.

Большое воспитательное значение имеет правильная, педагогически и методически продуманная организация организованной образовательной деятельности (занятия), его режим. Каждый элемент занятия должен планироваться и осуществляться с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Образовательная деятельность по развитию звуковой культуры речи включает этапы :

1этап – подготовительный.

2 этап – основной – (формирование произносительных умений и навыков):

  • Постановка звуков (если имеются нарушения произношения звуков);
  • Автоматизация, закрепление звука в определенной последовательности;
  • Дифференциация звуков.

Чтобы настроить речевой аппарат на башкирскую речь,необходимы специальные упражнения с  использованием дидактического пособия «Собака Найда», «Лягушка -путешественница».При проведении артикуляционной гимнастики особое внимание уделяется качеству выполнения артикуляционных движений по параметрам: чистоты выполнения движений, плавности и темпа, нормального тонуса мышц, объема движений.Выполнение артикуляциооных упражнений  таких как :(«Рыба», «Лягушка»,«Хоботок»,«Заборчик», «Бублик», «Лопата»,«Иголочка», «Чистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье», «Ступеньки»,«Чашечка»,«Индюшата»,«Маляр»,«Дятел»,«Лошадка»,«Грибок», «Гармошка»).

 С помощью специальных упражнений осуществляется  развитие речевого дыхания и голоса. ( “Вертушка”, “Забей мяч ворота”, “Футбол”,“ Осенние листочки”, “Бабочки”, “ Снежинки”, “Поезд гудит”, “Парусник” и т.д). Решающим условием овладения языком является речевая практика. На родном языке речевая практика осуществляется в процессе естественного общения. Поэтому, чтобы как – то облегчить процесс овладения  вторым языком целесообразно максимально приблизить речевую практику к естественной обстановке.

Выработку правильного произношения нужно начинать     слушания и восприятия детьми правильного произношения звуков, их звукосочетаний и слов, затем используя имитативный метод , подражая воспитателю дети будут повторять за воспитателем и правильно произносить усваиваемые звуки. В одном высказывании возможно употребление слов, и повторное употребление на двух языках эквивалентов одного и того же понятия.

 При нарушении произношения отдельных звуков используется артикуляционно - сопоставительный метод. В этом случае в доступной форме объясняется положение органов речи при произношении данного звука и его отличительные признаки от сходного звука в родном языке.

Гласные звуки( һуҙынҡы өндәр ) правильное произношение гласных звуков (һуҙынҡыларҙың дөрөҫ әйтелеше). а - ә, у - ү, о - ө, ы - э(е).
Гласные а, у, о, ы называются гласными заднего ряда (твердые гласные), произносятся более твердо.
Гласные ә, ү, ө, э(е), и называются гласными переднего ряда (мягкие гласные), прои

[ә]. Широкий переднерядный долгий.   При произношении звука [ә] язык почти не поднимается, челюсть опускается вниз; опустите кончик языка к нижним зубам и Вы получите звук [ә]. Гласный [ә] переднего ряда более открытый, чем русский [э].
Примеры: башк. әсәй - мать, әкиәт - сказка;зносятся мягче.

Согласные звуки (тартынҡы өндәр).  
(правильное произношение согласных звуков
(тартынҡыларҙың дөрөҫ әйтелеше).
[ҫ]. Глухой межзубный звук. В русском языке этот звук отсутствует.При произношении согласного [ҫ] язык распластан и не напряжен. Кончик языка следует поставить к режущему краю верхних передних зубов.   Зубы неплотно прижимают язык. В эту щель проходит струя воздуха и образуется звук [ҫ]. Звук [ҫ] имеет «шепелявый» характер, а не «свистящий».Например: башк. кеҫә - карман;

На стадии постановки специфических звуков башкирского языка в дидактических играх нами применяются такие игровые задания: «Ребенок плачет, девочка плачет»- при  вызывании звука ң,, «Ладошки греем» -  вызывании звука -..Һ.. «Змея шипит »-при вызывании звука ҫ, «Пчела жужжит »-при вызывании звука ҙ,, «Полоскаем горло или горло болит »- при вызывании звука – ғ, «Гусь гогочет» - вызывании звука  ..Ҡ..»,«Медвежонок ревёт» - при вызывании звука – ө», «Играем на курае»- при вызывании звука..ү..

На втором этапе– (формирование произносительных умений и навыков) проведение лексических игр благоприятствует активизации новых слов в речи. При объяснении значения новых слов используются чаще всего два приема: применение наглядности – показ реального предмета, предметных картинок,  перевод нового слова на родной язык. Используемые наглядные пособия должны быть четкими, красочными и доступными. Слово произносится медленно и четко с показом наглядных материалов.

Дети внимательно слушают и повторяют хором, группами, по одному, отрабатывают произношение. Лексические игры должны быть максимально простыми и понятными детям. Это могут быть такие игры, как «Кто первый покажет картинку?», «Что это?», «Чего не хватает?» и многое другое. Главное – чтобы во время занятия присутствовал момент соревнований, благодаря которому у детей будет развиваться интерес к изучаемому предмету. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности, последовательности и доступности в обучении.

Каждый ребенок не привык сидеть на месте долгое время, а потому в процесс занятия должны быть включены подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Юрта», и другие разминки и зарядки. Зарядки на занятиях с малышами по башкирскому языку могут стать самым любимым и веселым занятием для детей, при том, что они проходят исключительно на башкирском языке. С их помощью можно также закрепить те или иные слова, а также тем самым можно изменить вид деятельности малышей, быстро снять утомление, а еще повысить их работоспособность и мотивацию к изучению родного языка.

В соответствии с особенностями развития детей дошкольного возраста желательно использовать во время занятий «живого» сказочного персонажа, который будет разговаривать с детьми (устами педагога) только на башкирском языке. Это может быть игрушка, изображающая персонажа или героя известного всем мультфильма.

Эта игрушка будет всегда ждать детей, приветствовать и прощаться с ними, разучивать новые слова и рифмовки, играть, т.е. участвовать на всех этапах занятия. Дети полюбят этого сказочного персонажа и будут ждать встречи с ним.

Мы педагоги творческие, для осуществления плодотворной работы с детьми стараемся изготовить пособия, практические модели  своими руками, и вносим эмоциональную окраску в занятия привлекательным наглядным материалом.  Детям очень нравится пособие «Кольца - Луллия», которое  представляет  игровое поле, украшенное башкирским орнаментом. Суть игры заключается во вращении колец и в подборе  соответствующих картинок. Используя лишь несколько колец, можно получить разные варианты игр.    Приобщать к истокам национальной культуры помогают дидактические игры «Найди и назови обувь», «Из чего сделано?», «Угадай по описанию», «Найдите предметы, которые находились в юрте».  А также применяются  д/игры: « С чьей ветки детки?»; «Назови сколько»; «Один - много»;  «Чей, чьё, чья?» «Кто за деревом?»; «Большой - маленький», «Назови ласково»; «Кто, где живет?», «Кто за деревом?».   

 Богатство перечисленных игр заключается в том, что они многофункциональны. Игровые упражнения обогащают словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь,  зрительное внимание,  способности обобщать, сравнивать, умение работать коллективно. Проводится  коррекционная работа в процессе подгрупповых  занятий, индивидуальной работы с детьми.

Лэпбук-отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную руками педагогом книгу……

 Одним из видов инноваций в нашей практике являются пальчиковые тантамарески. Что-же прячется под таким непонятным словом, как «тантамареска»? тантамарески для детей – это те самые красочные картинки с прорезями для лица и рук. Почему тантамарески интересны детям? Прежде всего, это яркая картинка, интересный образ. Дети когда играют пальчиковые тантамарески ,любая игра проходит весело, они представляют себя ,например, в роли маленькой мышки или хитрой лисы. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. Игры с тантамаресками можно включить в любую деятельность в течение дня. Обычно мы с детьми игры сопровождаем стихотворными строчками, именно они помогают поддерживать интерес детей.

Без приемов технологии наглядного моделирования не обходится ни одно занятие с детьми дошкольного возраста. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему утомляемости. 

Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш может строить по ним свой рассказ. Я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Также  опорные схемы используются при разучивании стихотворений.

  Информационные компьютерные технологии (ИКТ) стали перспективными средствами в нашей работе.

В своей работе стараемся использовать мультимедийные ресурсы нового поколения - различные презентации, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказок и т. д., - все это способствуют лучшему усвоению и закреплению материала.

Близкие должны прививать ребенку любовь к башкирскому языку с самого рождения. Это не только укрепит его умственные способности, но и откроет перед ним новые возможности в будущем. Общение на башкирском языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку на родную, башкирскую речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Становление и развитие речи на первоначальном этапе овладения родным языком рассматривается в современной дошкольной педагогике, психологии и психолингвистике во взаимосвязи с общим психическим развит...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Консультация для учителей-логопедов и воспитателей. Знакомство с приемами формирования грамматического строя у детей дошкольников....

Консультация «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...

Современные подходы к изучению и развитию башкирской речи у детей дошкольного возраста

Одной из важнейших задач в детских садах Республики Башкортостан является развитие устной речи дошкольников на их родном, башкирском, языке. В городских условиях она осложняется тем, что большинство д...