«Самолёт построим сами» (беседа по сюжетной картине, множественное число имен существительных).
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

«Самолёт построим сами» (беседа по сюжетной картине, множественное число имен существительных).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности для детей 3-4 лет 

Тема: «Самолёт построим сами» (беседа по сюжетной картине, множественное число имен существительных).

Цель: активизация разговорной речи и профилактика возможных нарушений звукопроизношения.

Задачи.

Образовательные:

  • Способствовать активизации словаря существительных и глагольного словаря по теме;
  •   Упражнять в образовании множественного числа существительных;
  •   Содействовать развитию фразовой речи;
  • Способствовать практическому усвоению предлогов «на», «под», « в » , « з а » ;
  • Способствовать обучению проговаривать отдельные слова вслед за воспитателем
  •  Содействовать совершенствованию умения понимать вопросы и отвечать на них.

Развивающие:

  • Мотивировать развитие мышления, восприятия, внимания, мелкой моторики рук, общей моторики.

Воспитательные:

  • Поддерживать воспитание усидчивости, любознательности, интересу к коммуникативной деятельности, игре.
  • Содействовать обучению играть со сверстниками, проявлять интерес к совместным играм.

Здоровьесберегающие:

  • Обеспечить ребенку возможности сохранения и укрепления здоровья.
  • Обеспечить эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе общения.
  • Способствовать снятию напряжения, повышению эмоционального настроя.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать правильный длительный плавный ротовой выдох.

Оборудование: бумажные самолетики по количеству детей, предметные картинки (самолет, птица, бабочка, корова, кошка, стол), иллюстрация «Пилот в самолете», мяч

Ход занятия:

Этапы занятия

Виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка (детей)

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1. Организационный момент.

Демонстрация самолётика.

Воспитатель демонстрирует изготовление самолётика (из бумаги-оригами)

Предлагает детям вспомнить какие бывают самолёты

Выслушивает ответы детей.

(Приложение 7)

Дети наблюдают за изготовлением самолётика

Дети отвечают.

Организовать детей.

Настроить детей на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

2. Основной этап.

2.1. Изучение нового материала.

Рассматривание иллюстрации

Воспитатель показывает части самолёта, дети повторяют их названия.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию самолёта, задает вопросы.

- Что это?  - самолёт.

- Что есть у самолёта? – корпус, кабина, хвост, крылья, колёса.

- Что делает самолёт? – летает.

- Где? – на небе.

- Как летает? – высоко.

Дети знакомятся с иллюстрацией, отвечают на вопросы.

.

Содействовать обучению детей при рассматривании иллюстрации,

Содействовать закреплению темы.

2.2.

Дидактическая игра

Дидактическая игра с мячом «Один — много»

Воспитатель предлагает поиграть. (Приложение 1)

Дети выполняют

Содействовать отработке правильного и отчетливого произношения, упражнение в образовании множественного числа существительных.

2.3.

Дыхательное упражнение «Чей самолетик дальше улетит?»

(самолетики на уровне рта детей).

Воспитатель предлагает поиграть. На столах у детей бумажные самолетики. Дети дуют на них, предварительно тренируются: вдох носом, плавный длительный выдох ртом.

(Приложение 2)

Дети выполняют

Содействовать отработке правильного длительного плавного ротового выдоха.

2.4

Беседа по иллюстрации «Пилот в самолете»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию «Пилот в самолете»

(Приложение 3)

Содействовать отработке правильного и отчетливого произношения и развитие фразовой речи

2.5. Физкультминутка.

Игра с движением «Самолет»

Воспитатель предлагает детям выполнять действия со словами.

(Приложение 4)

Дети выполняют.

Способствовать предупреждению утомления, восстановление умственной работоспособности.

2.6. Закрепление изученного материала.

Дидактическая игра «Летает — не летает»

Воспитатель предлагает.

(Приложение 5)

Дети выполняют.

Содействовать отработке правильного и отчетливого произношения и развитие логического мышления;

3. Итог занятия.

3.1. Подведение итогов и оценка деятельности детей.

Опрос.

Заключительная речёвка

Воспитатель спрашивает, что детям всего запомнилось и понравилось

(Приложение 6)

Дети отвечают

Дети повторяют

Мотивировать детей подводить итог работы на занятии. Поддерживать развитие долговременной памяти.

Способствовать желанию получить одобрение от взрослого.

Используемая литература:

1.В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду»;

 2.О.С. Ушакова» Развитие речи детей 3-4 лет»;

 3. Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических   занятий.2-я младшая группа. Интегрированный подход»

Приложения.

1. Дидактическая игра с мячом «Один — много»

Воспитатель, бросая ребенку мяч, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит это слово во множественном числе: самолет - самолеты, пилот - пилоты, кабина - кабины, хвост - хвосты, крыло - крылья, колесо - колеса, окно - окна.

2. Дыхательное упражнение «Чей самолетик дальше улетит?»

На столах у детей бумажные самолетики. Дети дуют на них (самолетики на уровне рта детей). Предварительно тренируются: вдох носом, плавный длительный выдох ртом.

3. Беседа по иллюстрации «Пилот в самолете»

Дети рассматривают иллюстрацию с изображением самолета, летящего над землей. В кабине сидит пилот. Дети отвечают на вопросы воспитателя (по возможности полной фразой):

 Что это?

- Где у самолета крылья (хвост, кабина)"!

- Кто сидит в кабине?

- Кто управляет самолетом?

- Куда летит самолет?

4.Игра с движением «Самолет»

Воспитатель читает рифмовку, дети выполняют движения в соответствии со словами (за логопедом). При повторном прочтении выполняют движения и проговаривают слова:

Самолет, самолет. Разводят руки в стороны.

Тут и там самолет. Повороты в стороны.

Самолет далеко, Руки вытянуты вперед.

 Самолет близко, Руки прижаты к груди.

Самолет высоко, Руки подняты вверх.

Самолет низко. Дети приседают.

5. Дидактическая игра «Летает — не летает»

Воспитатель демонстрирует предметные картинки (по одной на ребенка): «самолет», «птица», «бабочка», «корова», «кошка», «стол». Логопед показывает картинку и спрашивает:

- К т о (ч т о) это?

Затем уточняет, летает этот предмет или нет.

Далее игра проводится без опоры на картинки. Дети встают в круг. Воспитатель дает задание: если он называет предмет, который летает, дети разводят руки в стороны, если предмет не летает – приседают.

6. Речёвки:

- Ну-ка, дети, станьте в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Покружись, покружись

И друг другу улыбнись.

- Воспитатель: Как живете?                        

Дети: - Вот так! (Большие пальцы обеих рук - вверх, остальные собраны в

кулак)

 Воспитатель: Как вы шагаете?

Дети: - Вот так! (Ходьба на месте)

Воспитатель: Как бегаете?

Дети: - Вот так! (Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища)

Воспитатель: А сидите как?

Дети: - Вот так! (Сели, ручки на коленки)

- Дружно хлопаем руками,

Хлопают в ладоши.

Вместе топаем ногами,

Топают ногами,

На самолёте мы летали,

Имитируют движения.

В игры разные играли.

 

До свиданья всем сказали.

Машут рукой.

Покивали головой.

Кивают головой.

Отправляемся домой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование множественного числа имен существительных

В большинстве случаев дети легко усваивают наиболее часто употребляемые во множественном числе окончания имен существительных -Ы-, -И-. Основную трудность для них, как правило, представляют значительн...

Конспект логопедического занятия "Творительный падеж множественного числа имен существительных"

Цель занятия: формирование навыка образования существительных  творительного падежа множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы....

Мастер-класс для родителей и детей старшей группы "Тяну я кораблик..." и "Самолёт построим сами..."

Данный мастер-класс приурочен к празднованию Дня рождения десткой писательницы А. Барто и представляет собой пошаговый алгоритм изготовления кораблика и самолёта из бумаги в технике оригами....

Конспект занятия по обучению русскому языку в старшей группе. Тема занятия: Формирование умения различать формы единственного и множественного числа имен существительных Тема для разговора «Игрушки».

Конспект занятияпо обучению русскому языку в старшей группеТема занятия: Формирование умения  различать формы единственного и множественного числа имен существительныхТема для разговора  &la...

«Один - много-нет» (игрушки) (родительный падеж единственного и множественного числа имен существительных)

Цель:    упражнять в образовании существительных в родительном падеже единственного и множественного числа  на материале лексических тем «Детский сад», «Игрушки&r...

Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема занятия: «Одежда. Образование и употребление множественного числа имен существительных в Именительном падеже»

Цель: освоение способа образования множественного числа имен существительных по теме «Одежда» в Именительном падеже....