Если у вашего ребёнка аденоиды
статья по развитию речи

В нормальном состоянии аденоиды у детей представляют собой небольшие лимфоидные образования в носоглотке. Это нормальная иммунная ткань, обладающая способностью вырабатывать иммуноглобулины необходимые для нормальной жизнедеятельности детского организма. Однако, в результате многократных простудных заболеваний, инфекций, аллергии они могут увеличиваться и воспаляться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_u_vashego_rebyonka_adenoidy.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Если у вашего ребёнка аденоиды

Сидельцева Е.М.

В нормальном состоянии аденоиды у детей представляют собой небольшие лимфоидные образования в носоглотке. Это нормальная иммунная ткань, обладающая способностью вырабатывать иммуноглобулины необходимые для нормальной жизнедеятельности детского организма. Однако, в результате многократных простудных заболеваний, инфекций, аллергии они могут увеличиваться и воспаляться. Изменения в носоглоточной миндалине связаны, с одной стороны, с аллергизацией организма, с другой - являются свидетельством несостоятельности в системе иммунитета. Аденоиды, защищая детский организм, борются с неблагоприятными воздействиями загрязнённой внешней среды. Вследствие чего появляются слизистые выделения из носа, аденоиды набухают, затрудняется носовое дыхание.

Разрастание аденоидов имеет три степени:

I степень - днем ребенок дышит достаточно свободно, рот закрыт, а во время сна, когда объем аденоидов увеличивается в горизонтальном положении тела, дышать ему становится тяжелее, появляется посапывание.

II - III степень разрастания наполовину или полностью закрывают хоаны (это задние отделы носа, отверстия, соединяющие полости носа с носовой частью глотки), дети часто храпят во сне, вынуждены дышать ртом круглые сутки.

Воспаление аденоидов называется - аденоидитом. Он бывает острый и хронический.

Воспалённые аденоиды могут быть причиной частых ОРЗ, отитов, затяжных насморков, воспаления придаточных пазух носа и др. Отсутствие носового дыхания может отрицательно влиять на состояние нёбных миндалин и нижних дыхательных путей. Однако, учитывая роль носоглоточной миндалины в реакциях общего и местного иммунитета, её активность в формировании противовирусной защиты, многие врачи отдают предпочтение консервативным методам лечения. Тем более, что во время операции, у маленького ребёнка удалить полностью аденоиды практически невозможно, а так как аденоидная ткань обладает способностью восстанавливаться, то через некоторое время ситуация приведшая к операции может повториться. Не редкость, когда детям делают два, три и даже четыре раза аденотомию (удаление аденоидов). Операция может быть показана в тех случаях, когда все возможные методы консервативного лечения были исчерпаны и оказались неэффективны.

Начиная с 8 - 9 лет аденоиды начинают самостоятельно уменьшаться, выполнив свою функцию и у большинства детей к 11 - 14 годам, практически полностью исчезают.

Опыт лечения детей с аденоидами и аденоидитами показывает, что в большинстве случаев затруднённого носового дыхания у детей, виноваты не столько аденоиды, сколько затянувшееся острое или хроническое воспаление в придаточных полостях носа, чаще всего в гайморовых и этмоидальных. То есть, дыхание затруднено на уровне полости носа за счёт набухших и воспалённых носовых раковин, а не за счёт носоглотки, где расположены аденоиды. И после устранения воспаления в этих полостях - аденоиды уменьшаются, дыхание через нос восстанавливается.

Прежде чем решиться удалить ребёнку аденоиды, покажите его ещё нескольким врачам, кроме того, который назначил или направил на операцию. В том случае, если действительно будут подтверждены большие аденоиды, проведите ребёнку лечение и притом неоднократное. И если не получите улучшения носового дыхания, прекращения выделений из носа, исчезновения храпа или уменьшения других проявлений заболевания, то только в этом случае решайтесь на операцию, если она действительно будет нужна.

Варианты специальных дыхательных упражнений, способствующие укреплению дыхательных мышц, восстановлению правильного механизма дыхания и устранению привычки дышать через рот.

Довольно часто, из-за длительного отсутствия нормального носового дыхания, дети даже после аденотомии не сразу начинают дышать носом. Для устранения такой привычки разработаны специальные дыхательные комплексы упражнений. Выберите для своего ребёнка подходящий комплекс упражнений.

Вариант 1:

  1. Спокойная ходьба с удлиненным вдохом и выдохом через рот.
  2. Ходьба с дыханием через нос:
  3. Вначале на один шаг - вдох, на два шага - выдох, затем на два шага - вдох, на три - четыре - выдох.
  4. Бег на месте и приседание с глубоким дыханием через нос.
  5. Бег трусцой: на два-три шага - вдох, на четыре - выдох.
  6. Дыхание попеременно через правую и левую половину носа.
  7. Рывки руками с поворотом корпуса в стороны, с плавным вдохом и выдохом через нос.
  8. Движения руками по боковым поверхностям туловища с глубоким вдохом через рот.
  9. Наклоны туловища в стороны с произнесением на выдохе звука “М” и “Н”.
  10. Вдох и толчкообразный выдох через нос.

Вариант 2:

Принять такое исходное положение, чтобы грудь, шея и голова составляли прямую линию (живот и грудь выпячены). Правой рукой нащупать пульс на левой руке и упражнения выполнять, считая удары пульса.

  1. Вдох через нос на 5 - 9 (постепенно увеличивая до 10 - 12) ударов пульса. Задержать воздух в лёгких на столько же ударов пульса, и медленно выдохнуть через нос, отсчитав столько ударов пульса на сколько было задержано дыхание. Необходимо пропустить столько ударов пульса, на сколько было задержано дыхание и начать следующий вдох. Повторить упражнение 4 - 5 раз и делать 4 раза в день, каждый раз заканчивая так называемым очищающим, вентилирующим и прочищающим лёгкие дыханием.
  2.  Втянуть воздух полным ртом, сложить губы, будто для свиста (не надувая щёк), с силой выдохнуть немного воздуха, остановиться и задержать выдох, затем понемногу выдыхать до тех пор, пока воздух не выйдет из лёгких. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать перед сном.

Вариант 3:

  1. Ходьба в течение от 1 мин. и более.
  2. Приседания (4-5 раз и более).
  1. Бег в течение 5 мин. и более.
  2. Приседания.
  3. Глубокое дыхание через нос.
  4. Сесть на скамейку, наклониться и на выдохе дотронуться руками до носков вытянутых ног, вернуться в исходное положение, подняв вытянутые руки над головой (5 - 8 раз и более).
  5. Упражнения с мячом. Стоя, поднять мяч над головой, на вдохе прогнуться назад, на выдохе нагнуться вперёд и положить мяч на пол (5-8 раз и более).
  6. Подскоки: на вдохе ноги в стороны, на выдохе ноги вместе (5-8 раз и более).
  7. Лечь на спину, поднять вытянутые ноги вверх и развести их в стороны (5 раз и более).
  8. Упражнение “бабочка”: бег - развести руки в стороны и взмахивать ими, как крыльями, в течение 1/2 мин. и более.
  9. Ходьба на месте, высоко поднимая колени и взмахивая руками (20 раз).
  10. Ходьба с постепенным замедлением темпа (2 мин.).
  11. Сесть или лечь для отдыха (на несколько минут). Продолжительность упражнений должна быть строго индивидуальна. Наращивать нагрузки следует постепенно, консультируя ребёнка у специалиста по лечебной физкультуре.

Вариант 4:

  1. После ритмичного дыхания рот плотно закрыть. Повторить с ритмичными интервалами согласные звуки “б”, “в”, “м”, “п”, “т”, “ж”, “щ”, “ф”, при этом воздух как бы выталкивается через нос.
  2. Встать, выпрямиться. Смотреть перед собой. Закрыть правую ноздрю пальцами правой руки, медленно, плавно вдыхать воздух через левую, затем наоборот.
  3. Приготовить стакан тёплой воды для полоскания горла. При каждом полоскании вначале произносить звук “а-а-а”, а затем “о-о-о”. И так каждый раз, пока не кончится вода в стакане. Выполнять перед сном. В каждом из занятий можно проделать одно из упражнений можно проделать одно из упражнений.

Вариант 5:

Закрыть одну половину носа пальцем и сделать резкий вдох свободной половиной носа, выдохнуть воздух через рот. Повторить 8 раз, затем также 8 раз резко вдохнуть другой половиной носа, снова вернуться к противоположной половине и вдохнуть 8 раз, и так для каждой половины повторить 8 раз. В течение дня 8 раз и 8 дней подряд. Повторяйте курс по мере необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Что делать, если у вашего ребёнка нарушено зрение".

Материал содержит рекомендации, как для педагогов, так и для родителей....

Если у вашего ребёнка алалия

Если у вашего ребёнка алалия и вы не знаете, что это такое, прочитайте данную статью.Этот материал поможет вам разобраться в проблеме, понять причины и механизмы возникновения данного речевого нарушен...

Буклет для родителей "Что делать, если у вашего ребёнка нарушение зрения?"

Рекомендации родителям и педагогам "Что делать, если у вашего ребёнка нарушение зрения?"...

Если у вашего ребёнка заикание

Заикание — расстройство ритма и темпа речи с судорожным спазмом речевых мышц. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход воспитания, мешает речевому общению, затру...

Если у вашего ребёнка короткая подъязычная уздечка

Укороченная подъязычная уздечка – состояние, когда уздечка языка, перепонка, прикрепляющая язык ко дну ротовой полости, ограничивает движения языка. У детей с такой анатомической особенностью, у...

Что делать, если моторика вашего ребёнка плохо развита?

Консультация для родителей, в какие игры и упражнения можно играть, чтобы усовершенствовать мелкую моторику ребёнка....