НОД по развитию речи в старшей группе Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Новик Елена Григорьевна
  • познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;
  • продолжать учить анализировать литературные произведения, оценивать поступки героев, стимулировать сопереживание персонажам;
  • продолжать формировать у детей элементарные представления о праздновании Нового года; 
  • расширение кругозора детей, развитие их познавательного интереса, умения размышлять и делать выводы;
  • совершенствование грамматического строя речи, умения правильно согласовывать слова в предложении;
  • активизировать словарь детей по теме «Новый год»; 
  • развивать слуховое внимание, логическое мышление, память; 
  • создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Задачи:  

  • познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;
  • продолжать учить анализировать литературные произведения, оценивать поступки героев, стимулировать сопереживание персонажам;
  • продолжать формировать у детей элементарные представления о праздновании Нового года; 
  • расширение кругозора детей, развитие их познавательного интереса, умения размышлять и делать выводы;
  • совершенствование грамматического строя речи, умения правильно согласовывать слова в предложении;
  • активизировать словарь детей по теме «Новый год»; 
  • развивать слуховое внимание, логическое мышление, память; 
  • создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Ход ООД:

1. Организационный момент.

 Игра «Доскажи словечко»

- Ребята посмотрите какие красивые снежинки сегодня к нам прилетели на занятие, и они хотят с вами поиграть игра называется «Подскажи словечко» я буду вам зачитывать стихотворение, а вы должны досказать недостающее словечко. Готовы? Тогда слушайте внимательно.

Посмотрели мы в окошко,
Все в снегу уже дорожки,
Значит, праздник к нам придет,
Он зовется... 
Новый год.

Что за танец интересный,
Что танцуют дети с песней?
Взявшись за руки все ходят,
Непременно его водят
Возле елки в Новый год.
Он зовется ... 
хоровод.

Вот Снежинка озорная
И Лисичка деловая,
Очень страшный серый Волк
И загадочный Жучок —
Масок сказочных парад!
Он зовется... 
маскарад
Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная.

 На Новый год я главная… елка.

Верхушку елки украшает
И в небесах ночных бывает.
Так ярко светит нам всегда,
А называется... 
звезда.

Много «дождика» на елке,
Новогодней мишуры,
Но красивей остального
Разноцветные... 
шары.

Пред Новым годом покупают,
И елку ею украшают,
Вся яркая и в завитушках,
Что это? Новогодняя... 
игрушка

Встретим праздник мы с задором,
Ты танцуй и веселись,
А теперь давайте хором
Крикнем: Ёлочка... 
гори.
Он прячется под елкой,
И сразу не найдешь,
Но в день определенный
Его так долго ждешь.
Он так бывает ярок,
Зовется он... 
подарок.

Должен каждый в мире знать:
Чтоб исполнилось мечтание
В полночь нужно загадать
Самое заветное... 
желание

Кто приходит в гости к нам
Зимнею порою,
В шубе, теплых сапогах,
С белой бородою?
Он подарки нам принес,
Добрый... 
Дедушка Мороз.

Есть у дедушки Мороза
Одна главная черта —
Это длинная, густая,
Как из ваты... 
борода.

Он у Дедушки Мороза
Неизменный атрибут.
Стукнет оземь — сразу елки
Огоньки свои зажгут. 
(Посох)

Все подарки Дед Мороз
Детям по домам разнес.
А нести ему помог
За спиной большой ... 
мешок.

Что за девочка такая
Дед Морозу помогает?
Шубка белая на ней,
Нет ее косы длинней… 
Снегурочка.

За веревку потяни —
Разлетится конфетти.
Новогодняя игрушка
Называется... 
хлопушка.

В Новый Год его пускают,
Фейерверком называют,
Он красив, великолепен,
Ярок очень, разноцветен.
Он искрится «там» и «тут»,
И зовётся он .... 
салют.

- Молодцы вы справилась и, наверное, уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня?  (О Новом годе).

 - Ребята, за что Вы любите Новый Год? (Дарят детям и взрослым подарки, проходят утренники в детском саду, приходит Дед Мороз, Снегурочка и сказочные герои, можно много гулять на улице, играть в снежки, кататься на санках, можно посмотреть много мультфильмов и новогодних сказок, запускают салюты и фейерверки, можно кушать мандарины и салат Оливье 

–  Когда наступает Новый год?  (31 декабря).

- Камы узнаем, что Новый год наступил? (Когда часы пробьют двенадцать раз)

– А какой год наступает может быть из вас кто ни будь знает? (кролика)

- А без чего не может быть нового года? (Новогоднего праздника не может быть: без елочки, Деда Мороза, Снегурочки, подарков, гирлянд, песен и т.д.)

- Что наряжают на Новый год? (Ёлку).

- Чем можно украсить ёлочку? (Гирляндами, флажками, игрушками, шариками, фонариками, мишурой, дождиком и т. д.)

- Давайте с вами украсим ёлку.

Игра «Елочные украшения»  
Мы с ребятами сыграем в интересную игру:
То, чем елку наряжаем, я детишкам назову.
Вы послушайте внимательно, и ответьте обязательно,
Если я скажу вам верно, говорите "Да" в ответ.
Ну, а если вдруг - неверно, говорите смело "Нет!"


 - Разноцветные хлопушки?
 - Одеяла и подушки?
 - Раскладушки и кроватки?
 - Мармеладки, шоколадки?
 - Шарики стеклянные?
 - Стулья деревянные?
 - Плюшевые мишки?
 - Буквари и книжки?
 - Бусы разноцветные?
 - А гирлянды светлые?
 - Снег из ваты белой?
 - Ранцы и портфели?
 - Туфли и сапожки?
 - Чашки, вилки, ложки?
 - Конфеты блестящие?
 - Тигры настоящие?
 - Шишки золотистые?
 - Звездочки лучистые?

- Молодцы вы были все очень внимательными!

2. Основная часть.

Чтение рассказа.

- А сейчас я вас познакомлю с новым художественным произведением, которое называется «Я спас Деда Мороза». Внимательно послушайте и потом скажите мне что я вам прочитала сказку или рассказ? Договорились?

И так «Я спас Деда Мороза».

Все хранилось в большой тайне. О том, что на утреннике Санька станет Оловянным Солдатиком, знали трое: он сам, воспитательница Людмила Аркадьевна и бабушка.

Санька переоделся в укромном уголке, нацепил деревянную саблю, выглянул в зал и тихо ахнул.

В первый миг он не узнал никого!

В зале кружились сверкающие, почти невесомые Снежинки, чинно расхаживали усатые Мушкетеры, отплясывал барыню Кот в сапогах!

Саньку схватила за руку одна из Снежинок, потянула в круг. Оказалось, это все свои девчонки и мальчишки. Отчего-то не было нигде только Костика, лучшего Санькиного друга.

Потом музыка смолкла и почти совсем погас свет в зале. Но зато яркими огнями вспыхнула елка. Появились Дед Мороз со Снегурочкой… Про Костика Санька почти забыл.

И вот тут вдруг из-за ватного сугроба с жутким ревом и свистом выскочил Змей Горыныч!

Снежинки бросились врассыпную, один из Мушкетеров потерял шляпу, а Кот в сапогах, жалобно мяукая, забился в угол.

– Го-го-го-о-о-о! – гаркнул Змей Горыныч таким голосом, что задрожала земля и тихо-тихо, жалобно зазвенели игрушки на праздничной елке. – Ого-го-го-о-о-о-о! Вот я вам всем зада-а-а-ам!

Змей Горыныч разинул пасть и выпустил такой столб огня и дыму, будто хотел изобразить паровоз.

Один только Оловянный Солдатик не испугался страшного Змея Горыныча. Он выхватил свою деревянную саблю и храбро бросился в бой!

– В атаку! – кричал Санька, размахивая саблей перед мордой Змея. – Вот тебе, получай, противный Змей!

Змей Горыныч не ожидал такого яростного отпора. Трусливо пятясь, он отступал, уворачиваясь от Санькиной сабли, а затем повернулся и вовсе бросился наутек!

Тогда и Мушкетеры вспомнили про свои шпаги, да было уже поздно!

– Спасибо тебе, Солдатик, – просто сказал Дед Мороз.

Дед Мороз и Снегурочка стали раздавать подарки.

Санька огляделся по сторонам. Костика по-прежнему нигде не было.

Вновь зазвучала музыка. Мушкетеры со Снежинками образовали хоровод вокруг елки. Дед Мороз со Снегурочкой тоже встали в круг. Санька подумал и решил попрыгать со всеми вместе.

Было весело и очень хорошо. И вдруг Санька увидел Костика. Костик стоял в углу, без маскарадного костюма, в своих обычных шортиках и белой рубашке. Он как-то странно смотрел на Саньку.

– Костик! – закричал Санька и бросился к другу. – Ну где ты пропал?! Тут такое было! Я спас Деда Мороза! Ты бы видел!..

– Я видел, – тихим голосом отозвался Костик. – Ты ему здорово наподдал, этому Змею Горынычу.

– Да как же ты мог видеть? – удивился Санька. – Как ты мог видеть, когда тебя не было?!

– Я все видел, – Костик низко опустил голову. – Санька, это я был… Змеем Горынычем… Так задумано…

Грянул гром, и мир вокруг исчез. Не осталось ничего: ни музыки, ни елки с Дедом Морозом и Снегурочкой, ни Кота в сапогах, ни Мушкетеров…

Остались одни только Костик и Санька. Они стояли друг против друга и смотрели теперь прямо в глаза.

«– Ладно тебе», – сказал вдруг Санька и положил Костику руку на плечо. – Пойдем прыгать, ведь Новый год все равно наступил.

С. Георгиев

3. Физминутка.

Давай, дружок, смелей дружок. - идут, но кругу, изображая, что катят перед собой

Кати по снегу свой снежок.           снежный ком

Он превратится в снежный ком    рисуют обеими руками большой круг

И станет ком снеговиком.          рисуют снеговика из трех комков

Его улыбка так светла!               широко улыбаются

Два глаза, шляпа, нос, метла     — показывают глаза, прикрывают голову ладошкой дотрагиваются дo носа, встают прямо, как бы держа воображаемую метлу

Но солнце припечет слегка – медленно приседают

Увы! - и нет снеговика. (В, Егоров)– разводят руками, пожимают течами

4. Беседа по содержанию.

-Дети понравилось ли новое произведение?

- Как вы думаете к какому жанру можно отнести прочитанное произведение? (Это рассказ).

- Почему вы считаете, что это рассказ?

- О чем этот рассказ?

- Кто главный герой произведения?

- Какие еще персонажи были на празднике?

- Почему Саня поначалу не узнал никого из детей, когда вышел в зал?

- Какие сказочные персонажи встретились Сане в зале?

- Почему Саня не увидел лучшего друга Костика?

- С кем сражался Саня на празднике?

- Как Санька спас Деда Мороза?

- Как вы считаете, почему Костик был без костюма?

- Можно назвать Костика и Саньку настоящими друзьями?

- Как вы думаете, чему учит нас этот рассказ?  (Рассказ учит быть храбрым и отважным. Санька не испугался Змея Горыныча и смело бросился на него, в то время как другие дети стали в испуге разбегаться).

- Ребята, главная мысль этого рассказа заключается в том, что для истинной дружбы не бывает никаких преград. Санька был сначала поражен, когда узнал, что, нападая на Змея Горыныча, он сражался с лучшим другом. Но потом он понял, что они просто играли роли сказочных персонажей, и эта схватка не могла помешать их дружбе.

- Ребята подскажите мне какая из пословицы больше всего подходят к рассказу Георгиева «Я спас Деда Мороза»?

  • Чужой тайны не разглашай, а свою береги
  • Чья храбрость — того и победа.
  • Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

5. Итог.

- Что мы сегодня делали?

- Что вам больше всего понравилось?

- Вы сегодня молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Я СПАС ДЕДА МОРОЗА» С. ГЕОРГИЕВ

Слайд 4

Потом музыка смолкла и почти совсем погас свет в зале. Но зато яркими огнями вспыхнула елка. Появились Дед Мороз со Снегурочкой… Про Костика Санька почти забыл. И вот тут вдруг из-за ватного сугроба с жутким ревом и свистом выскочил Змей Горыныч! Снежинки бросились врассыпную, один из Мушкетеров потерял шляпу, а Кот в сапогах, жалобно мяукая, забился в угол. – Го-го-го-о-о-о! – гаркнул Змей Горыныч таким голосом, что задрожала земля и тихо-тихо, жалобно зазвенели игрушки на праздничной елке. – Ого-го-го-о-о-о-о! Вот я вам всем зада-а-а-ам! Змей Горыныч разинул пасть и выпустил такой столб огня и дыму, будто хотел изобразить паровоз. Один только Оловянный Солдатик не испугался страшного Змея Горыныча. Он выхватил свою деревянную саблю и храбро бросился в бой! – В атаку! – кричал Санька, размахивая саблей перед мордой Змея. – Вот тебе, получай, противный Змей! Змей Горыныч не ожидал такого яростного отпора. Трусливо пятясь, он отступал, уворачиваясь от Санькиной сабли, а затем повернулся и вовсе бросился наутек! Тогда и Мушкетеры вспомнили про свои шпаги, да было уже поздно! – Спасибо тебе, Солдатик, – просто сказал Дед Мороз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение рассказа В.Драгунского «Сверху, вниз, наискосок»

Цель. Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом....

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».Задачи: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;продолжать учить ...

Конспект ООД по развитию речи (старшая группа) Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка.Задачи:1. Формировать умение и желание активно участвовать в ходе ООД, отвечать, прислу...

Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Задачи:  познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;продолжать учить анализировать литературные произведения, оценивать п...

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».Задачи: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;продолжать учить ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема: «Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка....

Чтение рассказа С. Георгиева "Я спас Деда Мороза"

Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка....