Конспект по развитию речи.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Колбасова Любовь Юрьевна

КОНСПЕКТ

   занятия по развитию речи в старшей группе.

ТЕМА: «Золотая Осень»

Конспект занятия

Тип занятия: комплексное

Вид занятия: познавательное

Программное содержание: 

  • Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

  • Продолжать учить составлять предложения по картинкам;

  • Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. 

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику. 

  • Продолжать развивать память, мышление, внимание через игры и упражнения.

Цели: систематизировать накопленные детьми знания о времени года – осень.

Методические приемы:
Наглядные: картинки, сюжетные картинки

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал:

  • Мольберт.

  • картинки с признаками осени

  • сюжетные картинки  для составления рассказов

  • мяч

Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. В. Авдиенко. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

 Ход занятия

 Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Отгадайте мою загадку, о каком времени года моя загадка? 
(воспитатель загадывает загадку)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я – …
(осень)

 

Правильно, это загадка об осени! Сейчас осень шагает по земле. Она всех готовит к приходу зимы.

- В каком месяце началась осень? (в сентябре)

-А как называется второй месяц осени?

- А как называется последний месяц осени? (ноябрь)
- Сколько всего осенних месяцев? (Три)
Давайте еще раз их назовем (дети называют осенние месяцы)

Воспитатель: Ребята, а мы с вами знаем осеннее стихотворение, давайте его расскажем (Дети по желанию читают стихотворение В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке…»

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый –
Кленовый.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним признаки осени.

- Какое сегодня солнышко?
- Какое сегодня небо?
- Сравните осенние денечки с летними.
- Как изменились осенние краски по сравнению с летними?
- Что называют листопадом?
- В какую погоду листочков облетает больше?
- Много ли насекомых сейчас?

Воспитатель: Ребята, а что происходит в жизни птиц осенью? (они улетают в теплые края)
Как называют таких птиц, которые от нас улетают? (перелетные)

- А еще, ребята осенью чаще льют дожди. На улице становится пасмурно и серо, но чтобы мы не грустили в такую погоду, поиграем в игру.

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.

- листья осенью (что делают?) – листья осенью желтеют и опадают

-дождь осенью (что делает?) – дождь осенью моросит, идет.

- птицы осенью (что делают?) —  Птицы осенью улетают.

-урожай осенью с огорода (что делают?)  – урожай осенью убирают.

-деревья осенью (что делают?) — Деревья осенью роняют листья.

-звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

А как люди осенью заботятся о себе? (люди оделись в теплую одежду).

Что мы надеваем осенью на улицу? (куртку, штаны, сапоги)
Так как же можно назвать осень, какая она? (щедрая, разноцветная, золотая…)
Почему осень щедрая?
Почему осень разноцветная (золотая)?
Ну а сейчас, в заключение нашего занятия, давайте поиграем.

Проводится игра

Игра «Да или нет»
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

Описательный рассказ по картинке.

 «Ранняя осень – красивое время года» ребята кто хочет продолжить рассказ?

(поочередный опрос всех детей)

Или:

А теперь, ребята давайте попробуем составить рассказ по картинкам.

1 картина – 1 сентября – начало осени, листья начинают желтеть…и т.д.

2 картинка – ветер сбросил листья с деревьев, становиться холоднее.

3 картинка  - наступил последний месяц осени – ноябрь – приходят холода, кое- где лежит снег.

Итог занятия:

Вот наше занятие подошло к концу, скажите, ребята:
О каком времени года мы говорили на занятии? (осень)

Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

Молодцы, всем спасибо!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_r.r.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

   занятия по развитию речи в старшей группе.

ТЕМА: «Золотая Осень»

Конспект занятия

Тип занятия: комплексное

Вид занятия: познавательное

Программное содержание: 

  • Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  • Продолжать учить составлять предложения по картинкам;
  • Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. 
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику. 
  • Продолжать развивать память, мышление, внимание через игры и упражнения.

Цели: систематизировать накопленные детьми знания о времени года – осень.

Методические приемы:
Наглядные: картинки, сюжетные картинки

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал:

  • Мольберт.
  • картинки с признаками осени
  • сюжетные картинки  для составления рассказов
  • мяч

Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. В. Авдиенко. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

 Ход занятия

 Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Отгадайте мою загадку, о каком времени года моя загадка? 
(воспитатель загадывает загадку)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я – …
(осень)

Правильно, это загадка об осени! Сейчас осень шагает по земле. Она всех готовит к приходу зимы.

- В каком месяце началась осень? (в сентябре)

-А как называется второй месяц осени?

- А как называется последний месяц осени? (ноябрь)
- Сколько всего осенних месяцев? (Три)
Давайте еще раз их назовем (дети называют осенние месяцы)

Воспитатель: Ребята, а мы с вами знаем осеннее стихотворение, давайте его расскажем (Дети по желанию читают стихотворение В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке…»

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый –
Кленовый.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним признаки осени.

- Какое сегодня солнышко?
- Какое сегодня небо?
- Сравните осенние денечки с летними.
- Как изменились осенние краски по сравнению с летними?
- Что называют листопадом?
- В какую погоду листочков облетает больше?
- Много ли насекомых сейчас?

Воспитатель: Ребята, а что происходит в жизни птиц осенью? (они улетают в теплые края)
Как называют таких птиц, которые от нас улетают? (перелетные)

- А еще, ребята осенью чаще льют дожди. На улице становится пасмурно и серо, но чтобы мы не грустили в такую погоду, поиграем в игру.

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.

- листья осенью (что делают?) – листья осенью желтеют и опадают

-дождь осенью (что делает?) – дождь осенью моросит, идет.

- птицы осенью (что делают?) —  Птицы осенью улетают.

-урожай осенью с огорода (что делают?)  – урожай осенью убирают.

-деревья осенью (что делают?) — Деревья осенью роняют листья.

-звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

А как люди осенью заботятся о себе? (люди оделись в теплую одежду).

Что мы надеваем осенью на улицу? (куртку, штаны, сапоги)
Так как же можно назвать осень, какая она? (щедрая, разноцветная, золотая…)
Почему осень щедрая?
Почему осень разноцветная (золотая)?
Ну а сейчас, в заключение нашего занятия, давайте поиграем.

Проводится игра

Игра «Да или нет»
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

Описательный рассказ по картинке.

 «Ранняя осень – красивое время года» ребята кто хочет продолжить рассказ?

(поочередный опрос всех детей)

Или:

А теперь, ребята давайте попробуем составить рассказ по картинкам.

1 картина – 1 сентября – начало осени, листья начинают желтеть…и т.д.

2 картинка – ветер сбросил листья с деревьев, становиться холоднее.

3 картинка  - наступил последний месяц осени – ноябрь – приходят холода, кое- где лежит снег.

Итог занятия:

Вот наше занятие подошло к концу, скажите, ребята:
О каком времени года мы говорили на занятии? (осень)

Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

Молодцы, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...