Дидактическое пособие "Пальчиковые дорожки"
материал по развитию речи (младшая группа)

Хазиева Рамзия Халиловна

 

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_po_razvitie_rechi_2021g.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Пальчиковые дорожки»

 для развития речи дошкольников

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.

Цель пособия: Создать условия в группе детского сада для сенсорного и познавательного развития детей.

Задачи:

Развивать мелкую моторику;

Развивать речь детей во всех видах деятельности;

Готовить руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.

Расширять словарный запас, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкальный слух.

Развивать гармонизацию движения тела, мелкою моторику рук и органов речи;

«Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра»

Сенсорные дорожки позволяют использовать «пальчиковые шаги» (логоритмику). «Пальчиковые шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Это важно не только в работе с «шагами». Это умение является необходимым для полноценного речевого развития в дошкольном возрасте и в дальнейшем при обучении в школе. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу.

Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта — «шаги» указательным и средним пальцами. Усложнение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности:указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный и мизинец.

Третий этап: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки работают по четной странице разворота, правой руки — по нечетной.

Четвертый этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой — «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой — большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребенка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удерживать внимание.

Несмотря на сложность работы на третьем и четвертом этапах, ребенку необходимо усвоить эти упражнения, так как осуществление и автоматизация этих движений способствуют расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребенка.

Стихотворения для «пальчиковых шагов» на сенсорных дорожках.

Дорожки

Зашагали наши ножки

Прямо по дорожке, топ-топ

. Вот как мы умеем, топ-топ.

Ну-ка веселее, топ-топ,

Это наши ножки, топ-топ,

Шагают по дорожке. Топ-топ.

Бусы Чудо — бусы у меня,

Я их делала полдня.

Они такие классные,

Красивые, прекрасные

ВАРИАНТ №2

Дидактическое пособие «Пальчиковые дорожки»

 для развития речи дошкольников

Цель пособия: Создать условия в группе детского сада для сенсорного и познавательного развития детей.

Задачи:

Развивать мелкую моторику;

Развивать речь детей во всех видах деятельности;

Готовить руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.

Расширять словарный запас, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкальный слух.

Развивать гармонизацию движения тела, мелкою моторику рук и органов речи;

О значимости мелкой моторики написано не мало. Уверена, каждый родитель, педагог слышал, что, развивая пальчики, мы помогаем развиваться речи малыша.

Мелкая моторика формируется постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в игры.

Для развития речи и мелкой моторики я предлагаю для дошкольников «пальчиковые дорожки».

Пальчиковые дорожки - отличные тренажеры для маленьких детских пальчиков. Нам, взрослым, кажется, что может быть проще, чем ходить пальчиками по пуговицам, или раскрывать молнию. Но для малышей - это все труд и познание!  С пальчиковыми дорожками можно проводить увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но и развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи.

Мы начинаем работу с самого легкого варианта: без речевого сопровождения шагать по дорожкам – для начала «шаги» указательным и средним пальцами. Затем постепенно ввожу остальные пальцы руки в следующей последовательности:

- указательный и средний пальчики;

- указательный и безымянный пальчики;

- указательный палец и мизинец;

- большой палец и мизинец;

- большой и указательный пальчики;

- большой и средний пальчики;

- большой и безымянный пальчики;

- средний и безымянный пальчики;

- средний палец и мизинец;

- безымянный и мизинец.

        Далее одновременные движения пальчиками обеих рук. Затем ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают» вверх, а другой – «вниз»).

Далее мы добавляем речевое сопровождение.

Для автоматизации поставленных звуков мы используем следующие задания:

- веди пальцем по дорожке и произноси звук Р и т.д.;

- «Шагай пальчиками по дорожке вверх, правильно произнося слоги:

   ша-ша, шо-шо, шу-шу, ши-ши и т.д.

Так же автоматизируем звуки в словах, предложениях, скороговорках. Учим с помощью пальчиковых дорожек стихотворения.

Отдельно стоит упомянуть использование сенсорных фонов для игр по правилам. Многие известные и популярные у детей игры по правилам можно перевести в пальчиковые игры, например, классики.

Выполнение этих упражнений и движений пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребёнка.

Следует отметить, что речь у человека является инструментом мышления, тем самым развивая речь – мы даем мощный толчок интеллектуальному развитию ребенка. Речь оказывает большое влияние на развитие психических процессов. Прежде всего, под влиянием речи изменяется восприятие ребёнка.

Шагать пальчиками по сенсорным дорожкам можно в сопровождение с проговаривание стихотворений.

Зайчишка- трусишка

По полю бежал

В огород забежал

Морковку нашёл

Капусту нашёл

Сидит и грызёт

Ай, кто то идёт

Или всем известное стихотворение

Мишка косолапый по лесу идёт

Шишки собирает в сумочку кладёт

Для изготовления дорожек я использовала фетр, пуговицы - цветы, бусинки, ракушки, звездочки, снежинки, листья и т.д  может подойти разнообразный подручный материал. Все детали пришивала нитками .

Дидактическая игра получилась яркая, аккуратная

"Веселые резиночки"

В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика,скорость реакции. Игра помогает закрепить знание цветов и навыки счета.

Играть могут дети от 3 лет и старше, количество игроков от 2 до 6.

Чтобы начать игру, сложите карточки в стопку. Положите посередине колокольчик так, чтобы все могли до него дотянуться, высыпьте рядом резинки, перемешав цвета. Перетасуйте все карты и разместите их, «рубашками» кверху, с другой стороны колокольчика.

Один из участников переворачивает верхнюю карту. Игроки должны надеть резинки на руку по схеме, изображенной на карте, соблюдая расположение и цвет резинок. Тот, кто сделает это первым, звонит в колокольчик. Остальные игроки проверяют, правильно ли выполнено задание.

Когда только начинаете знакомить детей с этой игрой, правила можно упростить. Просто дать ребенку карточку и вместе с ребенком найти резиночки нужного цвета и помочь ему одеть на пальчики. Далее детки будут друг другу помогать все выполнить правильно. А после того как игра знакома, вводить правила и усложнять игру.

Пальчиковая игра с резинками для волос «Овощи»

Материал:

Резинки для волос оранжевого, синего, красного, жёлтого и зелёного цвета, сложенные в индивидуальные контейнеры.

1,2,3,4,5!

Будем пальцы наряжать!

Пальцы сжаты в кулак. По очереди разгибаем пальчики

Вот мизинчик - он морковка,

Он в оранжевой обновке!

Надеваем на мизинец оранжевую резинку

Безымянный - баклажан,

Носит синий сарафан.

Надеваем на безымянный палец синюю резинку

Средний - свёкла для борща,

Ярко- красная она.

Надеваем на средний палец красную резинку

Указательный – кокетка,

Он весь жёлтенький, как репка.

Надеваем на указательный палец жёлтую резинку

Большой палец – молодец!

Он зелёный огурец!

Надеваем на большой палец зелёную резинку,

поднимаем кверху большой палец!

Морковку, баклажан, и свёклу,

Огурец и репку, посмотри,

По очереди разгибаем пальчики

Можно вырастить на грядке,

Сжимаем и разжимаем пальчики в кулак

Очень вкусные они!

Сложить пальцы вместе и послать воздушный поцелуй.

Повторить то же самое с пальцами второй руки

«Ягодные кустаники» Текст Движения

1,2,3,4,5

Надо ягод нам собрать.

Хлопаем в ладоши.

Вот крыжовник, крупный, гладкий,

Хоть зелёный – очень сладкий!

Надеваем на большой палец зелёную резинку,

Ежевика – чёрная,

Колючий куст, как ёжик!

И косточек в ней много,

Попробуй, если хочешь!

Надеваем на указательный палец чёрную резинку,

Сорт смороды белый есть,

Много ягод висит здесь.

Мы смороду собираем

Из неё варенье варим!

Надеваем на средний палец белую резинку,

Вот шиповник ярко красный,

Был вчера цветком прекрасным!

А теперь он твёрдым стал,

С ним завариваем чай!

Надеваем на безымянный палец красную резинку,

И малина есть у нас,

Жёлтый сорт, как ананас!

Мы пока её собрали,

Пальчики у нас устали!

Надеваем на мизинец жёлтую резинку,

Мы устали, мы устали,

Ягод много мы собрали. Сжимаем и разжимаем пальцы в кулак.

Повторить то же самое с пальцами второй руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическая разработка "Дорожка здоровья"

Массажный коврик « дорожка».1. Закаливание организма.2. Восполнение нехватки тактильных ощущений.3. Профилактика и коррекция плоскостопия.4. Разв...

Дидактическая игра ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ

Оздоровление организма ребенка при помощи массажного коврика, посредством воздействия на биологически активные точки стопы....

Дидактическое пособие "Дорожка здоровья с элементами сенсорики"

Образовательная область: «Физическое развитие», «Сенсорное воспитание». Возрастная группа: начиная с раннего возраста.  Дорожка здоровья позволяет проводить профилакт...

Дидактическое пособие «Дорожка здоровья»

Плоскостопие у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей. Исследования показали, что у 32% детей, выявлено плоскостопие, т...

дидактическая игра "Дорожки здоровья"

Эта игра знакомит детей с видами спорта, как можно укрепить и поддержать свое здороье....

Дидактическое пособие «Дорожка здоровья»

Одна из самых главных целей ДОУ — это укрепление и сохранение здоровья дошкольника, а также профилактика различных заболеваний ребенка. Массажный коврик как нельзя кстати подходит на роль помощн...