"Развитие речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники"
материал по развитию речи


Предварительный просмотр:

Тема заседания ГМО №2: «Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста»

Тема представленного опыта: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRVGrjfI26hbNUuF0r108D_g

Коробейникова Евгения Сергеевна

Воспитатель

(первая квалификационная категория)

МБДОУ «ДС «Семицветик»

 

г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская обл.

09.02.2023 г

«Развитие речи детей дошкольного возраста

посредствам мнемотехники»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

Одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Именно поэтому, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники, который помогает подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология.

Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Известно, что человек только слушая, запоминает около 15% речевой информации, только глядя – 25% видимой информации, а слушая и глядя одновременно – 65% преподносимой ему информации.

Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники.

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем усложняем, демонстрируем мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

В каждой группе есть  мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы, но  работая с интернет – ресурсами я познакомилась и изучила живые мнемотаблицы.

Суть живой мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение.

Живые мнемотаблицы включают в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом. Непроизвольное внимание вызывают новизна, необычность, динамичность объектов, контрастность изображения.

Представляю вам видео материал по заучиванию стихотворения на 23 февраля «В дозоре».  Посмотрите, что из этого получилось.

(просмотр видеоролика)

В заключении хочу сказать: необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут нам в развитии речи дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возраста посредством мнемотехники»

План работы используется для системной работы с детьми. На его основе планируется работа для следующей возрастной группы, опираясь на индивидуальные особенности детей....

Проект на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"

Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он  заговорит. Ушинский К.Д.      Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития пам...

Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возраста посредством мнемотехники»

Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возрастапосредством мнемотехники»...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языко...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники.

  Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказыв...

Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники

Цель:  использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.Задачи:1.Развивать связную речь детей.2. Расширять и обогащать ...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...